Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Отряд, состоящий из воспитанников детских домов (ПДК во главе со своим воспитателем)

· Контингент детей детских домов: 5 % - чистые сироты, 70 % - дети, чьи родители лишены родительских прав, 25 % - дети, чьи родители находятся в заключении, в психбольнице, а также найдёныши и дети из многодетных семей.

· Самые тяжёлые группы - это дети, у которых нет родителей с рождения (у них нулевой социальный опыт, т.к. в доме ребёнка с младенцем мало общались и двойные отказники, от которых сначала отказалась мать, а потом и приёмные родители. Такие дети никому не верят, им никто не нужен, у них есть следующая установка: весь мир не справедлив, у меня нет родителей и нет семьи, я никогда ничего не достигну.

· Хорошо когда в детском доме разновозрастные и разнополые объединения. Когда малыши и старшие дети, девочки и мальчики живут рядом (модель семьи).

· При усыновлении, при жизни в обычных семьях, дети адаптируются через 1-2 года. Они становятся похожи поведением на домашних детей. Но когда после опеки они самостоятельно выходят в жизнь, наступает регресс.

· Детдомовские дети не умеют ни любить, не ненавидеть, у них нет глубоких чувств. Они никогда не будут благодарны вам. Если такому ребёнку нужно что-то ещё, то он вас покинет и для него это не будет предательством. После этого он может свободно подойти к вам, как ни в чём не бывало.

Особенности психического развития воспитанников детских домов:

1. Рентная ориентация (рента). Дети в детских домах постоянно ожидают того, что кто-то им будет помогать. Они иждивенцы. Любой человек является для них источником благ. При этом они воспринимают дары как должное, без благодарности. В детском доме любят гостей. Новые люди для них – это расширение социального опыта и новые блага.

2. Рецептивные установки (рецепт). Ожидание от взрослых помощи, доброго совета. Поиск значимых взрослых. Подростковая реакция эмансипации (отделение от взрослых) у детдомовцев почти отсутствует. Не самостоятельны, инфантильны. Не берут на себя ответственность, не просчитывают будущее.

3. Повышенная виктимность (викта - жертва). Предрасположенность детей быть жертвами. Такие дети изначально являются потерпевшими (с рождения получают определённые установки, самая отрицательная из которых «не живи!») и готовы ими оставаться на всю жизнь. Часто становятся жертвами обмана, получают травмы, многие заканчивают жизнь самоубийством.

4. У детей детского дома отсутствует веер социальных ролей, они не умеют себя вести в новой ситуации и одинаково ведут себя во всех ситуациях (общаются одинаково и с детьми и со взрослыми). В семье детей учат, что можно делать дома, что можно и нельзя в гостях и т. д., а в детском доме ребята каждый день сталкиваются только со стандартными жизненными ситуациями. В стрессовой ситуации они теряются, проявляют агрессивность, грубят, орут, злятся, но ничего не решат и могут убежать. Побег часто является реакцией на событие, причем для других оно может быть совсем незначимым, неважным, так как многие неадекватны (у них в жизни произошла трагедия). Существует феномен третьего дня: если сбежавший ребёнок пробыл на свободе больше трёх дней, то назад он возвращаться не хочет и самостоятельно не вернётся. За три дня он привыкает, уже знает, где можно найти еду, где переночевать... Те, кто долго был в бегах (больше года) к нормальной жизни уже не вернётся. Также для них характерна реакция группирования: если детдомовцев распределять по несколько человек в разные отряды, то они сбегают из отрядов, и собираются в свою тусовку (коммуну). В Москве выпускникам детского дома дают квартиры, а они их продают и живут вместе в коммуналке.

Рекомендации вожатому:

· Наладить контакт с воспитателем, узнать про жизнь и деятельность в детском доме, про каждого ребёнка в отдельности и учесть данную информацию в своей работе.

· Для детдомовцев очень важны базальные потребности: поесть, поспать. Для них это вопрос выживания. Первый вопрос таких детей: «Чем нас будут кормить?»

· Вопрос в начале разговора «Что ты сегодня ел?» поможет установлению контакта

· Помогают обслуживающему персоналу за еду.

· В родительский день, когда к домашним приезжают родители, такой отряд можно ставить дежурными по столовой, чтобы они вдоволь наелись.

· Большинство детдомовцев курят с раннего детства (5-6 лет). Для них курение – базовая потребность (как способ снять голод). Совсем запретить курение для таких детей невозможно, но этот процесс должен быть нормирован: 2 сигареты в день. Должен быть один взрослый у которого злостный курильщик может взять сигарету (из рук не давать, возьми в ящике). Но если я узнаю, что вы берёте сигареты у кого-то ещё (помогают обслуживающему персоналу за сигареты), то не получите ничего.

· В лагере нельзя давать детям из детских домов свободу. Они, скорее всего, получат травмы.

· Почти все детдомовцы воруют (по принципу: я жертва, у меня своровали, и я буду воровать). Хорошо использовать в борьбе с воровством религию, так как большинство таких детей верующие (рецептивная установка: бог поможет).

· Если вы хотите и вам не жалко, то делайте им подарки, но не ждите благодарности и учтите, что если угостили одного, то за угощением прибегут и остальные.

· Могут бесцеремонно выпрашивать хорошую дорогую вещь (применять отсроченность обещания: приедут спонсоры, попросим фотоаппарат у них). Могут воспользоваться чужими вещами. Никогда не возвращают занятые деньги. Важно об этом предупредить детей из обычных семей в других отрядах!

· Не умеют обращаться с деньгами. При появлении денег могут купить себе модный и дорогой мобильный телефон, хотя нет приличной одежды. Если лагерь может оказать материальную помщь, то лучше не живыми деньгами, а бесплатной экскурсией или общей фотографией.

· Когда ребёнок из детского дома вышел из себя, потерял контроль надо на время оставить его в покое, но посмотреть, чтобы никуда не убежал. И только потом, когда успокоиться, поговорить с ним.

· Если ребёнок психанул и убежал надо догнать и привести его обратно: он сам будет рад вернуться. Существует опасность повтора побега: надо либо изолировать такого ребёнка или буквально держать его за руку.

· Не напоминать детям из детского дома о том, что связано с семьёй. На родительский день, когда ко всем приедут родители можно их вывести из лагеря: экскурсия, поход, дальняя прогулка.

· Детям из детских домов требуется намного больше внимания, чем обычным детям (внимание – признание нашего существования: не получаю внимание – значит не живу). Прежде всего, таким детям необходим телесный контакт: они пытаются ластиться дотронуться до взрослого.

· Некоторые дети, чтобы привлечь к себе внимание рассказывают свои жизненные драмы (реальные и выдуманные). Надо их просто спокойно выслушать, дать им выговориться. Можно использовать переадресацию к другим людям: например детдомовцы хорошо находят контакт с обслуживающим персоналом.

· Не надо их жалеть (жалость – непродуктивное чувство: вы смотрите на человека, которого жалеете свысока). Надо относиться к ним, как к обычным детям, не выделять их особенно, общаться как со всеми и требовать как со всех, не акцентируя внимание на то, что они детдомовские.

· С бытом проблем нет, они привыкли к порядку и распорядку дня, многое умеют делать сами.

· Общественная жизнь им порядком надоела, следовательно, в отряде надо выбирать незнакомую им деятельность, проводить новые формы дел.

· Самоуправление в таком отряде не работает. Самые благодарные подростки - детдомовцы будут помогать вожатому, но всё будут делать вместе с ним, а не самостоятельно.

· Надо учесть, что у данных детей снижен уровень интеллектуального развития. Поэтому задания в познавательных делах должны быть лёгкими.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Отряд, состоящий из творческого или спортивного коллектива (ПДК во главе с творческим руководителем или тренером) | Питання 1. Торговельне підприємство, його ознаки та функції
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.