Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Летний отдых детей м.б. стихийным (поездки с родителями, пребывание в городе, отдых в деревне) и организованным (пребывание ребёнка в детском оздоровительном лагере (ДОЛ)




Педагогика лета. Введение.

 

За летний период происходит резкое изменение человека, скачёк в формировании личности, т.к. меняются условия, ритм жизни, виды деятельности, среда и система взаимоотношений (учителя всегда замечают, как сильно меняются дети к началу учебного года).

 

ДОЛ – это временное учреждение дополнительного образования для детей и подростков (6-14 лет), создаваемые в целях обеспечения их сезонного отдыха.

 

· В ДОЛ отдыхают одновременно от 3 до 18 отрядов. Количество детей в отряде от 25 до 40 человек. Деятельностью каждого отряда руководят 2 педагога – организатора летнего отдыха детей (1 вожатый и 1 воспитатель или 2 вожатых).

· Организуют отдых детей технический и обслуживающий персонал лагеря (повара, врачи....) и педотряд (вожатые, культорги, физруки, музыкальные работники, библиотекари, руководители кружков, библиотекарь) Деятельностью педотряда руководит зам директора (старший педагог). Деятельностью всего ДОЛ руководит директор.

Положение дел в современном лагере:

 

1. Гуманизация деятельности ДОЛ.

Лагерь создан для ребёнка для удовлетворения его интересов и потребностей.

Детский лагерь - это мир детства и взрослые в этом мире гости
Высшая ценность - личность ребёнка, а не коллектив, не проведённое мероприятие, не собственное благополучие взрослого. В хлопотливой, неспокойной лагерной жизни вожатый привык больше разговаривать с отрядом, заботиться об отряде, радоваться за отряд. А отряд – это 30 отдельных, разных людей. Не всем одинаково хорошо и уютно в большом коллективе. Некоторым не по себе. Не хватает ласки, не хватает внимания – не к отряду, а именно к нему одному.

 

Существует неписаный закон лагеря:

 

2. Различные условия лагеря: на базе санатория, лагеря, школы, а также лагеря палаточного типа.

 

3. Непредсказуемость контингента детей и неравномерное комплектование отрядов.

Раньше контингент детей был приблизительно одинаков и известен заранее (путёвки продавались работникам одного предприятия). Сейчас - дети обеспеченных родителей, дети по линии соцзащиты, победители творческих конкурсов и соревнований (в зависимости оттого, кому и сколько продадут путёвок). Т.о. отряды м.б. неравномерными по количеству детей, по времени заезда и отъезда детей, разновозрастными....

 

4. Разная продолжительность смены. Стандартная лагерная смена - 21 день. Есть смены с другой продолжительностью, например, 14 дней, 24 дня.

 

5. Разнообразие видов лагерей:

· Лагеря санаторного типа. Цель – оздоровление ребёнка. Пример: «Колос», «Радист».

· Спецлагеря. Цель – реабилитация детей. Пример: «Юный Десантник» в Сельцах для трудных подростков, «Сдержинец» в Солотче для детей, подвергшихся нападению террористов.

· Выездные лагеря общеобразовательных учреждений. Цель – развитие постоянного детского коллектива. Пример: «Полянка», «Зелёный Бор», «Ласточка».

· Дневные лагеря. Цель – организация отдыха детей в условиях города. Пример: «Пионер», школьные летние лагеря.

· Профильные. Цель – развитие специальных способностей детей. Пример:

· спортивные лагеря: «Дружба» в Клепиках, «Олимп» в Спасске.

· лагеря детского общественного движения: «Рубин», «Пламенный».

· туристические лагеря: лагерь на базе «Серебряные Пруды» в Сажнево, лагерь «Мещера» в Клепиках.

· трудовые лагеря: школьные лагеря, лагерь на станции юннатов.

· физмат лагерь на базе «Серебряные Пруды» в Сажнево.

· экономический лагерь «Содружество».

· экологический лагерь «Радуга» в Клепиках.

· археологический лагерь на старой Рязани, в Кассимове, в Рыбном.

Отличие в работе педагогов школ и лагерей:

  1. Различие в приоритете задач: в школе – обучение, а в лагере:

· Оздоровление ребёнка

· физическое (смена среды обитания, близость к природе, чёткий режим, рациональное питание, медицинское обслуживание, двигательная активность, чистота помещений и территории лагеря).

· психологическое (создание определённого уровня благополучия; хороших отношений внутри отряда; обсуждение значимости здоровья, важности здорового образа жизни через агитацию, личный пример, встречи с врачами, дискуссия, ток-шоу, ответы на вопросы детей).

· Развитие ребёнка через различные виды деятельности – игровая, трудовая, спортивная, театрально-художественная, общение, туристическо – экскурсионная, познавательная, прикладное творчество, рефлексивная. Многообразие видов деятельности необходимо для реализации опыта ребёнка в той деятельности, в которой у него есть способности; нахождения нового вида деятельности с помощью кружков; создания навыка нахождения интересного досуга, организации его;

· Социализация ребёнка через:

· расширение поля взаимодействия ребёнка (общение с педколлективом, сверстниками и младшими)

· демонстрацию культурного уровня среды (эстетика деятельности – оформление проживания, внешний вид; этика поведения – ЕПТ, личный пример вожатого, взаимоотношения в педколлективе; эмоциональный настрой - поддерживать традиции лагеря и страны);

· решение проблем ребёнка (создание ситуации успеха) и обучение ребёнка самостоятельному решению проблем (показать разные способы решения проблем на личном примере).

  1. Вожатые более близки к воспитанникам, чем учителя.

+ Более доверительное общение в лагере. Вожатый для ребёнка - старший друг, товарищ с которым можно разговаривать на «ты».

­- Неопытность вожатых. Могут возникать трудности с организацией жизнедеятельности младших отрядов (нет опыта воспитания собственных детей). Могут возникать проблемы во взаимоотношениях со старшими отрядами (панибратство, флирт).

 

3. В школе - постоянный детский коллектив (ПДК), а в лагере - временный детский коллектив (ВДК), который имеет свои особенности:

· Автономность ВДК.

В лагере отсутствует влияние семьи. Ребёнок сам себе хозяин, он в праве сам принимать решения.

+ Увеличивается самостоятельность ребёнка, так как его поступки в меньшей степени ограничены взрослыми.

- Отсутствие поддержки и помощи родных.

- При ослаблении контроля родителей ребята могут проявить себя с негативной стороны.

  • Сборность ВДК.

В сборной команде нет старых общенческих установок. Ребёнок может попробовать себя в другой роли, которую он не может занять в постоянном коллективе из-за сложившегося стереотипа.

+ Ребёнок может сменить роль, т.е. систему взаимоотношений с окружающими людьми.

- Ребёнок может остаться одинок и не найти себе так быстро друзей.

  • Постоянный коллективный образ жизни.

+ В коллективе ребёнок развивается быстрее и легче находит друзей.

- Для современных детей, у которых нет опыта коллективной жизни, находиться в коллективе все 24 часа в сутки трудно. Необходимо давать детям личное время, чтобы можно было бы ребёнку побыть одному, позаниматься своими делами, главное вожатый должен знать, где на территории лагеря находиться каждый ребёнок в данный момент времени.

  • Интенсивность развития.

В лагере за одну смену ВДК может пройти в своём развитии столько же этапов, как ПДК за несколько лет в школе, что во многом определяется следующим:

· Насколько грамотно и эффективно будет действовать вожатый.

· Высокий ритм лагерной жизни. Работа в течение дня в режиме «экспресс».

· Постоянное общение с большим количеством новых людей, т.е. интенсивный обмен социальным опытом.

· Высокий педагогический эффект.

В школе и дома разные взрослые (родители и учителя) предъявляют ребёнку различные несогласованные требования и ребёнок получает возможность уклоняться от их выполнения. В лагере единый педколлектив предъявляет ребёнку заранее согласованные педагогические требования (ЕПТ) и имеет возможность контролировать их выполнение, так как вожатые находятся с детьми круглосуточно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.