Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Макет анкеты (опросника)




Макет анкеты (опросника)

Общий вид и структура анкеты (опросника) важны, т.к. плохое оформление или неясные инструкции часто ведут к невосполнимым пропускам в данных.

Внешнее оформление опросника имеет важное значение. К нему предъявляется ряд требований: Общая рекомендация, равно применимая к анкетам, заполняемым самим респондентом, и к вопросникам, заполняемым в ходе интервью, заключается в том, что

1) Поля должны быть не меньше 2-2,5 см, что необходимо для кодирования данных.

2)Интервалы между вопросами (или блоками вопросов) должны быть достаточно велики. Стремление «ужать» вопросник, сделать его объем небольшим, чтобы не отпугнуть респондентов, на практике приводит к появлению «слепого», путаного и визуально непривлекательного инструмента сбора данных.

3) Альтернативы ответа лучше располагать вертикально, а не горизонтально. Когда они перечисляются в одной строке, респондент чаще пропускает средние позиции.

4) Наличие нескольких незаполненных строк для ответа положительно сказывается на желании опрашиваемых подробно ответить на открытый вопрос.

5) Бумага для массового опросника должна быть не самого высокого качества, чтобы он не был похож на официальный документ, но и не самая плохая. Иначе у респондента создастся впечатление, что к нему относятся неуважительно. Бумага для экспертного опросника, напротив, должна быть самого высокого качества, что подчеркивает важность оценки эксперта.

6) Печать должна быть четкая, шрифт не должен быть смазанным, бледным, должен соответствовать шрифту массовых изданий – он привычно воспринимается и легко читается.

7) Вопросы целесообразно печатать полужирным, а варианты ответов – обычным шрифтом.

8) В анкете следует использовать замечания, уточнения, пояснения, указатели перехода к более «удаленным» вопросам, выполненные специальными шрифтами, рамки, стрелки, значки и графические символы. Подобное оформление оживит анкету, исключит ее монотонность, предотвратит быстрое уставание респондента.

 

Во введении к анкете («шапка») должны содержаться сведения о целях исследования, о том, кто проводит данный опрос. Далее необходимо сказать о конфиденциальности (анонимности), какие-то объяснения по поводу того, как был выбран данный респондент (скажем, «случайным образом»). Желательно также поблагодарить респондента за сотрудничество.

Практика показывает, что чрезмерно длинные и обстоятельные интродукции не приводят к сколько-нибудь существенному улучшению качества ответов или увеличению мотивации к сотрудничеству. Лучше перейти к сути дела сразу же, после небольшого введения: все равно опрошенные не уделят должного внимания касающимся вас и вашего проекта деталям, если они (детали) будут представлены до начала опроса.

Структура вопросов анкеты определяется несколькими простыми правилами:

1) после «шапки» начинайте с простых фактических вопросов, на которые респондент сможет легко и быстро ответить (но не вопросы «паспортички»);

2) постарайтесь обеспечить какое-то смысловое соответствие между начальными вопросами и задачами опроса;

3) группируйте вопросы в смысловые блоки, по возможности разделяя их графически: это не только облегчит задачу составления вопросника, но и придаст анкете в глазах опрашиваемых вид упорядоченного целого;

4) стремитесь всегда двигаться от более простых вопросов к более сложным и от более конкретных — к более абстрактным;

5) избегайте однообразия в конструкции вопросов и выборе формата для ответов, если вопросы следуют друг за другом;

6) не забывайте о возможном влиянии «соглашательской» установки на ответ: меняйте «направленность» вопросов, измеряющих одну и ту же установочную переменную;

7) избегайте слишком резких переходов от конкретных вопросов (о повседневной жизни и опыте), к мировоззренческим, установочным или «сензитивным» вопросам; иногда в практике массовых опросов используют малоинформативные или даже вовсе неинформативные «буферные» вопросы, сглаживающие такого рода переход;

8) в некоторых случаях есть смысл использовать небольшие «введения» к каждому блоку вопросов Например: «В следующем разделе нашей анкеты мы хотели бы узнать, что омичи думают о городском транспорте»;

9) небольшие подсказки и конкретные инструкции по заполнению должны содержаться не только в общем введении к анкете, но и везде где это необходимо для ясного понимания респондентом сути стоящей перед ним задачи. Скажем, «в случае, если ни один из предложенных ответов не соответствует вашему мнению, впишите ваш ответ...» или «напишите "1" рядом с фамилией самого любимого телеведущего...».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.