Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Основные понятия. Наука как производительная сила общества и средство обеспечения конкурентоспособности государства и организации




 

Научная деятельность впервые зародилась на рубеже VII-VI вв. до н.э. в приморских городах малоазийской Ионии. Она получила название "наука о природе". Как по своему содержанию, так и по своим методам эта дисциплина не имела ничего общего с естественными науками Нового времени. Истоками ранней греческой науки служат: мифология, данные непосредственных наблюдений и опыт многовековой человеческой практики. Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI в. до н.э. В древнегреческом обществе произошли такие сдвиги в материальной и духовной жизни, которые обусловили разрушение традиционной организации производства и возникновение науки.

Истинная наука, где главным критерием научности выступает эксперимент, появилась в Европе. Особое значение в формировании науки сыграли средневековые университеты. Первый университет был создан в Каире в 950 г. В Европе они возникли позже. В XI в. открылся Болонский университет, в XII в. образовались Парижский и Оксфордский университеты. К концу XV в. в Европе насчитывалось более 40 университетов. Они явились первой организационной формой для проведения научных исследований. Университеты возникали в столицах, крупных городах раздробленной Европы. К началу XVIII в. наука стала полноправным социальным институтом во многих европейских странах. В Англии, Франции, Германии учреждаются национальные академии наук, формируются различные научные общества, начинают выходить первые научные журналы.

Наука в России - как вид человеческой деятельности, направленный на получение новых знаний, возникла более 270 лет тому назад с момента образования Российской Академии наук. Однако уже первые крупные историки XVIII-XIX в. - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский в своих исследованиях пытались в допетровское время найти зачатки науки и научных знаний в России.

Постепенно с развитием сети научных учреждений Академии наук, а также, в связи с появлением университетской науки функции и характер работ Академии изменяются. От неё отходят учебные, переводческие и другие функции, прекращает свою деятельность академический университет и возрастает её роль в проведении чисто научных, изыскательских работ.

В конце XVIII и начале XIX вв. важную роль в проведении научных исследований начинают играть вузы, которые со второй половины XIX в. становятся главными центрами науки в России. Основание высших школ в России происходило при активном участие первых академиков: Ломоносова, Ададурова, Фусса, Палласа, Румовского и др. Так, в 1755 г по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет.

Все же к началу XX в. абсолютным лидером в мировой науке оставалась Западная Европа. К 1900 г. численность занятых в науке мира составляла 100 тыс. человек. По количеству открытий и изобретений за период 1600-1900 гг. на Западную Европу приходилось 80% открытий, 12% на американцев, 8% на русских.

В первые десятилетия Советской власти были заложены основы советской науки, создана сеть научных учреждений, центры подготовки научных кадров. В ряде научных направлений были достигнуты выдающиеся достижения.

В период конца 20-х до середины 50-х гг. происходит активное включение науки в народнохозяйственную систему и подчинение её нуждам индустриализации, а в военное время - нуждам фронта. Произошел невиданный рост темпов научно-технической деятельности, численности научных кадров и научно-исследовательских учреждений. На первый план в структуре НИОКР выдвигаются прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, а среди секторов лидерство по всем показателям переходит к отраслевой науки. Именно расцвет, а затем и полное доминирование отраслевой науки является характерным признаком данного периода.

Период с середины 50-х до середины 80-х гг. - этап послевоенного подъема народного хозяйства и дальнейшего развития производства. Эта была стадия превращения науки в непосредственную производительную силу, на которой она начала оказывать решающее значение на промышленное производство. Наука и техника слились в единое течение - научно-технический прогресс. Грандиозные научно-технические достижения Советского Союза в этот период сделали его одной из сильнейших научных держав мира, показав, что государственные приоритеты в образовании и науке оборачиваются открытиями и успехами в технологии и производстве. Среди наиболее ярких достижений: строительство первой в мире атомной электростанции в Обнинске и первого ледокола с атомной силовой установкой; запуск первого искусственного спутника земли и первого человека в космос, ознаменовавшие начало нового периода в жизни человеческой цивилизации и многие др. Начали развиваться новые отрасли промышленности - электронная и микроэлектронная (СССР в 1951 г. имел одну из самых передовых, в то время, ЭВМ в мире), атомная промышленность, производство синтетической продукции, биотехнология и др.

Советский Союз по показателям финансирования науки, по количеству научных публикаций, по подаваемым заявкам на изобретения прочно удерживал второе и третье место в мире, а по количеству занятых в НИОКР - первое.

В 1985 г. начало "Перестройки" повлекло за собой существенное изменение в развитии всей социально-экономической жизни общества.

Эти изменения глубоко затронули и научную деятельность, проводимую в стране. Одной из приоритетнейших задач стало, прежде всего, научно-техническое обновление производства и достижение высшего мирового уровня производительности труда. Интенсификация научной деятельности была направлена на достижение определенных экономических результатов.

Значительно усилились тенденции объединения науки и производства. Было проведено организационное слияние значительной части отраслевых НИИ с предприятиями и образование различных типов научно-производственных объединений (НПО). В машиностроительный комплекс, например, в состав НПО было включено более 80% НИИ и опытно-конструкторских организаций.

Получили также распространение территориально-отраслевые научно-технические программы, направленные на использование всех имеющихся предпосылок и факторов для успешного экономического роста. Первой из таких программ стала "Интенсификация-90", одной из задач которой было содействие повышение роли мелких и средних предприятий в ускорении экономического роста. И, как следствие, образование этих предприятий в различных областях экономики, в том числе и в научной отрасли.

Важной особенностью финансирования науки в СССР является не прекращавшейся более 40 лет гонкой вооружений было резкое преобладание расходов на научные исследования в области военных НИОКР над затратами в гражданском секторе. В середине 80-х гг. военно-промышленный комплекс поглощал в среднем около 71% всех ассигнований на науку. Такая вынужденная диспропорция в финансировании гражданских и оборонных НИОКР углубляла разрыв между уровнем проводимых исследований, техническим уровнем производства, материально-технической базой и квалификацией кадров, а, следовательно, и научными достижениями, сделанными в ВПК и гражданском секторе.

В США в тот же период наблюдалась практически схожая диспропорция в финансировании государством военных и гражданских НИОКР. В послевоенный период, до 1990 гг., финансирование военного сектора преобладало над другими областями исследований. В 1960-х годах военные исследования составляли 80% всех государственных инвестиций, затем эта доля сократилась до 50% в 1965 году и оставалась на этом же уровне до 1980 года, а потом снова увеличилась до 65% в 1990 году.

Однако в США, в отличие от СССР, был хорошо налажен механизм передачи результатов исследований из военного сектора в гражданский, посредством многочисленных правительственных программ, направленных на сближение этих секторов. В 1960-х годах в США началось внедрение военных технологий в гражданских целях, реактивный двигатель явился главным примером этого. Также примерами благоприятного взаимодействия секторов в США может служить передача новейших компьютерных технологий, производства чипов для компьютеров и биотехнологий из оборонных лабораторий в гражданские промышленные предприятия и последующим массовым производством данной продукции.

Согласно Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одной из приоритетных задач становится развитие «новой экономики» (или «экономики, основанной на знаниях»), строительство которой может осуществляться за счет изменения экономической структуры в пользу перерабатывающих и особенно высокотехнологичных отраслей. В отношении сферы науки впервые достаточно ясно сказано о том, что необходимо «оптимизировать масштабы и структуру научно-технической сферы, значительно повысить ее эффективность и направленность на достижение конкретных результатов», т.е. сделать ее компонентом национальной инновационной системы (НИС).

На сегодняшний день, с точки зрения построения экономики, основанной на знаниях, по всем формальным показателям страна находится в самом начале пути. Принятые измерители уровня развития новой экономики – это объем инвестиций в сектор знаний, динамика создания малых инновационных предприятий, показатели патентования изобретений, число занятых в высокотехнологичном секторе экономики и др. По совокупному показателю Россия сегодня в 2–3 раза уступает среднемировому уровню поддержки экономики знаний.

В настоящее время существуют различные трактовки так называемой «новой» экономики. Согласно широко распространенной трактовке, к «новой» экономике относится производство продукции и услуги отраслей высоких технологий, включая информационные. Однако предпочтительной представляется другая, расширенная трактовка, согласно которой для «новой» экономики, помимо указанных технологий, характерно повышенное качество труда, существенное развитие образования, а также наукоемких отраслей и производств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.