Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии различения теоретического и эмпирического

. Различение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования;

2) тип применяемых средств исследования;

3) особенности метода.

.

Итак, выделив эмпирическое и теоретическое познание как два особых типа исследовательской деятельности, мы можем сказать, что предмет их разный, то есть теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования.

 

Знание, получаемое человеком, есть не только результат познания (форма), но и его средство, т.е. метод. Метод научного познания – это определённый способ, приём решения познавательных задач. Метод, реализуясь, проявляет себя как форма познания, поскольку логическое воспроизведение объекта в мысли происходит в определённых формах. Методика – совокупность методов данного исследования.

Методология – это общая теория методов. Методология – учение о приёмах и принципах всякого научного исследования.

 

Классификация методов:

1. По степени общности: всеобщие, общенаучные и частнонаучные;

2. По степени использования средств математики: качественные и количественные;

3. По отношению к опыту: эмпирические и теоретические;

Частнонаучные методы – это методы, которые используются в отдельной конкретной науке, например, в физике – радиоспектральный метод, в биологии – препарирование.

Общенаучные методы – методы, которые используют большинство наук. Общенаучными становятся методы кибернетики, математики и т.д. Всеобщий метод раскрывает общее направление и характер познания в целом, независимо от специфики явлений. Всеобщим методом является диалектика, т.к. она раскрывает характер и направление познания в целом. Всеобщий метод может дать только философия, которая теоретически обобщает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, поэтому философия является методологической основой естествознания и обществознания.

 

Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование

Анализ – разделение (мысленное или реальное) объекта на элементы с целью их детального изучения. Диалектическим дополнением анализа является синтез.

Синтез – это соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое. Пример из математики: диференциально-интегральное исчисление. Письмо и чтение также возникает в результате аналитико-синтетической деятельности разума по отношению к звуковой и буквенной структуре слова. Объективной предпосылкой этих познавательных операций является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Процессы исследования часто приходится начинать, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к неизвестному, мы можем либо использовать знания об отдельных фактах, восходя при этом к открытию общих принципов, либо, наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях.

Индукция – это метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция – это способ рассуждения, посредствам которого из общих посылок следует заключение частного характера.

Аналогия – приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают о сходстве их других признаков. Аналогия делится на ассоциативную и логическую аналогию. Ассоциативная аналогия носит образный характер, в ходе её объединяются весьма далёкие по своей природе явления и предметы. Логическая аналогия – рассуждение о сходстве тех или иных явлений на основе их параллельного изучения.

Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии, т.е. модели, замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание. Модели подразделяются на материальные и идеальные.

 

Методы эмпирического исследования: наблюдение и эксперимент

Наблюдения – это ц еленаправленное восприятие явлений объективного мира. Оно опирается не только на чувственное познание, но и включает в себя рациональные моменты (выбор объекта и изучение результатов). Наблюдение включает три элемента: наблюдатель, технические средства наблюдения, изучаемый объект.

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством субъекта в исследуемый процесс. Эксперимент, как и опыт, является основой познания, критерием истинности. Особенными видами эксперимента является мысленный эксперимент, космический, ядерный. Эмпирические методы приводят к возникновению знания, содержание которого в основном получено из опыта и выражено определённым языком. Эмпирические методы основываются на чувственном познании.

 

Методы теоретического познания: исторический и логический методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному

Теоретические же методы приводят к возникновению знания, отображающего предмет со стороны закономерных, существенных связей посредствам абстрактного мышления. Примером теоретического метода является исторический и логический, позволяющие реконструировать сложившиеся процессы и вывести общие закономерности. Исторический – это метод исследования конкретного процесса развития в его исторически протекающей форме и обобщения эмпирического материала до уровня исторической закономерности. Логический метод исследования – это метод исследования развития явления, отвлекающийся от случайных и побочных явлений и основывающийся на закономерных тенденциях сущности развития явления. Метод восхождения от абстрактного к конкретному характеризует начало протекания и конец отдельного этапа в процессе познания. Процесс познания начинается с чувственного созерцания, изучения конкретных предметов действительности. Однако чувственно-конкретное знание не вскрывает сущности предмета, поэтому познание переходит к следующему этапу – образованию отдельных абстракций. И третий этап состоит в переходе от абстрактного к конкретному в теоретически обобщённом виде.

В 50. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза.

Эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знания - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального.

Формы научного познания:

· идея;

· проблема;

· гипотеза;

· концепция;

· теория.

Идея – форма отражения в мысли явлений объективной действительности. Идея включает в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идея обобщает опыт предшествующего развития знания и служит в качестве принципов объяснения явления.

Проблема (преграда, трудность) – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный интерес. Весь путь развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решениям, а затем к постановке новых проблем. Проблема в науке – противоречивая ситуация, выступающая из противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теорией для её разрешения.

Гипотеза – предположение о решении некоторой проблемы или задачи. Важнейшее требование к гипотезе её проверяемость, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, измерений и наблюдений. Хорошо удостоверенная гипотеза становиться теорией.

Концепция (понимание, система) – определённый способ понимания трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения на предмет явления, руководящая идея для их системного освящения.

Теория (рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знания, это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерий истинности и основа развития теории – практика.

Функции научной теории:

1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2) Объяснительная функция, выявляющая причинные связи явления.

3) Методологическая функция (на базе теории формируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности).

4) Предсказательная функция – предвидение будущего состояния явления.

5) Практическая функция. Конечное предназначение теории – быть воплощенной в практику.

 

В 51. Природа научной революции. Научное и вненаучное знание.

Огромный вклад в развитие современной философии науки внесла концепция исторической динамики научного знания, созданная американским историком и философом Томасом Куном и изложенная им в книге "Структура научных революций" (1962). Ее основные положения могут быть в обобщенном виде сведены к следующим:

1. Наука не только - и не столько система знаний, но и деятельность различных научных сообществ - групп ученых, обладающих сходной научной подготовкой, исповедующих общие фундаментальные принципы и теории, единых в понимании идеалов, норм и целей научного исследования.

2. Методологической основой профессиональной деятельности научного сообщества выступает парадигма (греч. - пример, образец) - особая система базисных знаний (научно-теоретических, методологических, философских). По Куну, именно парадигма объединяет ученых в то или иное научное сообщество, и, наоборот, научное сообщество состоит из профессионалов, принимающих определенную парадигму. Смысл понятия "парадигма" у Куна не всегда однозначен: если вначале он интерпретирует его довольно узко, как образец решения конкретной проблемы, используемый научным сообществом, то в "Дополнении 1969 года" к своей книге он понимает его более широко, как своеобразную "дисциплинарную матрицу", "набор предписаний для научной группы". Такой набор включает следующие компоненты:

• "символические обобщения" - формальный аппарат и научный язык дисциплины;

• "метафизические компоненты" - наиболее фундаментальные теоретические принципы и модели;

• "научные ценности" - идеалы и нормы науки;

• "образцы" - способы решения конкретных проблем.

Как видно, парадигма содержит широкий спектр базисных знаний, необходимых для реализации научной деятельности.

3. Эволюция науки представляет собой чередование двух основных этапов: "нормальной науки" и "научной революции". На первом этапе в науке господствует определенная парадигма, истинность которой постоянно подтверждается фактами из новых сфер изучаемой реальности. Область применения парадигмы расширяется, запас научного знания растет (на этой стадии наука, по Куну, есть "кумулятивное", то есть накопительное, предприятие), но его концептуальные основания не меняются, причем сама наука обладает своеобразным "иммунитетом" к внешнему опыту.

Однако рано или поздно в эмпирическом исследовании появляются "аномальные факты", которые не укладываются в теоретические схемы господствующей парадигмы. Они постепенно накапливаются и, в конце концов, подрывают устойчивость парадигмы, что приводит к выдвижению учеными ряда новых, альтернативных парадигм, их конкурентной борьбе и, в конечном счете, победе одной из них. Подобный переход от прежней парадигмы к новой и есть научная революция, которая означает смену прежних оснований, идеалов, норм и ценностей науки. Понятно, что после революции наука снова вступает в "нормальную" стадию своего развития - до следующей революции.

4. Между старой и новой парадигмами существует отношение "несоизмеримости": нельзя установить какие-либо логические переходы от прежнего парадигмального знания к новому. Иными словами, знание, накопленное в рамках старой парадигмы, отбрасывается после ее крушения. В развитии научного знания дискретность, таким образом, преобладает над непрерывностью. Однако в более поздних работах Кун смягчил свою позицию, отметив, в частности, что существуют сквозные (кросс-парадигмальные) критерии оценки теорий и связей между ними: их простота, точность, непротиворечивость, плодотворность, ширина поля применимости. На основе такого сравнительного анализа и осуществляется выбор научным сообществом новой парадигмы и его "приобщение к новой вере". Ученый же, "который продолжает сопротивляться и после того, как вся его профессиональная группа перешла к новой парадигме", фактически, по мнению Куна, перестает быть ученым.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристики научного знания | Дополнительный материал
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.