Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и сущность монополий




НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол № 7 от 11.01.2008 г.

 

 

Нижний Новгород

2008 г.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Возникновение и сущность монополий.

2. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции.

3. Ценообразование в условиях олигополии.

4. Монопсония.

5. Максимизация прибыли и ценовая дискриминация.

6. Потери от несовершенной конкуренции.

Литература

 

 

 

Все товаропроизводители стремятся к соответствию производимых и реализуемых товаров на рынке потребительскому спросу. Не проданный товар — это невосполнение издержек производства и, естественно, нет прибыли. Потребители же на рынке интересуются соответствием цены и качества товара. Вместе с тем за счет удовлетворения спроса покупателей производители в различных структурных формах предложения товаров получают нередко высокие прибыли.

Конкуренцию производителей можно определить как противоборство между производителями товаров за право получения максимальной прибыли от продажи продукции, осуществляемое через увеличение доли отдельного производителя на рынке сбыта продукции. Научно-технический прогресс стал наиболее значительным фактором в конкурентной борьбе. Именно количество и «удельный вес» на рынке производителей позволяют классифицировать виды конкуренций.

До середины XIX века в национальных экономиках разных стран существовала совершенная (свободная) конкуренция. В этом случае на отраслевом рынке функционируют как многие продавцы, так и многие покупатели однородной, идентичной продукции. При этом следует учесть, что масштаб производительной деятельности каждого производителя был невелик, и это не отражалось на установлении рыночной цены на конкретный вид продукции. При совершенной конкуренции капиталы могут свободно входить в данную отрасль и выходить из нее.

Во второй половине XIX века начинается возникновение крупных предприятий и объединений, что в последствии давало возможность охватывать всё большую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства —это сосредоточение более крупных предприятий, рабочей силы, объемов производства. Крупнейшие производители получают возможность в некоторой степени влиять на рыночную цену.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа:

1) Натуральная монополия

2) Олигополия

3) Дифференциация продуктов

Натуральным монополистом является единственный производитель в своей отрасли, причем не существует отрасли, производящей товары —субституты (функционально замещающие первоначальный вид товара).

В настоящее время в развитых странах капитала натуральных монополий практически нет, но существуют естественные монополии (телефонные компании, компании функционирующие в отрасли инфраструктуры).

В классической экономической теории (К. Маркс) монополии относили в большей степени к производственной, чем к рыночной категории. Под капиталистической монополией подразумевается объединение ряда предприятий различных сфер народного хозяйства (промышленности, торговли, финансов, услуг) занимающие доминирующее место в производстве и реализации одного или многих видов продукции (услуг).

Современные зарубежные экономисты используют данное понятие в виде категории «олигополия».

Господство нескольких крупных фирм на рынке называется олигополией. Олигополия первого вида - несколько крупных фирм, производящих почти идентичные товары.

Олигополия второго вида - несколько крупных фирм, производящих дифференцированные товары.

Третьей моделью несовершенной конкуренции является дифференциация продукции (множество продавцов дифференцированной продукции). При дифференциации продукции и при равных ценах на товары —субституты предпочтение покупателя получает товар, имеющий отличия от других в сорте, качестве, торговой марке и т.д. При продаже дифференцированной продукции существует много продавцов и покупателей, однако множество свободно входящих в отрасль новых фирм способствует понижению спроса для каждого производителя —продавца.

Среди множества моделей олигополистического поведения (первого вида) на рынке больший интерес представляет тайный олигополистический сговор и доминирующая фирма-олигополия. В первом случае фирмы-олигополии могут стойко сговориться о единой высокой цене, осознав свою взаимосвязь. В результате рыночная цена и количество реализуемой олигополиями продукции будет соответствовать ситуации единственного (полного) монополиста. Доминирующая фирма-олигополия обладает 60 —80 % долей отраслевого рынка. Доминирующая фирма занимает лидерство в ценах, поскольку её цена (близкая к монополии) служит ориентиром для мелких фирм отрасли.

Во второй половине XX века капиталистическая монополия (или олигополия —по зарубежной терминологии) представляет собой крупное отраслевое объединение (пулы, ринги, конвенции, корнеры) заключающие временное соглашение между предприятиями обычно одной отрасли, создаваемые с целью поддержания уровня цен или дележа полученной прибыли. Позднее монополистические объединения стали создаваться на длительный срок.

Первая в устойчивом временном отношении форма монополии — картель. Картель впервые заметно ограничила внутриотраслевую конкуренцию. Картели договариваются о ценах, объемах производства, рынках сбыта, дележе прибыли и т.д. Картель не ограничивает полностью производственную и снабженческую самостоятельность.

Следующая организационная форма монополистического объединения — синдикат, Синдикат имеет централизованную функцию снабжения и сбыта с единой конторой управления.

Трест - объединённые предприятия теряют не только снабженческо-сбытовую, но и производственную самостоятельность. Комбинированный трест выходит за рамки отрасли и получает возможность получать дополнительную прибыль от использования дополнительных побочных продуктов, основного производства на своём предприятии, но относящихся к другой отрасли. Может быть осуществлено и вертикальное комбинирование. Внутриотраслевая конкуренция при растущей концентрации производства приводит к капиталистической монополии (олигополии) в форме треста.

Концерн является высшей формой монополистического объединения. Он объединяет предприятия различных, но взаимосвязанных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг, финансовые предприятия.

Межотраслевая конкуренция является основной причиной возникновения концернов, из-за необходимости объединения различных производств и функциональных служб. Многие функции по управлению, снабжению, реализации товаров, планированию, научно-технической политики выполняются в концерне централизованно служащими штаб-квартиры концерна. Производственные предприятия в своей текущей деятельности, не редко и коммерческой, обычно полностью самостоятельны. Концерн специализирует, кооперирует свои предприятия, использует комбинирование диверсификацию производства.

Конгломерат является концерном, отличающимся от преобладающего вида -диверсифицированного концерна тем, что первый из них объединяет различные не связанные между собой компании многих отраслей промышленного производства и других сфер экономики. Эти компании почти самостоятельные, контролируются штаб-квартирой конгломерата только по узкому кругу финансовых показателей. Вместе с тем экономические реалии показали тенденцию возвращения части конгломератов к прежнему производственному профилю, который они имели до слияний и поглощений. Такие конгломераты становятся близки диверсифицированным концернам.

Постепенное использование капиталистической монополией различных организационных форм позволяет ей добиваться условий возвращения капитала с целью максимизации прибыли благодаря хозяйственной взаимозависимости специализированных функциональных подразделений.

Первоначально капиталистическая монополия (картель, синдикат, одноотраслевой трест) стремиться овладеть значительным объёмом производственных мощностей в какой-либо одной отрасли. Распространение монополий на различные отрасли (комбинированный трест, концерн, конгломерат)явилось преодолением относительной ограниченности прибыльного возрастания капитала в границах отрасли.

Появление и развитие монополий стало возможным на основе перехода к акционерной форме собственности, концентрации (укрупнения) производства и широкого использования как метода развития фирмы на собственные средства (концентрация капитала).

В экономике развитых стран развёртывается интенсивная монополизация (олигополизация) новых отраслей производства.

Нефтяные гиганты покупают компании по производству солнечных батарей, крупные фирмы химической промышленности поглощают мелкие биохимические фирмы.

Крупные фирмы захватывают мощные позиции в передовых отраслях, рассчитывая на значительные прибыли па новых рынках продукции. Межотраслевая конкуренция способствует межотраслевому переливу капитала в перспективные высокоприбыльные отрасли.

Диверсифицированный концерн‑ преобладающий вид современного крупного монополистического(олигополистического) объединения предприятий. Многоотраслевые диверсифицированные концерны всё более стремятся к взаимодополняемости своих разноотраслевых предприятий, рассматривая свою форму как взаимосвязанный портфель бизнесов. Основополагающей чертой процесса диверсификации производства является внутрифирменная межотраслевая передача технологии.

Крупные диверсифицированные концерны играют активную роль в мировой экономике. Международные монополии могут основываться либо на капитале населения одной страны —транснациональные корпорации, либо на капитале жителей многих стран —многонациональные корпорации. Современные международные монополии имеют предприятия, полностью или частично им принадлежащие, реализуют продукцию, оказывают услуги в десятках стран мира. Нередко проникновение олигополии на внешние рынки представляет менее трудным чем преодоление барьеров на национальном рынке.

2. Максимизация прибыли в условиях несовершенной
конкуренции

При совершенной конкуренции на рынке существует положение

устойчивого равновесия, это приводит экономическую прибыль к нулю. Вместе с тем, в реальной экономике, возможно длительное получение прибыли по ряду причин.

Во-первых, экономическую прибыль в течении некоторого времени могут получать предприниматели обладающими исключительными способностями. Нормально работающие предприниматели получают доходы, представляющую обычную рыночную плату за организаторский и управленческий труд, не имеющий отношение к экономической прибыли. Получение экономической прибыли отдельными предпринимателями зависит от рыночной коньюнктуры и носит временный характер. Однако, исчезнув у одних предпринимателей этот вид экономической прибыли, появится у других. Таким образом, она постоянно существует в экономике.

Во-вторых, экономическую прибыль временно получает фирма, использующая нововведение. Таким рычагом может быть новая техника, технология, фирма владеющая патентом на открытие, находится в более выгодном положении, относительно своих конкурентов и получает экономическую прибыль.

В случае продажи патента фирмой, экономическая прибыль по данному нововведению исчезнет. Однако, прогресс в науке приводит к тому, что в экономике всегда присутствует экономическая прибыль.

В‑третьих, экономическая прибыль выступает как плата за риск. Это объясняется тем, что рыночной системе присуща неопределённость.

Существует риск вложения капитала организаций, предприятия и т.д. поскольку неизвестно как сложится ситуация в то или иное время на рынке. Экономическая прибыль является вознаграждением за риск.

В‑четвёртых, экономическая прибыль возникает в следствие нарушения свободной конкуренции т.е. в результате монополии. Совершенный конкурент не влияет на рыночную цену, но выступает на рынке как внешний заданный параметр.

Нарушение свободной конкуренции в той или иной степени ведёт к установлению контроля над ценой и объемом продаж, ограничению доступа в отрасль других конкурентов. Возникает искусственные ограничения, дающие власть над рынком.

Итак, смысл монополии состоит в получении экономическойприбыли.

P P D

 
 


D1

P1 D

P0

P1

       
 
 
   


0 Q 0 Q1 Q2 Q




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.