Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммерческая деятельность и основы логистики

Классификация складов оптовой торговли и их устройство, эффективность использования

Цели и задачи торговых предприятий определяют особенности технологического, технического и органи­зационного характера, присущие их структурным под­разделениям — складам. Эти особенности обуславлива­ют неоднородность функций различных складов, позво­ляющую объединять их в отдельные группы или виды. Многообразие функциональных признаков позволяет классифицировать товарные склады.

Научно обоснованная классификация товарных скла­дов имеет большое значение для совершенствования складских процессов, оказывающих существенное вли­яние на уровень и темпы развития складского хозяй­ства торговли, его эффективное использование.

Классификация товарных складов является методо­логической основой для правильного определения ос­новных направлений их развития и выявления резер­вов рационального использования.

Ниже приведены основные функциональные призна­ки классификации, обуславливающие виды товарных складов (табл. 1).

Таблица 1 - Классификация товарных складов

Функциональный признак классификации Вид товарного склада
Месторасположе­ние в процессе товародвижения 1. Склады в районах производства: склады вы­ходных и торгово-закупочных баз, базисные хо­лодильники, элеваторы, реализационные базы, базы заготовительных организаций 2. Склады в районах потребления: склады торговых баз, распределительные холодильники, склады розничных торговых организаций
Характер выпол­няемых операций 1. Подсортировочно-распределительные 2. Транзитно-перевалочные
Форма специали­зации 1. Специализированные 2. Неспециализированные
Техническое устройство 1. Общетоварные 2. Специальные
Организационные формы управления 1. Индивидуального пользования 2. Совместного пользования (кооперированные и объединенные) 3. Общего пользования
Характер техноло­гического процесса 1. С механизацией отдельных операций 2. С комплексной механизацией или автоматизацией всех операций
Количество этажей 1. Одноэтажные 2. Многоэтажные
Внешние транс­портные связи 1. С причалами и рельсовыми подъездными путями 2. Без подъездных рельсовых путей и причалов

В настоящее время применяют устройство складов с использованием унифицированных типовых секций мо­дульного типа высокой индустриальной готовности. Это удешевляет строительство складов и позволяет вводить их в эксплуатацию по мере потребности.

Конструктивные решения складских зданий долж­ны предусматривать:

• дальнейшее развитие полносборных каркасных конструкций с увеличенной сеткой опор, повышение степени сборности и уменьшение количества монтажных единиц;

• улучшение конструкций стен, перегородок, перекрытий, покрытий, полов, дверных и оконных проемов зданий и сооружений с учетом повышения эксплуатационных качеств ограждений на основе применения новых эффективных конструкций и материалов;

• снижение массы строительных конструкций путем применения эффективных строительных и теплоизоляционных материалов (легких ячеистых бетонов,

• асбоцементов, полистирола и пр.), а также использование местных строительных материалов с целью снижения стоимости строительства;

• применение конструкций с гладкими потолками для камер хранения картофеля, овощей и фруктов;

• улучшение антикоррозийной защиты строительных конструкций.

Современным направлением в проектировании и стро­ительстве товарных складов является сооружение одно­этажных высотных механизированных и автоматизиро­ванных стеллажных складов, оснащенных высокопроиз­водительным технологическим и подъемно-транспортным оборудованием. Наиболее эффективно строительство та­ких складов при использовании больших складских ем­костей, предназначенных для хранения товаров, име­ющих высокую оборачиваемость.

Логистика — наука управления совокупностью ма­териальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов. Ее практическое применение в коммерческой деятельности обеспечивается созданием логистических систем, позволяющих минимизировать издержки обра­щения путем рационализации потоков. Рассмотрим компоненты, составляющие логистику (рис. 5).

Логистика выделяется как самостоятельное научное направление на основе следующих признаков класси­фикации.

Первым признаком является рассмотрение логисти­ки как процесс управления продвижением ресурсов в направлении от рынков факторов производства к рын­кам товаров.

Вторым признаком классификации являются ресур­сы, группируемые по составляющим логистического по­тока. Ресурсная логистика представляется следующи­ми элементами: материальная (транспортно-складская), информационная, финансовая и кадровая логистики.

Третий признак классификации логистики опреде­ляется сферой ее приложения в предпринимательской деятельности и является по своему характеру отрасле­вым. Предпринимательство (бизнес) представляет собой

 

 

 


Рис. 5. Компоненты логистики

инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, с целью получе­ния прибыли. Наиболее распространенными видами бизнеса выступают: производственное, финансовое пред­принимательство и коммерция. Исходя из этого в бизнес-логистике выделяются: производственная логисти­ка, логистика финансов и коммерческая логистика, со­ставные части которой представлены на рисунке 6.

Коммерция представляет собой предприниматель­скую деятельность на рынке в условиях свободного то­варно-денежного обмена, определяемого пропорциями между спросом и предложением товаров и регулируе­мого государством с помощью экономических рычагов.

Коммерция как форма товарного обращения обуслов­лена необходимостью удовлетворения платежеспособной потребности производственных предприятий (товаропро­изводителей) и конечных потребителей на рынке. Для нее характерны: свободная реализация товарно-матери­альных ценностей, возможность выбора потребителями поставщика, расчеты на основе свободных рыночных цен.

Коммерция как экономическая структура представ­ляет собой совокупность фирм (предприятий), которые приобретают, хранят товары преимущественно крупны­ми партиями и перепродают их производственным по­требителям, розничной торговле, конечным потребите­лям, оказывая при этом сопутствующие услуги.

Из экономической сути коммерции следует и функ­циональное наполнение коммерческой логистики. Пред­приятие является одновременно покупателем и постав­щиком товара, так что в процессе коммерческой дея­тельности происходит движение права собственности на товар — правомочий собственника: владение, пользова­ние, распоряжение.

С точки зрения ресурсного аспекта, коммерческая логистика включает все многообразие ресурсной логис­тики: материальную логистику, информационную ло­гистику, финансовую логистику и логистику кадров.

В настоящее время наиболее распространенным яв­ляется подход к коммерческой логистике как к научно-практическому направлению хозяйствования, заключаю­щемуся в эффективном управлении материалопотоками в сферах производства и обращения — как к системе, обеспечивающей транспортно-складские процессы, и как к торгово-закупочной деятельности. Организаци­онные формы и экономические методы логистического управления товародвижением, методы и средства его информационного и кадрового обеспечения, техничес­кие средства управления призваны максимально сокра­тить совокупные затраты на всех стадиях хранения и передвижения товаров.

Материально-технической основой логистического потока являются: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские со­оружения, средства связи и передачи информации. В нем участвуют различные специалисты и обслуживающий персонал, применяются разнообразные технологии и пра­вила перевозки. Варианты взаимодействия отдельных элементов между собой представляют логистические цепи.

По отношению к логистической цепи однопорядковой, но не идентичной категорией является логистиче­ский канал — частично упорядоченное множество, со­стоящее из поставщика, потребителя, перевозчиков, по­средников, страховщиков. Потребитель и поставщик в условиях рыночной экономики имеют возможность вы­бора перевозчика, страховщика и т. д. по различным критериям (качество услуг, цена и др.) и с помощью различных методов (рейтинг, применение исследования операций). По результатам сделанного выбора логисти­ческий канал преобразуется в логистическую цепь. Та­ким образом, в отличие от логистического канала логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, фактически участвующих в логистической операции.

Параметрами логистической цепи являются:

• организационный коэффициент звенности (показывает, сколько раз продукция была перепродана);

• складской коэффициент звенности (показывает, сколько перевалок прошла продукция на том же пути).

Формы, методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру товарного рынка и органически связаны с системой взаимных услуг коммерческого, производственного, информационного характера, оказываемых субъектами рынка, с посреднической деятельностью, с политикой отношений между производителями и по­требителями.

Основными юридическими лицами, осуществляющи­ми товародвижение, являются транспортные и склад­ские предприятия. Кроме них к субъектам логистической инфраструктуры товарного рынка относятся так­же организации коммерческого посредничества. Они непосредственно или косвенно предопределяют материалопотоки в сфере товарного обращения при установле­нии, формировании хозяйственных связей и выборе спо­соба доставки товаров.

 
 

Процесс доставки товаров потребителю включает не­сколько стадий: нахождение продукции в форме сбыто­вого запаса у поставщика до момента ее отгрузки; за­грузка транспортных средств; собственно транспорти­ровка товара; выгрузка товара и его доставка на склад потребителя; пребывание товара на складе в форме за­паса до момента потребления. Логистика охватывает все стадии товародвижения, изучает и учитывает на прак­тике эти стадии в комплексе (рис. 7).

Рис. 6. Составные части коммерческой логистики

 

 
 

В силу своей целевой ориентации коммерческая ло­гистика тесно взаимодействует с маркетингом. Если мар­кетинг — наука о рынке, то коммерческая логитика Рис. 7. Направления деятельности логистики снабжения на предприятии

Отсюда следует, что логистическое управление в зна­чительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения форм взаи­модействия в рыночных условиях. И, наоборот, возника­ют новые требования к коммуникационному обеспечению хозяйственных связей, к рынку транспортных услуг, орга­низации и функционированию складского хозяйства, раз­витию транспортных служб в посреднических организа­циях и на предприятиях. При этом комплексно рассмат­риваются, оцениваются и выбираются экономичные способы доставки грузов, применяются прогрессивные коммерческо-правовые нормы и правила, тарифы и пе­ревозочная документация.

Если мар­кетинг — наука о рынке, то коммерческая логистика наука о физическом распределении материальных ре­сурсов, которое непосредственно связано со складиро­ванием и движением готовой продукции и сырья от ис­точника материально-технического обеспечения к на­чалу производственного процесса и далее. В приложении к материальному потоку маркетинг теоретически под­готавливает почву для его беспрепятственного продвижения, а логистика практически (физически) доводит материальный поток до потребителя.

На уровне каждого предприятия коммерческая логис­тика представляет материально-техническое обеспечение, транспорт, производство, складирование, сбыт единым, непрерывным процессом и считает нецелесообразным их разграничение на обособленные стадии и операции. В ин­тересах согласования целей материально-технического обеспечения, производства и сбыта она предполагает фор­мирование общей логистической концепции. Концепция разрабатывается на основе стратегических целей предпри­ятия, которые могут меняться под воздействием рыноч­ной конъюнктуры. Конфликтные цели между отдельны­ми функциональными подразделениями преодолеваются созданием централизованных звеньев логистики, выпол­няющих свою регулирующую функцию в соответствии с компетенциями и ответственностью.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хранение товаров на складе | Коммуникативные качества речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.