Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В16-17 Философия эпохи Ренессанса (Возрождения)

ВОПРОСЫ

Интернет-ресурс

1. Первоисточники по философии: http://philosophy.allru.net/pervo.html

2. Сайт «Золотая философия» http://philosophy.allru.net/

3. Философский портал: www.philosophy.ru/filink.html

4.Электронная библиотека по философии: www.filosof.historic.ru/index.shtml

5.Электронная полнотекстовая «Библиотека ИХТИКА»: www.ihtik.lib.ru/lib_ru_philosbook_22dec2006.html

Дополнительна литература.

1. Современная философия: Словарь и хрестоматия. / Под ред. В. П. Кохановского // М.К. Мамардашвили. Как я понимаю философию. – Ростов на Дону, 1995 г.

2. Основы религиоведения / Под ред. Борисова Е.М, Джохадзе Н.И. Философия. М.: МЭСИ, 2004-2005 гг.

3. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра – М., 2006 г.

16. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм.

17. Философия эпохи Возрождения. Николай Коперник и возникновение механистической картины мира.

18. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона.

19. Рационализм Рене Декарта. Метод дедукции. Роль интуиции в познании.

20. Философская мысль эпохи Просвещения. Основные идеи материалистической философии XVIII в.

21. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.

22. Критическая философия И. Канта. Взгляды И. Канта на мораль и религию.

23. Диалектическая философия Г. Гегеля.

24. Истоки и основные черты философии К. Маркса.

(Л3) Лекция 3. Исторические типы классической философии.

1. Философия эпохи Ренессанса.

2. Философская мысль эпохи Просвещения.

3. Немецкая классическая философия.

Семинар 3. Тема 1.1.3.2. (С3) Исторические типы классической философии.

 

1. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Ренессанса.

2. Основные идеи материалистической философии XVIII в.

3.Роль немецкой классической философии в развитии европейской философской мысли.

Эпоха Возрождения (ХIV-ХVI вв.) показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Происходит поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.

Христианские догмы и авторитеты еще сохраняли силу, но пробудившийся разум теперь выступал едва ли не равноправным партнером религиозной веры, поскольку только он мог рассматриваться в качестве опоры в земной жизни, а она, в свою очередь, стала в значительной мере самодавлеющей ценностью.

Эпоха Возрождения - это возвышение городской культуры над сельской. Эпоха Возрождения – это триумф и фундамент ценностей Запада. Именно здесь появляется идея автономного, самовыражающегося человека.

Особое значение имела Реформация – движение в пользу религиозных реформ (Ян Гус, Мартин Лютер, Кальвин, Т. Мюнцер и др.).

8. Социально-философские концепции по-новому, исходя из антропоцентрических установок, объясняли процессы, протекающие в обществе. Никколо Макиавелли выделил политику в самостоятельную сферу, освободив ее от религиозного и морального содержания. Томас Мор и Томазо Кампанелла создали первые произведения, в которых описывались идеальные социальные устройства, положив тем самым начало жанру «утопической» литературы и такому течению как утопический социализм.

В этот период возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» - освобождение от церковного влияния. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками.

В этот период поворота к природе возникают и развиваются естественные науки, дающие истинное знание о природе, предлагались как теории религиозных преобразований, так и социального переустройства (Коперник, Галилео Галилей, Кеплер). Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.

Яркими представителями эпохи Возрождения являются Мишель Монтень («Опыты»), Никколо Макиавелли («Государь»), Т. Мор («Утопия»), Т. Кампанелла («Город Солнца»), Ф. Петрарка, Роджер Бэкон.

В целом, ренесансный философский тип, как и сама эпоха Возрождения, был переходным. Философия и наука здесь вырываются из-под жесткого контроля церкви, получают светский характер, а значит – и импульс к дальнейшему развитию, которое наблюдается в новое время.

В 17 Николай Коперник и возникновение механической картины мира

Высокое Возрождение ознаменовалось также появлением новых, подлинно научных идей в области физики и космологии, и первым именем следует назвать Николая Коперника (1473-1543 гг.). Великий ученый, экономист, врач и государственный деятель, Коперник был каноником Фромборкского капитула, организатором вооруженной борьбы против тевтонского ордена. Он родился в г. Торунь (Польша), получил блестящее и разностороннее образование в Кракове и в Италии. В 1543 г., т.е. в год смерти, увидел свет его труд " Об обращении небесных сфер ". Этот труд прославил имя Коперника на все времена, ибо в нем он бросил вызов представлениям о геоцентрической картине мира, существовавшим более тысячи лет. В качестве общепринятой и освященной авторитетом церкви существовала картина мира, в основе которой лежали идеи Аристотеля - Птолемея.

Клавдий Птолемей - математик и астроном, живший в г. Александрии во II в. н. э. Он составил "Альмагест" - математическую и астрономическую энциклопедию, в которой точно изложил систему геоцентризма. Земля располагалась в центре Вселенной, небесные светила совершали круговые движения вокруг нее, но окружности их движения имели центр, не совпадающий с центром Земли (эксцентрики); кроме того, были и малые круги, по которым обращались планеты вокруг Земли по основному кругу - эпициклы, - все это было сделано столь искусно, что позволяло осуществлять предвычисление небесных светил и лунных затмений. Такая картина в принципе совпадала с идеями о сотворении мира Богом.

Однако еще пифагорейцы - астрономы Никетас и Экфант допускали движение Земли, а знаменитый Аристарх Самосский в III в. до н э. высказывал идеи гелиоцентризма. Сам же Птолемей, защищая геоцентризм, говорил, что если бы Земля не стояла на месте, а двигалась, то облака и птицы без видимой причины улетели бы на Запад, а падающие предметы летали бы не по прямой вниз, а в противоположную от Земли сторону. Подобных же эффектов никто не наблюдал.

Коперник доказал, что Земля не есть неподвижный центр видимого мира, она вращается вокруг своей оси. Этим он объяснил смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Кроме того, он доказал, что Земля находится в движении, она обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Отсюда объяснилось видимое перемещение Солнца относительно звезд, а также петлеобразное движение планет; петли получаются потому, что мы наблюдаем планеты не из центра, а со стороны. Коперник первым установил, что Луна является спутником Земли и обращается вокруг нее.

Позже идеи об относительности движения развил Галилей и Ньютон, они использовали такое понятие как "инерция".

Коперник не был подвержен гонениям со стороны церкви, очевидно, это его личная заслуга - он сумел "вписаться" со своим открытием в свое окружение, однако после его смерти, в 1616 г., конгрегация кардиналов признала систему Коперника ложной и запретила его книгу.

Открытие Коперника имело огромное философское значение. Ведь человеку необходимо было пересмотреть свои взгляды на то, что точка опоры - это неподвижная Земля, стоящая в центре мироздания. Модель космической планетарной "демократии" (Земля наравне с другими планетами обращается вокруг единого для них центра - Солнца) ставила перед человеком проблему поиска новой точки опоры. Соотнося себя с космосом, человек чувствовал себя свободным, но отстраненным. Эту мысль хорошо выразил Б. Паскаль в своей знаменитой формуле: "Человек - это мыслящий тростник"; он подвержен всем превратностям судьбы, но при этом он знает об этом - в этом трагизм бытия.

Позже, как мы увидим, человек стал искать недостающую точку опоры в самом себе, в своем разуме, и это стало смыслом философских исканий Нового времени и эпохи просвещения (ХVII-ХVIII вв.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Монетаризм | Галилео Галилей (1564-1642 г.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.