Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно - правовая база обращения с отходами

Во всем мире одной из наиболее актуальных является проблема рационального обращения с отходами. Бесконтрольное обращение с отхо­дами приводит к серьезным экологическим последствиям, в связи с чем во всех развитых странах принимаются специальные законодательные акты, регулирующие комплексное управление отходами (сбор, транс­портировка, сортировка, обезвреживание, переработка, утилизация, ли­квидация, захоронение, требования к местам складирования, правила маркировки и хранения), представляющими опасность для здоровья че­ловека и окружающей среды, от которой зависит жизнь на Земле.

Принципы и методы законодательного регулирования предотвра­щения загрязнения окружающей среды отходами во многих странах различны, а сами нормативные акты и законы отличаются степенью строгости обращения с отходами (ограничения на выбросы), степенью содействия предпринимателям в переработке отходов и создании мало­отходных и экономичных технологий, требованиями вторичного ис­пользования отходов и максимально возможной утилизации ценных компонентов, содержащихся в отходах, регламентацией контроля соста­ва и свойств отходов и др.

В законодательстве целого ряда стран главной целью деятельности государства признана охрана окружающей среды, и выполнение зако­нов, устанавливающих правила сбора, переработки и уменьшения коли­чества отходов как основных источников загрязнения природной среды контролируется очень строго. Поскольку нормирование выбросов во времени ужесточается, промышленники вынуждены постоянно увели­чивать затраты на мероприятия по контролю вредных выбросов при производстве промышленной продукции, по закупке и установке очист­ного оборудования, по созданию малоотходного производства, а также по оплате услуг за сбор, удаление и захоронение отходов.

Нормативно-правовая база охраны окружающей среды определяется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами, постановлениями правительства, указами президента, санитарными, строительными нормами и правилами.1

Все граждане Российской Федерации имеют конституционное пра­во на благоприятную окружающую среду. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности регламентируются федераль­ными законами РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определя­ет правовые основы государственной политики в области охраны окру­жающей среды, являющейся основой жизни на Земле.

Этот Закон призван способствовать формированию и укреплению экологической безопасности и устойчивого развития на территории РФ, сохранению биологического разнообразия и природных ресурсов в це­лях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

В соответствии с Законом одним из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении (или планировании) хозяйствен­ной деятельности является научно обоснованное сочетание экологичес­ких, экономических и социальных интересов человека, общества и госу­дарства. Закон регламентирует обязательное проведение государствен­ной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосно­вывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Речь, таким образом, идет о предотвра­щении экологически вредного воздействия на природную среду и здоро­вье человека хозяйственной деятельности. Проекты, по которым не име­ются положительные заключения государственной экологической экс­пертизы, утверждению не подлежат. Экологический контроль за объек­тами хозяйственной деятельности осуществляют органы государствен­ной власти РФ или субъектов РФ. При этом население должно быть обеспечено достоверной информацией о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране и о фактах хозяйственной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, предусмотренных законом, является плата за нега­тивное воздействие на окружающую среду. К видам негативного воз­действия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих ве­ществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (поверхностные и подземные) и на водосборные площади; раз­мещение отходов производства и потребления и некоторые другие.

Весьма важно, что государство поддерживает предприниматель­скую деятельность, осуществляемую в целях охраны окружающей сре­ды, посредством установления налоговых и других льгот (в соответ­ствии с законодательством).

В целях предотвращения негативного воздействия на окружаю­щую среду хозяйственной деятельности Закон предусматривает установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов и сбросов, нормативы об­разования отходов и лимиты на их размещение, некоторые другие нормативы).

Весьма важно, что Закон запрещает ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезврежи­вания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов. Запрещается также ввод в эксплуа­тацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды.

Для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории РФ проводится экологическая сертификация - обязательная или добровольная (обязательность определя­ется порядком, установленным правительством РФ).

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Настоящий Закон регламентирует санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности жизнедеятельности человека.

В соответствии с Законом все предприятия обязаны осуществлять производственный контроль за выполнением санитарных правил. В случае несоблюдения санитарных правил может быть приостановлена эксплуатация действующих предприятий, а также прекращены работы по проектированию и строительству новых объектов.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» регламен­тирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на решение вопросов охраны окружающей среды посредством предупреж­дения негативного воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Экологическая экспертиза устанавливает:

• соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям;

• допустимость реализации объекта экологической экспертизы (на основе оценки последствий реализации объекта с точки зрения воз­действия на окружающую среду).

Основными объектами экологической экспертизы являются:

• проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;

• проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

• технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности (в том числе проекты международных до­говоров, проекты технической документации на новые технику, техно­логию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги).

В РФ различают два вида экологической экспертизы: государ­ственную экологическую экспертизу; общественную экологическую экспертизу.

Государственную экологическую экспертизу организуют и прово­дят на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией и содержащий обос­нованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду соответствующей хозяйственной деятельности и о возможности реали­зации объекта.

За качество экспертизы отвечают эксперты; эксперты независимы при осуществлении ими своих полномочий и обязаны учитывать пере­довые достижения отечественной и зарубежной науки и техники при анализе экспертируемых материалов.

Государственная экологическая экспертиза обязательно прово­дится до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводит­ся по инициативе граждан и общественных организаций до государ­ственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она мо­жет проводиться независимо от государственной экологической экспер­тизы (заявление о проведении общественной экологической эксперти­зы должно пройти государственную регистрацию в органах местного самоуправления).

Федеральный закон N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления и призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.

В соответствии с Законом основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

• приоритет охраны окружающей среды;

• научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества;

• создание и внедрение малоотходных технологических процессов;

• комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов;

• использование механизмов экономического стимулирования для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

• государственный надзор и контроль за соблюдением установ­ленных санитарных правил, гигиенических нормативов и норм экологической безопасности при обращении с отходами;

• защита национальных интересов и участие в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.

При обращении с отходами, в соответствии с Законом регламенти­руются требования при проектировании, строительстве и реконструк­ции объектов хозяйственной деятельности, при эксплуатации произ­водств, при размещении отходов, при очистке населенных пунктов от ТБО. Особые требования регламентируют обращение с опасными отхо­дами (содержащими в своем составе вещества, для которых характерно одно из опасных свойств - токсичность, инфекционность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность).

В целях исключения экологического вреда Закон “О защите ОС” запрещает захоронение отходов на наиболее экологически и социально ценных территориях. В частности, запрещается:

• захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов;

• размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем здоровья человека;

• захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаются посредством установления в законодательстве различных мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами.

Механизм обращения с ними предусмотрен Законом об отхо­дах производства и потребления. Положения этого Закона полу­чили развитие в ряде подзаконных актов:

- Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.;

- Порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, утверж­денном постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.;

-Постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 г. «О государ­ственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» и др., а также в законах субъектов РФ, где со­ответствующие законы приняты.

Важную роль в охране природы играют требования: к пред­приятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других посе­лений; к объектам размещения отходов; к профессиональной под­готовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов.

В частности, при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивиду­альные предприниматели и юридические лица обязаны соблю­дать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обез­вреживании образующихся отходов. При проектировании жилых зданий, предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, должны предусматриваться места (площадки) для сбора таких отходов.

При определении порядка сбора отходов должно обеспечиваться соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду должен проводиться мониторинг состояния окружающей природной сред. Обязанность его проведения возложена на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании которых находятся указанные объекты. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель.

К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации

Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при соблюдении определенных требований, включая:

• наличие паспорта опасных отходов;

• наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

• соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

• наличие документации для транспортирования и передач опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Особые требования российское законодательство предъявляет к трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке, установ­ленном вышеупоминавшимся постановлением Правительства РФ “О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов”.

Закон содержит некоторые особые требования относительно обращения с опасными отходами (ст. 14). В зависимости от сте­пени вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.

Закон допускает возможность ограничения или даже запрещения деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.

Для обеспечения экологически корректного обращения с отхо­дами применяются такие организационно-правовые меры, как:

• лицензирование;

• нормирование;

• учет и отчетность;

• ведение государственного кадастра;

• контроль (государственный, производственный и общественный);

• юридическая ответственность.

Применяются также меры экономического регулирования обращения с отходами.

В соответствии с законодательством только на основании ли­цензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потреблении, К таким видам деятельности относятся, в частности, любая дея­тельность по обращению с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов; и др.

Конкретные требования о лицензировании деятельности в данной сфере устанавливаются рядом подзаконных актов, основным из которых является Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденное Правительством РФ от 20 мая 1999 г.

Лицензия (разрешение) на осуществление деятельности по обращению с отходами выдается Министерством природных peсурсов РФ и его территориальными органами в порядке, установленном вышеуказанным Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами.

Нормирование в области обращения с отходами является новым направлением природоохранной деятельности в Российской Федерации. Оно стало развиваться с принятием Закона oб отходах производства и потребления. Закон предусматривает два вида нормативов — образования отходов и лимиты на их размещение.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно до­пустимое количество отходов конкретного вида, которые разре­шается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической об­становки данной территории.

Конкретные требования, касающиеся этих нормативов, опре­деляются Правилами разработки и утверждения нормативов об­разования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.

Правила устанавливают разные подходы к разработке проек­тов нормативов для планируемой и осуществляемой деятельности в области обращения с отходами. В обеих ситуациях проекты нор­мативов образования отходов и лимитов на размещение конкрет­ного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юри­дическими лицами. Эта работа ведется на основании методичес­ких указаний Министерства природных ресурсов РФ.

В отношении планируемой деятельности в области обращения с отходами проекты нормативов разрабатываются и представля­ются на утверждение до начала практического осуществления этой деятельности. Что касается осуществляемой деятельности по обращению с отходами, то разработка проектов нормативов и представление их на утверждение проводятся в сроки, определен­ные Министерством природных ресурсов РФ. Представленные проекты нормативов утверждаются соответствующим территори­альным органом Министерства природных ресурсов РФ. В месяч­ный срок эти органы принимают решение об утверждении лими­тов на размещение отходов или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа.

Срок действия утвержденных лимитов на размещение раз­ный и зависит как от видов деятельности, при которой образуют­ся отходы, места ее осуществления, так и от видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливают­ся сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения инди­видуальными предпринимателями и юридическими лицами не­изменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанав­ливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты на размещение отходов для деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъектов предпринимательства | Порядок ведения государственного кадастра отходов и прове­дения паспортизации опасных отходов определен постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.