Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития науки

Понятие науки.

В 48. Понятие науки. Специфика научной истины.

Наука в классическом виде сформировалась в XVII - XVIII веках. Классический образ науки связан с естествознанием. Долгое время этот образ науки считался единственно возможным и абсолютным. Однако наука, как и другие формы духовной культуры, подвержена изменению.

Во второй половине XIX века начинает быстро развиваться гуманитарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом науки.

На рубеже XIX - XX в.в. в философии появляется проблема обоснования нового типа знания, которое объединено названием "науки о духе".

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственно целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Наука – система знаний о законах мира.

По предмету и методу познания можно выделить:

· - науки о природе,

· - науки об обществе,

· - науки о познании и мышлении.

- Отдельную группу составляют технические науки

По удалённости от практики различают:

- фундаментальныенаукине имеют непосредственной ориентации на практику.

- прикладные наукисвязаны с непосредственным применением результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.

 

Особенности научного познания:

1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности, законов самого познания и мышления,

2) цель и высшая ценность научного познания – объективная истина,

3) ориентация на практику,

4) научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм,

5) использование научного оборудования,

6) строгая доказательность научного знания.

Наука проходит в своем развитии ряд этапов (В.С. Степин).

Доклассический этап – этап преднауки, т.е. этап зарождения элементов науки в рамках философии (Др. Восток, Греция и Рим, средние века до Нового времени).

Наука как целостный феномен возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии 3 основных этапа:

1) Классический (17 – 19вв.). Классическая наука, исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении исключить все, что относится к субъекту, средствам приемам и операциям его деятельности.

2) Неклассический (первая пол. 20 века). Неклассическая наука, исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

3) Постклассический (вторая пол. 20 века). Существенный признак постклассической науки – учет субъективного фактора в познании и знании. Она учитывает связь знаний получаемых об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой данного этапа является глобальный эволюционизм, распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной материей.

На утверждение принципа универсального эволюционизма повлияли три теории:

 

1) теория нестационарной Вселенной,

2) теория саморазвивающихся целостных систем (синергетика),

3) теория биосферы и ноосферы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды знаний | Характеристики научного знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.