Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности сбора информации методом анкетного опроса

Подготовка макета для ввода первичной информации в программе EXСEL.

Кодирование информации анкет.

Контроль качества и выбраковка анкет.

Особенности сбора информации методом анкетного опроса.

Лекция 3. Сбор информации и ее подготовка к математической обработке

Учение Томаса Гоббса о государстве

Томас Гоббс (1588-1679) в своем сочинении «Левиафан» развивал учение о государстве. Он рассматривал учение о природе как единственно действительное знание. Реально существует только телесное, протяженное. Духовное не субстанционально. Гоббс излагал свою философию, используя математический метод рассуждения. Основание математики он пытался найти в опыте. Его социальная философия соответствует защищаемому им воззрению на природу и социальным потребностям английского общества того времени. «Все люди одинаковы от природы и стремятся к хорошей жизни, но так как от природы люди равны, то ни один не хочет уступить другому». До возникновения государства в «естественном состоянии» идет «война всех против всех». В государстве, созданном путем договора, граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти, который в ответ на это заботится о безопасности их существования, препятствуя развязыванию гражданской войны. Поэтому любая власть лучше, чем гражданская война. Вся власть – и исполнительная, и законодательная, и судебная, и духовная – принадлежит одному правителю, который силой сохраняет ее. Истинная вера - та, которую культивирует правитель. Суеверие есть то, во что он верить запрещает. Законы государства священны для всех граждан.

 

Составленную анкету, равно как и бланк интервью, необходимо апробировать с точки зрения полноты охвата изучаемой проблемы, логики построения, ясности и однозначности формулировки вопросов, валидности используемых шкал измерения. С этой целью необходимо провести пилотаж, т.е. анкетирование на небольшом массиве (20–30 человек).

Пилотаж позволяет, кроме того, измерить «усредненное» время заполнения анкеты респондентом или интервьюером, выявить схожие или повторяющиеся по смыслу вопросы либо отсутствие ряда вопросов, необходимых для получения важной информации.

Процедура анкетирования:

1) Необходимо обратиться за разрешением о проведении опроса к руководству подразделения, центра, преподавателю и т.п. (в сложных случаях готовятся специальные письма-обращения). Нужно объяснить цель исследования и отметить его анонимность, использование результатов только в обобщенном виде. Договориться при получении разрешения о графике проведения анкетирования (времени и месте). Если руководитель настаивает на сопровождающем, то нужно договориться о процедуре опроса: представитель руководства дает вводное слово, но затем не участвует в опросе, а лишь наблюдает (лучше, чтобы не было и наблюдения). Анкеты необходимо собирать вам и сразу забирать с собой, чтобы эти анкеты не оставались для рассмотрения в том же подразделении или центре.

2) Обучение анкетеров (интервьюеров). Связь между социологом (социальным работником) и респондентом обеспечивается через анкету или через интервьюера. Это взаимодействие может влиять на качество заполнения анкеты (листа интервью). Поэтому сначала проводится обучение анкетеров и интервьюеров.Рассказывается об эффекте интервьюера и способах его избежать. Затем определяются задания каждому анкетеру, и проводится сам опрос. Безопасность.

3) Сам опрос. Сначала нужно сказать об исследовании, его цели и роли респондентов в этом исследовании, ответить на вопросы. Далее, респондентам необходимо раздать анкеты и ручки (если у них нет). Далее необходимо объяснить, как заполнять анкету: сначала читать вопрос, затем все варианты ответа и лишь затем отмечать свои ответы. Нельзя перескакивать с начала на конец, пропуская середину и т.п. Нужно заполнять анкету с начала и до конца без пропусков. Особо сказать об анонимности анкеты. Если заполнили слишком быстро, то нужно проверить анкету на пропуски и вежливо попросить заполнить и пропущенные вопросы (если такие есть).

4) Необходимо наладить правильный психологический контакт с респондентами: поздороваться, поблагодарить за то, что согласились участвовать, быть доброжелательным, но без фамильярности. Одежда должна соответствовать обстановке опроса. Для учреждений – лучше официальная, для опроса на дому – спокойная, без яркости. Она не должна быть отвлекающей, настораживающей, отталкивающей. Следует избегать резких действий и высказываний (вербальных и невербальных). Запрещается вступать в дискуссии с респондентами. Если респонденту что-то неясно, просите его поднять руку, а, подойдя к нему, объясните спокойно и негромко, как следует заполнять анкету, при этом, не влияя на его мнение.

5) Собрав анкеты, еще раз поблагодарите респондентов. Как правило, всегда есть долго заполняющие анкету респонденты. Следует им мягко подсказать, что нужно отмечать первое мнение и не думать долго над каждым вопросом.

Для интервьюера необходимы такие качества:

- внимательность на протяжении всего интервью;

- наблюдательность, терпение;

- умение говорить внятно, неторопливо, со смыслом (вопроса);

- умение слушать, умение молчать;

- недопустимы такие качества как жесткость, требовательность, властность;

- важны честность, добросовестность, дисциплинированность.

Для того, чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, выполнять свое предназначение, ее необходимо путем обработки превратить в соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после осуществления этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют соци­ологической информации выход на практику.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема человека и общества | Контроль качества и выбраковка анкет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.