Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы переходной экономики




 

Переходная экономика или экономика с развивающимися рынками (emerging markets) – экономическая система, находящаяся в стадии относительно быстрой трансформации командной экономики в рыночную. Соответственно переходная экономика включает конфликтующие между собой элементы обоих типов систем, причем некоторые из них существуют как остаточные или маргинальные явления, а другие, напротив, находятся в стадии становления. Сама система пребывает в неустойчивом равновесии и характеризуется высокой динамичностью. Как уже указывалось, переходная экономика является одной из разновидностей многоукладной экономики.

Исторические примеры весьма недавние: переходная экономика в России и странах бывшего СССР, а также в странах Восточной и Центральной Европы, осуществивших с конца 1980–х г.г. переход к рыночной экономике. Примерами экономических систем с развивающимися рынками являлись в свое также некоторые страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Боливия, Перу) и Юго-Восточной Азии.

Основные этапы рыночных реформ в переходной экономике:

· либерализация цен;

· финансовая стабилизация;

· институциональные реформы, в первую очередь – создание правовой инфраструктуры;

· приватизация собственности;

· конверсия;

· структурная перестройка экономики.

В целом трансформация командной экономики в рыночную предполагает последовательное прохождение трех этапов.

1 – й этап: кризисное развитие. Главными приоритетами экономической политики государства на этом этапе является либерализация и финансовая стабилизация. Важно в течение первого этапа сформировать рыночную инфраструктуру, которая включает в себя развитую сеть предприятий торговли, валютные, товарные и фондовые биржи, сеть предприятий, торгующих ссудным капиталом, коммерческую информационную сеть и другие обслуживающие отрасли.

К концу первого этапа должны быть решены следующие вопросы:

· доля регулируемых цен – не более 2–3% от объема валового внутреннего продукта;

· доля государственных закупок – не более 20% валового внутреннего продукта;

· сбалансированность государственного бюджета по доходам и расходам;

· темпы инфляции не более 3% в месяц;

· введение конвертируемости рубля по текущим операциям;

· прекращение спада производства.

2–й этап: восстановление экономики. Приоритетами на данном этапе являются изменения, направленные на создание условий для развития предпринимательства и конкуренции. Продолжается процесс приватизации, наращивание частных инвестиций (в том числе иностранных).

Критерии завершения второго этапа реформы следующие:

· доля государственного сектора в производстве не более 40%, а в торговле – не более 10%;

· доля кредитов, выдаваемых частным предпринимателям и фирмам – не менее 70%;

· оживление производственной активности;

· достижение докризисного уровня валового внутреннего продукта.

3й этап: экономический подъем. Главной задачей этого этапа является реконструкция экономики, повышение жизненного уровня населения, увеличение его занятости.

Критерии вступления в данный этап:

· темпы экономического роста – не менее 3–4% в год;

· опережающий рост экспорта продукции высокой степени переработки;

· устойчивое активное сальдо платежного баланса;

· норма накопления в валовом внутреннем продукте – не менее 15%.

Россия в 1990–2000–е г.г. прошла все три вышеуказанных этапа. С 1991г. в нашей стране были в разное время принимались следующие Программы рыночных реформ:

· Программа Правительства Е. Гайдара (1992–1994г.г.);

· Программа Правительства В. Черномырдина (1995–1997г.г.);

· Программы Правительств С. Кириенко, С. Степашина и В. Путина (1997–1999 г.г.);

· Программа Правительства М. Касьянова (2000–2003г.г.), принятая после избрания нового Президента РФ;

· Программа Правительства М. Фрадкова (с 2004г.).

В течение этих лет удалось многого достичь, но не удалось очень важного – реформировать экономические институты и «запустить» инвестиционный механизм в реальном секторе экономики. Кроме того, не удалось наладить систему макроэкономического регулирования. Выделим две группы причин неудач:

· причины, связанные с крайне неблагоприятным стартовым состоянием российской экономики в конце 1980-х – начале 1990-х г.г.;

· ошибки, допущенные в ходе реформ.

Поэтому новая правительственная Программа углубления экономических реформ ставит главной целью преодоление структурного и институционального кризиса, видя основную проблему в институциональных «дефектах» экономической системы.

Укажем основные мероприятия действующей в настоящий момент Программы.

В области макроэкономики.

1. Реструктуризация расходов консолидированного бюджета (как важнейшая мера в сфере фискальной политики).

2. В банковской сфере – обеспечение устойчивости рубля и приемлемого уровня процентных ставок, укрепление банковской системы, повышение степени монетизации экономики.

3. Дальнейшая интеграция российской экономики в мировое хозяйство. Содействие росту экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Отказ от импортозамещающей стратегии развития.

4. Дальнейшее сужение административных ограничений на цены.

5. Активная социальная политика, защита наиболее уязвимых слоев населения от негативных проявлений рыночной экономики;

В области институциональных преобразований.

1. Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг с постепенным ростом удельного веса корпоративных ценных бумаг в их общем объёме. Развитие форм коллективного инвестирования.

2. Реформа предприятий:

· реструктуризация предприятий;

· защита прав акционеров, чёткое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, развитие института корпоративного права;

· укрепление контрактного права, создание системы защиты договоров;

· достижение прозрачности финансового состояния предприятий (в интересах их собственников, инвесторов и кредиторов);

· освобождение предприятий от содержания социальной сферы;

· создание эффективного механизма управления госсобственностью и госпредприятиями;

· «запуск» механизма банкротства предприятий;

· переход на международные стандарты бухгалтерской отчётности.

3. Поддержка малого и среднего предпринимательства: льготы по налогообложению, упрощение налогообложения малого и среднего бизнеса, создание системы льготного кредитования малых предприятий.

4. «Точечная» (взамен массовой) приватизация государственного и муниципального имущества.

5. Дальнейшая структурная перестройка экономики, ее демилитаризация и конверсия.

6. Дальнейшее формирование рыночной инфраструктуры.

7. Антимонопольное регулирование:

· формирование конкурентной рыночной среды;

· совершенствование правовой базы конкуренции;

· контроль над ФПГ;

· установление реального контроля над естественными монополиями.

Регулирование предприятий сферы естественных монополий предполагается осуществлять по следующим направлениям:

· реорганизация естественных монополистов путём выделения из их состава самостоятельных предприятий, оказывающих услуги, не относящиеся к числу объектов естественной монополии;

· формирование конкурентных рынков этих видов услуг. Именно так в 2008 году было реформировано РАО «ЕЭС»;

· совершенствование системы ценообразования на услуги естественных монополий;

· прекращение практики перекрёстного субсидирования различных групп потребителей.

В зависимости от того, какие именно меры выберет российское Правительство после 2008 года, можно выделить четыре альтернативных сценария экономического роста в России до 2020 года: «инерция», «рантье», «мобилизация» и «модернизация».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономическая история и окружающая нас экономическая действительность демонстрируют удивительное многообразие экономических укладов и систем. Однако при ближайшем рассмотрении все они вписываются в несложную классификацию основных типов экономических систем. Экономические операции (трансакции) могут совершаться в силу трех различных причин: в силу обычая, по приказу или по свободному выбору. Соответственно альтернативных принципов координации экономических решений – только три. Правильное выделение основных и второстепенных признаков классификации и абстрагирование от менее значимых характеристик позволяет достаточно быстро сориентироваться в видах и подвидах экономических систем.

Всегда следует помнить, что практически любая экономическая система является продуктом эволюционного развития, часто – весьма длительного и нелинейного (необратимого). Многое из того, что в ретроспективе кажется революционным скачком, «взрывом», при ближайшем рассмотрении оказывается на самом деле быстрой эволюцией. Эволюция означает приспособление системы к внешней (по отношению к ней) среде путем постепенного накопления прогрессивных изменений и отбора наиболее эффективных экономических институтов и механизмов координации, позволяющих обществу выживать и экономически расти в имеющихся конкретных обстоятельствах. Поэтому изучение особенностей и сравнительных преимуществ разных экономических систем показывает их обусловленность конкретными историческими обстоятельствами, включая не только технологический уровень, но и общий вектор исторического развития, институциональный контекст, особенности культуры и менталитета экономических агентов.

В современных реалиях рыночная экономика в ее либеральной и «социально–ориентированной» разновидностях (моделях) доказала свои преимущества. При этом общие принципы и институциональные рамки рыночной экономики оставляют каждому конкретному обществу (народу, стране) значительное «пространство для маневра». Выбор рыночной экономики как общего типа экономической системы еще не предопределяет, как конкретно будет регулироваться та или иная сфера экономической деятельности: каков уровень налогов, регулируются ли цены и тарифы, существуют ли государственные предприятия, каков вообще размер госсектора, какие берет на себя социальные гарантии государство и т.д. Как мы убедились, есть разные модели рыночной экономики и модели экономического роста, и каждая из них «многоукладна» в широком смысле слова, т.е. представляет собой различные варианты сочетания альтернативных принципов, институтов, механизмов и инструментов регулирования. В рыночной экономике рынок, разумеется, доминирует, но он может весьма по-разному регулироваться, а, кроме того, дополняться альтернативными инструментами и механизмами регулирования.

В любом случае универсального механизма распределения (размещения) ограниченных производственных ресурсов не существует (как не существует, например, универсального транспортного средства или универсальной одежды). Нельзя сказать, что «свободный» конкурентный рынок, регулируемый рынок или централизованное государственное планирование – лучший механизм всегда и везде. В зависимости от конкретной ситуации тот или иной механизм может оказаться наиболее адекватным, эффективным. Все зависит от условий применения.

В следующих темах учебного курса «Экономика» подробно изучаются принципы и механизмы функционирования именно рыночной экономики в пределах изученных нами общих принципов и институциональных рамок данной экономической системы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация. Капитализм. – М.: «Прогресс», 1996.

2. Гайдар Е. Т. Экономические реформы и иерархические структуры. – М.: Наука, 1990.

3. Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие. – Минск, 2003.

4. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. – М., 1976.

5. Конотонов М.В., История экономики зарубежных стран: Учебник. – М.: 2005.

6. Корнаи Я. Дефицит. – М., 1990.

7. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. – М., 1990.

8. Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М., 1993. – Ч. 1., гл. 4.; Ч. 3., гл. 2.

9. Мизес Людвиг фон. Социализм: экономический и социологический анализ / Пер. с англ. – М.: Сatallaxi, 1994.

10. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент / Пер. с англ., в 2–х т.т. – СПб.: Экономическая школа, 1999.

11. Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. – М.: «Прогресс», 1995.

12. Розенберг Н., Бирдцелл Л. Как Запад стал богатым: экономическое преобразование индустриального мира. – Новосибирск: Экор, 1995.

13. Сметанин С.И. История предпринимательства России: Курс лекций. – М., 2003.

14. Столяров И.И. Экономическая история России: Учебник. – М., 2003.

15. Стратегия реформирования экономики России (аналитический доклад) // Вопросы экономики – 1996 – № 3.

16.Уильямсон Оливер И. Экономические институты капитализма (фирмы, рынки, отношенческая контрактация). – СПб: Лениздат, 1996.

17. Экономика переходного периода: Учебное пособие. – М., 2005. – Гл. 4, 5.

18. Явлинский Г. Необходимость и способы легитимации крупной частной собственности в России: постановка проблемы // Вопросы экономики. 2007. № 9.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.