Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование в условиях олигополии




Основателем этой теории считается французский экономист Августин Курно. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предлагает продать такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем производимых товаров у конкурентов остается неизменным. Отсюда Курно сделал два главных вывода:

1) Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом производства и ценой товара.

2) Цена равновесия зависит от числа продавцов.

— При единственном продавце возникает монопольная цена

— По мере увеличения количества продавцов цена равновесия

падает, пока не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается в тем большей мере, чем больше возрастает число продавцов. Модель Курно подверглась критике за постулат бездействия конкурентов (объем продаж фиксирован).

Значительный шаг вперед в теории олигополистического ценообразования сделал американский экономист Э.Чемберлин, выдвинувший тезис о взаимозависимости производителей. Так когда количество продавцов небольшое и продукт стандартен, олигополисты будут избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер. Отсюда вытекает, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Этот вывод Э.Чемберлина важен для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора. Необходимость формальных отношений отсутствует. Это явление называется доктриной сознательного параллелиума. Олигополии действуют независимо, без согласований, но не конкурируют друг с другом.

Концентрацию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии можно измерить с помощью индекса Герфиндаля (Н). Он предполагает предварительную оценку доли фирмы на рынке, т.е. долю в общем объеме продаж отрасли (%) обозначаемую символом S. Если одна из фирм поставляет на рынок 50% всего отраслевого объема продаж то её S=50%. А сколько фирм в отрасли (от 1 до n). И наконец, показатель каждой фирмы возводится в квадрат и показатели S2 суммируются: n

Н=S12 + S22 + S32+..Sn2= Σ Si2

i=1

Если «чистая» монополия —отрасль состоит из одной фирмы (n=1) индекс Н будет равен 10 000 т.е.S1=100%, а Н=1002=10 000. Если в отрасли две фирмы —олигополии и рыночные доли их равны (50% у каждой) то Н=502+502=5 000.

В случае приближающейся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, например 100 фирм и доля каждой равна 1% индекс Н=112+122+132+...11002=100. Индекс реагирует на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли.

Следующим шагом в разработке олигопольного ценообразования была теория ломаной кривой спроса (американские экономисты Р.Холл, С.Хитч, П.Суизи). Эта теория объясняет, почему олигополистические фирмы отказываются от частого снижения цен.

Предположим, что у фирмы цена за единицу продукции ОР, а объем продаж ОХ. DEF —кривая спроса на товар фирмы. Фирма принимает решение увеличить цену до ОР1, тогда объем продаж составит ОХ1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.