Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Даосизм в современном Китае

В современном Китае существует два ортодоксальных даосских направления – школа Правильного единства и школа Совершенной истины.

Обращаясь к догматическим особенностям двух ортодоксальных даосских направлений современного Китая, необходимо отметить следующие их характерные черты. Определяющей догмой школы Правильного единства является положение о новом пришествии и откровении Лао Цзы избранному «наместнику» на земле — Чжану Даолину в 145 г. н.э. Этот факт не только узаконил духовную миссию рода Чжан, но и освятил и благословил всю совокупность последователей названного направления, сообщая ему общинный характер. Догматической основой духовной жизни даосов школы Правильного единства являются своды реестров (лу). Основным доктринальным положением школы Совершенной истины стало требование обязательного принятия даосами монашеского обета, а встреча ее основателя — Ван Чунъяна с бесссмертным Люй Дунбинем в 1159 г. имела личностное значение. В целом это определило индивидуалистический характер данного направления даосизма. Догматической основой повседневной жизни даосов школы Совершенной истины являются обеты (цзе). Особенности вероучения различных даосских направлений нашли отражение в церемониях принятия священного сана. Надо отметить, что различия доктрин ортодоксальных даосских направлений второстепенны по отношению к общедаосским доктринальным положениям и не являются непреодолимым препятствием при взаимоотношении школ Совершенной истины и Истинного единства.

Даосские обряды, пройдя многовековой путь развития от примитивных языческих ритуалов шаманского типа до сложных, многоэтапных и продолжительных монастырских служб, приобрели чрезвычайно разнообразные формы. Вместе с тем ритуальная практика даосов до сих пор остается наименее изученной.

Одной из наиболее интересных ритуальных практик современных даосов являются требы.

Даосские требы — основа ритуальной деятельности даосов современного Китая Они подразделяются на две группы. Первая — службы испрошения счастья, благополучия и искоренения бед. Поводом для их проведения служат рождение ребенка, создание новой семьи, постройка дома, желание выздоровления или продления жизни, природные и социальные катаклизмы и т. д. Ко второй группе относятся службы проводов и поминовения покойных. В отличие от первых, они проводятся вечером или ночью. Все религиозные обряды, входящие в состав треб, классифицируются как янские — «чистые» (цин) и иньские — «темные» (ю), количество тех и других примерно одинаково. В обиход культовой деятельности школы Совершенной истины входит более 40 обрядов, а школы Правильного единства — более 30. Один и тот же обряд в разных местностях может иметь существенные особенности. Это наиболее характерно для культовой деятельности школы Правильного единства, более тесно связанной с локальными народными традициями.

В благоиспросительных службах распространены обряды, в которых при обращении к святым и бессмертным составляются прошения, по форме напоминающие официальный документ. К ним относятся «Передача прошения» (цзиньбяо) и «Отправление прошения посредством амулета» (фа фу).

При передаче прошения текст записывается на желтой ритуальной бумаге в строгой последовательности и определенной стилистической форме, свертывается в свиток и помещается в короб с надписью об направлении его в Небесный дворец. Сожжение короба со свитком символизирует вознесение просьбы на Небо. Сама же «передача послания» святому или бессмертному осуществляется священнослужителем посредством сложного психотехнического процесса.

Другой обряд — «Отправление прошения посредством амулета» — характерен для школы Правильного единства. В ходе одной службы составляется 12 текстов-прошений (вэньшу). Их начертывают кистью, применяя только уставное письмо. В строго определённом порядке следуют адрес, возраст, дата рождения, суть и повод обращения просителя. Внизу ставится его личная подпись, возглавляющий службу даос обводит ее красной тушью. Заключительный текст (гуаньвэнь), обобщающий содержание и цель написания всех прошений, помещается над ними. Послание «направляется» в Небесный дворец маршала Вэнь Юаня через бессмертных генералов, которых призывают к алтарю при помощи амулетов и заклинаний.

Говоря о религиозной практике школы Правильного единства, необходимо отметить особое место амулетов — магических знаков, начертанных на персиковой дощечке или на бумаге. Считается, что они передаются достойным людям удивительными способами: начертанными на небесах, камнях и т. д., либо непосредственно от божеств и бессмертных. Традиционно считается, что каждому явлению видимой и невидимой природы соответствует свой амулет и заклинание, без которого он не имеет силы. Поводом к его изготовлению может служить любая жизненная ситуация.

Создание амулета — сложный сокровенный процесс, требующий от даоса глубоких знаний и мистического опыта. Достигнув посредством дыхательных упражнений гармонии между Небом и Землей, даос погружается в особое созерцательное состояние, в котором визуализирует бессмертных и, произнося заклинания, пишет магические формулы. Затем при помощи психотехнических приемов он переносит «внутренний свет» из своего тела в созданный амулет. Существуют два способа применения полученных от священнослужителя амулетов: сожжение с последующим приемом внутрь разведенного в воде пепла и постоянное хранение их при себе или в жилище.

Даосские заклинания (чжоу) являются важнейшей частью даосской практики школ Правильного единства и Совершенной истины. Они необходимы не только при создании амулета, но и в повседневных обрядах, требах, при лечении больных и т. д. В Даосском каноне приведено более 10 тысяч различных заклинаний.

Службы, связанные с проводами и поминовением усопших — одна из важнейших составляющих даосского культа.

Ритуал длится 3, 7 или 49 суток, что зависит от финансовых возможностей семьи и рекомендаций наставника фэншуй (фэншуй сяньшэн), который определяет наиболее благоприятное время и место предания тела земле.

Молебен начался на закате солнца. Даосы, облаченные в ритуальные одежды, прочитали над гробом краткую историю жизни умершего, записанную со слов родственников. Все дети почившего и члены их семей слушали чтение коленопреклоненно. В дальнейшем ходе молебна, согласно традиции, преклоняли колени только старший внук покойного и служители культа. Родственники находились по обе стороны гроба, периодически сменяя друг друга. Днем молебен прекращался.

В последнюю ночь, ровно в 3 часа, гроб с телом вынесли на улицу и установили перед домом. В 6 часов утра, перед отправлением к месту захоронения, даосы совершили гадание на крови живого петуха (на гребне птицы делается надрез, из которого в три сосуда с водой помещают по капле крови. Если кровь не разошлась в воде, и капли сохранили целостность, полагают, что между детьми покойного будут царить взаимопонимание и дружба), а в 10 часов утра был проведен ритуал сожжения дома духа усопшего (лифанцзы), который традиционно считается обиталищем умершего в загробном мире. Этот обряд восходит к архаичным ритуалам периода ранних китайских династий. Изготавливают линфанцзы из разноцветной бумаги и бамбука. У входа располагают искусно вырезанные из бумаги фигурки стражей, а в комнатах — прислуги. Современные дома духа зачастую более модернизированы. В них нередки телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.п. Величина дома, обстановка и прочее зависят от заказа родственников. В описываемом случае дом духа изготовил даос того же поселка. Средняя стоимость такого изделия — 100–200 юаней, но может достигать 1000 юаней и более. Непременным условием обряда является полное сожжение линфанцзы, в котором участвуют все родственники усопшего. Они бегают вокруг горящего дома духа, постоянно увеличивая радиус, стараясь описать возможно больший круг до угасания пламени. Считается, что величина такого круга определяет для усопшего размер пространства в загробном мире.

Проводы в последний путь совершаются по заранее определенному наставником фэншуй церемониалу. Гроб с телом до места захоронения несут на руках. Порядок траурной процессии следующий. Впереди идут старшие сын и внук покойного. Один несет фотопортрет, другой — приготовленную даосом табличку с именем почившего. Следом шествуют 8 носильщиков с гробом, который, согласно традиции, поднимают под шум петард. За гробом следуют остальные родственники, после них — даосы, сопровождающие процессию ритуальной музыкой. Замыкают шествие приглашенные друзья, соседи и знакомые покойного и его семьи. Время от времени, по знаку носильщиков, траурная процессия останавливается, музыка прекращается, и провожающие в полной тишине скорбно преклоняют колени.

После погребения на свежей могиле сжигают табличку с именем усопшего, ритуальные деньги и благовония. Даосы сразу же удаляются, так как им, по традиции, не положено возвращаться в дом покойного. Остальные участники процессии следуют обратно. У входа в дом их встречает помощник, который по просьбе родственников помогает каждому омыть руки водкой (одна из форм очистительного обряда). Затем следует прощальная трапеза.

Местные власти не препятствуют проведению традиционных обрядов и религиозных церемоний.

Погребальные традиции китайцев органически связаны с культом предков. Он является основой духовности и во многом определяет образ жизни всех Слоев общества. Несмотря на конфуцианскую окраску социально-этического аспекта культа предков, внутренняя сущность его, безусловно, даосская. Она основывается на архаичных представлениях китайцев о семи «животных душах» (по) и трех «разумных» (хунь), их посмертной трансформации в «духа» (шэнь) и «призрака» (гуй), дальнейшем переходе первого на Небо, а второго — в преисподнюю, связанную в народных представлениях с горой Тайшань и столицей подземного царства Фэнду. Большое значение имеет вера в возможность посмертного влияния предка на судьбу своих потомков. Архаичные представления, характерные для ранних форм религии, были переосмыслены в даосизме и стали важнейшей составляющей его доктрины бессмертия, послужившей основой для развития даосской ритуальной практики в целом и заупокойных служб в частности.

К иньским заупокойным обрядам относятся: жертвоприношения одиноким духам (цзигу), умилостивление голодных духов (шиши), открытие пути (кайлу), отвержение преисподней (поюй), перевод через мост (дуцяо), перевод на берег спасения (шэчжао) и др. Среди многочисленных способов спасения и вызволения «разумных» душ (хунь) умершего из преисподней выделяются два.

Первый способ основывается на создании священнослужителем во внешнем мире особого ментального пространства — «темного края». Даос «приглашает» к алтарю святых и бессмертных, в числе которых непременно должны быть Небесный достопочтенный Тайи и три чиновника. Потом следует сложный и опасный путь сошествия священнослужителя с приглашенными святыми и бессмертными в преисподнюю. У врат нижнего уровня они вызывают души и возносят их на Небо.

Второй способ основан на представлении о единотелесности и тождественности человека и Вселенной. Весь процесс спасения происходит в микрокосме — теле священнослужителя. В точке Нивань, на макушке головы, локализуется Небесный достопочтенный Тайи. Над ним возвышается Небесный дворец (Тяньгун). Под обеими почками располагается преисподняя (Фэнду). Огненная палата (хофу) находится во дворце сердца (синьгун). Используя энергию ци пяти плотных органов (уцзан) своего тела, служитель культа придает душам хунь умерших определенную нематериальную форму. После этого, зажигая в сердце «бессмертный огонь» и вызывая в почках циркуляцию «чистой воды», он сосредоточивает внимание на центральной области между двумя почками — точке концентрации истинной ци, которая быстро увеличивается до размера большого «солнечного круга». Далее происходит слияние огня с «чистой водой»; вода поднимается в нефритовый пруд (юйчи), а солнечный круг приближается к дворцу сердца, из которого, возникнув, распространяется «светящийся огонь». Души хунь с радостью бросаются в него и выходят преображенными в виде младенцев в одеяниях бессмертных. «Светящийся огонь» угасает. Следом за этим даос стремительно переносит огонь сердца в точку Нивань и при помощи бессмертных возводит души на Небо.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Церковная организация и культ | Описание задачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.