Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие тенденции в развитии представлений о труде

Российская психология труда в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы

Отметим направления работ, по которым проводились исследования в те годы.

Прежде всего это — проблемы повышения эффективности воинского труда. К ним относятся:

1) использование психологии в маскировочной технике,

2) проблемы повышения зрительной и слуховой чувствительности бойцов,

3) исследование роли личностных, морально-волевых качеств бойцов и командиров, 4) подготовка военных летчиков,

5) психология восстановительной трудотерапии после операций.

В послевоенный период прикладная психология развивалась с учетом потребностей гражданской хозяйственной жизни. С 1957 г. психология труда вновь обрела государственный статус (после совещания по психологии труда как ветви психологии был одобрен программный доклад Е. В. Гурьянова «Состояние и задачи психологии труда»). Психология труда была обозначена как преемница психотехники.

В Древней Греции господствовало негативное отношение к повседневной обязательной работе. В Ветхом Завете труд рассматривался как тяжелое испытание, наложенное Господом в наказание за первородный грех. В средневековых гильдиях аскетический труд секуляризирован (обращен в светскую ценность). При этом труд рассматривается как воплощение религиозного служения.

Реформация возвысила роль труда как особой формы обязанности и долга. Возникновение пролетариата в XVII - XX вв. существенно изменило представления о труде. Если раньше организация труда опиралась на насилие, то позже на первый план все больше выходят сознательное подчинение, дисциплина, надежность, пунктуальность и лояльность по отношению к руководству. Все больше развивается самосознание работника. Но главное - формируется особая «этика труда», понимаемая как «субъективное перераспределение труда» в качестве неизбежного источника «положительного самоутверждения». Все это помогает работнику создавать «внутреннюю мотивацию», даже несмотря на плохие условия труда.

Основные этапы в развитии представлений о труде, в чем-то соответствующие развитию самого человечества.

1. Труд как необходимость выживания человека в сложном, непонятном и часто враждебном мире природы.

2. Труд как обязанность и долг перед своей общиной, а позже и перед обществом.

3. По мере образования деспотических рабовладельческих (а позже и феодальных) государств труд все больше рассматривается как принуждение выполнять то, что выгодно лишь определенным группам людей (рабовладельцам, феодалам, высшему духовенству).

4. По мере развития общественного производства труд все больше рассматривается как производственная и технологическая необходимость. Сам человек-работник все больше становится элементом (а позже стали говорить «фактором») эффективного производства.

5. По мере демократизации общества труд все больше рассматривается (и осознается конкретными людьми) как социально-экономическая потребность, как условие статуса человека в обществе.

6. Труд как личностная потребность и условие развития человека.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Ацюковский В.А., Ермилов Б.Л. Коммунизм — будущее человечества. Кризис социализма и коммунистическая перспектива. — М., 1998.

2. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. — М., 1996.

3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России.—, 1992.

4. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке: Историко-критический очерк. — М., 1987.

5. Леонова А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. — М., 1995.

6. Михайлов И. В. О профориентационной работе во Франции // Вопросы психологии. — 1975. — # 5.

7. Носкова О. Г. История психологии труда в России (1917 — 1957).—М., 1997.

8. Федосеев А. С. Коллективизм в управлении: еще одна японская легенда // ЭКО. — 1980. — № 2.

9. Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. — М.; Ростов н/Д, 1996.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отечественная психотехника в 2O — 30-е гг. ХХ в | От действия неподвижной нагрузки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.