Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления современной финансовой политики России




Наиболее распространенной классификацией направлений финансовой политики является ее подразделение в соответствии со структурой финансовой системы. Так, выделяют бюджетную (в том числе политику в области доходов и расходов), самостоятельное место занимает налоговая политика, денежно-кредитная, государственная долговая, политика в области государственного страхования, валютная политика. Возможны и иные варианты классификационного ряда финансово-правовой политики.

Финансовая политика включает следующие направления:

- налоговую политику;

- бюджетную политику;

- денежно-кредитную политику;

- ценообразование;

- инвестиционную политику;

- социальную политику.

Ценообразование основано на либерализации цен, т. е. основой является существование свободных (договорных) цен. Но наряду с ними существуют также регулируемые цены (на энергоносители), а также предельно допустимые (на отдельные виды продуктов питания).

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется как экономическими, так и административными мерами. Ежегодно ЦБ РФ совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса. Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.

Денежно-кредитная политика Банка России разрабатывается в соответствии с целями макроэкономической политики на планируемый период, т.е. на предстоящие три года.

В процессе реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении, изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении. В зависимости от характера влияния на объекты регулирования можно выделить следующие методы (наборы инструментов) денежно-кредитного регулирования: административные (прямые), экономические (косвенные), смешанные.

Административные методы государственного регулирования основаны на установлении государством или его органом для субъектов денежно-кредитных отношений обязательных к исполнению норм и нормативов (введение предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами или ежеквартальные определения для юридических лиц предельной величины (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня).

В условиях рыночной экономики более приемлемо применение экономических (косвенных) методов государственного регулирования денежного обращения. Примером экономических методов регулирования в сфере денежного оборота может служить то, что использование безналичных расчетов дешевле, чем расчеты наличными деньгами. И это стимулирует предприятия и организации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей.

Сочетание административных и экономических методов (смешанное регулирование) часто применяется в процессах интервального регулирования, т.е. тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничений действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.

Основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:

1) процентные ставки по операциям Банка России - используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. ЦБ РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Сущность этой политики заключается в установлении ЦБ РФ норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов. При этом обязательные минимальные резервы хранятся на беспроцентном счете в ЦБ РФ. После финансового кризиса в России средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом.

Политика Центрального банка РФ по этому вопросу направлена на приближение норм резервирования к общемировым стандартам. Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам возможно в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования;

3) операции на открытом рынке. Эти операции предполагают, с одной стороны, покупку и продажу государственных облигаций ЦБ РФ, а с другой стороны - коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются ЦБ РФ дифференцировано, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.

Изменяя процентные ставки на открытом рынке, ЦБ РФ создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для повышения своей ликвидности;

4) рефинансирование банков;

5) валютное регулирование;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения - установление для коммерческих банков лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, на выдачу отдельных видов кредита, например на выдачу потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам. В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать Центральный банк и соответствующие правительственные органы.

Валютная политика - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютно-экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами страны.

Б юджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в послекризисный период. Консервативная бюджетная политика предусматривает сдерживание государственных расходов, но не в ущерб стратегическим целям развития. В среднесрочной перспективе вводятся ограничения бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, чтобы ответственные министерства были заинтересованы в росте эффективности расходов, а не в их наращивании. Цель бюджетной политики - не только сократить расходы бюджета, но и создать действенный инструмент выхода из кризиса и поддержки производства и населения.

Серьезный потенциал повышения эффективности механизмов бюджетной политики заложен в совершенствовании механизмов государственных закупок, которые должны преимущественно размещаться среди российских товаропроизводителей.

Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику.

Налоговая политика России в 90-е гг. прошлого столетия являлась довольно пассивным инструментом мобилизации доходов в бюджет страны. Игнорирование роли налогов как одного из важнейших рычагов управления экономикой привело к тому, что на протяжении всего периода реформ российская экономика функционировала в условиях высокого фискального бремени. Это привело к нестабильности всей хозяйственной системы и к криминализации экономики, что в конечном итоге сказалось на снижении конкурентоспособности страны. Реформирование налоговой системы, начавшееся в 1999 г., было вызвано в том числе необходимостью активизации налоговых инструментов в процессе экономического развития страны.

Одним из звеньев налоговой политики является определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период, с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов.

Налоговая политика предусматривает тенденцию переложения налогового бремени с юридических лиц на физические лица. Основными задачами современной налоговой политики являются: выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы и совершенствование налогового администрирования. Упрощение налоговой системы предусматривается посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, отмены значительного числа второстепенных налогов. Улучшение налогового администрирования должно быть основано на сокращение возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

Сегодня вместе с набирающим темпы процессом глобализации возрастает налоговая конкуренция между странами в борьбе за капитальные инвестиции. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Более того, именно активная позиция государства в сфере налоговой конкуренции является одним из факторов долгосрочного экономического роста.

Налоговая политика наряду с таможенно-тарифным регулированием, планированием и тарифным регулированием естественных монополий выступает инструментом экономического регулирования.

Налоговая конкуренция имеет следующие положительные результаты:

- закрепление в национальном законодательстве принципа территориального налогообложения (т.е. налогообложение только тех доходов, которые заработаны в рамках национальных границ);

- ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.

Концепция международной налоговой конкуренции противоположна концепции международной налоговой гармонизации. Процесс гармонизации налогового законодательства должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию национального налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения. Ее основная цель - устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятствующих экономической интеграции.

Совокупная налоговая нагрузка является основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы. При этом совокупная налоговая нагрузка складывается из номинального налогового бремени и издержек налогоплательщика, связанных с налоговым администрированием. В последнее время внесены изменения в налоговое законодательство, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки. Номинальное налоговое бремя в России в целом сопоставимо с общеевропейским уровнем. В частности, эффективная налоговая нагрузка на потребление в России та же, что и в развитых странах, и ниже, чем в странах с переходной экономикой; нагрузка на капитал более или менее сопоставима с тем же показателем, рассчитанным по странам с переходной и с развитой экономикой; налоговая нагрузка на труд в России практически в два раза ниже, чем в странах с переходной и развитой экономикой. Однако остаются проблемы, связанные с издержками налогоплательщика, связанные с процедурами налогового контроля и особенностями правоприменительной практики. Именно эти причины приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к попыткам ее минимизации за счет уклонения от уплаты налогов. Поэтому Россия по-прежнему остается малопривлекательной страной для иностранных инвестиций.

Основные направления налоговой политики России последних лет имели целью совершенствование налогового администрирования.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем содержание финансовой политики?

2. В чем значение и задачи финансовой политики?

3. Дайте понятие финансовой стратегии и тактики.

4. В чем заключается функциональный, целевой и территориальный аспекты финансовой политики?

5. Какова взаимосвязь финансовой политики и экономики?

6. Как происходит усиление влияния финансовой политики на экономическую и социальную жизнь общества?

7. В чем заключается научный подход к выработке финансовой политики? Каковы его основные требования?

8. Приведите понятие результативности финансовой политики.

9. Каковы факторы, влияющие на результативность финансовой политики?

10. Каковы показатели эффективности финансовой политики?

11. Каковы условия, необходимые для успешной реализации финансовой политики?

12. Раскройте связь финансовой политики и права.

13. В чем значение нормативно- правовой базы для обеспечения эффективной финансовой политики?

14. Каковы правовые акты в области финансов? В чем заключается необходимость их совершенствования?

15. Охарактеризуйте финансовую политику России на современном этапе развития.

16. Раскройте основные направления финансовой политики России.

17. В чем особенности политики налогообложения России на современном этапе?

18. В чем особенности политики денежного обращения России на современном этапе?

19. В чем особенности политики ценообразования России на современном этапе?

20. В чем особенности таможенной политики России на современном этапе?

21. В чем особенности политики бюджетного финансирования России на современном этапе?

22. В чем недостатки финансовой политики?

23. Каковы стратегия и тактика финансовой политики в условиях рынка?

24. Раскройте финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.

25. Дайте понятие финансового механизма.

26. Приведите структуру финансового механизма.

27. Каковы требования, предъявляемые к финансовому механизму?

28. Как изменяется финансовый механизм под воздействием изменения условий хозяйствования?

29. Раскройте направления совершенствования финансового механизма в современных условиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.