Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы общественного сознания

Под относительной самостоятельностью подразумевается способность общественного сознания развиваться по свойственным ему специфическим законам, действующим в рамках общей зависимости общественного сознании от общественного бытия.

Чем же обусловливается относительная самостоятельность общественного сознания?

В гносеологическом плане - природой самого сознания как отражения бытия, его творчески действенной активностью. Сознание не просто копирует действительность, а стремится ее познать, осмыслить, проникнуть в ее сущность и в известном смысле "идеально" преобразовать.

В социологическом смысле - отделением умственного труда от физического. По этой причине духовное производство в некоторой степени "обособляется" от материального, хотя в конечном итоге они cyществуют в органическом единстве.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется:

а) в преемственности духовного развития человечества. Общественные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе идейного материала предшествующих эпох, под воздействием предыдущих этапов развития. Причем различные общественные группы черпают в мыслительном материале
прошлого разное идейное содержание;

б) в том, что общественные теории, идеи имеют способность опережать ход исторического развития через моделирование будущего;

в) общественному сознанию в целом свойственна тенденция
отставания от общественного бытия. Пережитки прошлого особенно
упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную
роль играют привычки и традиции, укоренившийся строй мыслей, чувств,
представлений. Они обладают огромной силой инерции;

г) в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Сила и действенность общественных идей зависит от степени распространения их в массах, поскольку для осуществления идей требуются люди, которые должны употреблять
практическую силу. Чтобы осуществиться в действительности, идеи
должны захватывать массы, воодушевлять их, побуждать к действию.

Опыт истории свидетельствует о том, что активная и преобразующая роль передовых идей с наибольшей силой проявляется в эпоху коренных социальных преобразований, когда в историческую деятель­ность включаются широкие народные массы.

Категория «общественное бытие» обозначает часть материального мира. Маркс выделил из природного бытия общественное бытие, рассматривая развитие общества как особый материальный процесс, отличный от физического и биологического. Под «общественным бытием» понимаются материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу (орудия труда, экономико-географическая среда, производственные отношения).

Общественное бытие имеет две стороны:

• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.);

• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

Главным элементом общественного бытия является способ производства - это основа, ядро общественного бытия, куда включаются отношения собственности, распределения, обмена и потребления.

Общественное бытие — это материальная жизнь общества, включающая в себя процесс производства и те материальные, в частно­сти, производственные отношения, которые складываются в ходе этого производства.

Другой стороной общественной жизни является общественное сознание, которое представляет собой осознание и оценку обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие во многом определяет общественное сознание, которое более или менее адекватно отражает это общественное бытие.

В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Существует тенденция отставания общественного сознания от общественного бытия, но порой общественное сознание, особенно научное сознание, способно опережать общественное бытие. Закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие гласит: общественное сознание может ускорять развитие общества, может консервировать его, может способствовать повороту его вспять. Общественное сознание влияет на развитие общества через деятельность людей, исходящих из oпределенных обыденных или теоретических взглядов.

Таким образом, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, способно отставать или опережать общественное бытие, способно через деятельность людей активно влиять на общественное бытие, ускоряя или сдерживая развитие имеющихся в нем тенденций.

Общественное сознание выступает в качестве системного социального феномена, обладающего сложной структурой и специфическими формами проявления. В качестве структурных компонентов выделялись: теоретическое, обыденное, специализированное, массовое, эмпирическое, практическое сознание, идеология, общественная психология и другие составляющие сознания.

Элементами общественного сознания являются:

• обыденное и теоретическое сознание;

• общественная идеология и психология;

• формы общественного сознания.

Принято выделять следующие формы общественного сознания: исторически первая форма общественного сознания — моральное сознание (нормы поведения); вторая — эстетическое сознание и третья — религиозное сознание возникли еще в первобытном обществе, а в классовом обществе появились: четвертая — политическое сознание и правосознание, затем пятая — научное и философское сознание.

Уровни общественного сознания различаются по средствам и уровню отражения. Такие авторы, как В. Келле, М. Ковальзон, Б. Чагин, И. Фролов, А. Уледов и др. выделяют два типа уровневой структуры общественного сознания. Один из них — теоретическое и обыденное сознание. Второй — идеология и общественная психология.

Обыденное сознание - непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественное сознание имеет два уровня: 1) психологический (общественная психология) — это эмоционально-чувственный уровень общественного сознания; 2) идеологический (идеология) — рациональный уровень общественного сознания.

Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй. В отличие от общественной психологии, идеология имеет дело не с эмоциями, а с рациональными компонентами сознания и выступает в качестве концепции, теории, совокупности идей, как уровень теоретического познания окружающего мира.

Идеологию принято определять как «систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление (изменение) данных общественных отношений. Идеология может выступать в различных формах политических, правовых, этических, религиозных, эстетических и философских взглядов. Она фактически является теоретическим основанием и духовным выражением коренных интересов различных социальных субъектов и в этой роли включает в себя не только теоретический базис и программную основу действия той или иной социальной общности, но и механизм своего распространения.

А. К. Уледов подразделяет общественное сознание на специализированное (научное знание) и массовое (широко распространенные взгляды и представления людей).

«Массовое сознание» — эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Массовое сознание складывается из индивидуальных сознаний конкретных индивидов в процессе общения людей и обмена ими социальной информацией. Массовое сознание тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. В структуре массового сознания выделяют не только элементы, сформированные современностью, но и составные, отражающие специфику бытия прошлых эпох.

Все эти формы и виды общественного сознания оказывают свое регулятивное воздействие не иначе как через сознание индивида. Сама природа индивидуального сознания человека такова, что сознание отдельного человека не может возникнуть и функционировать без взаимодействия человека с другими людьми в обществе, без связи с общественным и массовым сознанием.

Обыденное сознание - это повседневное, будничное понимание людьми разнообразных общественных явлений, например, собственности, классов, государства, их оценки событий, общественной мысли. На основе обыденных знаний (правильных и неправильных) и интересов у людей возникают разнообразные (политические, моральные, эстетические и т.д.) цели и задачи повседневной деятельности.

Общественная психология - это совокупность разнообразных чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий и традиций, которые формируются стихийно под влиянием повседневных условий социальной жизни людей на основе их жизненного опыта и личных наблюдений.

Общественная психология выступает духовным стимулом разнообразной практической деятельности людей. В соответствии с моральной психологией (моралью) складывается мораль общества, нравственные отношения людей - их поведение, которое регулируется моралью; на основе эстетических понятий, вкусов, идеалов и интересов возникает художественная деятельность людей по созданию произведений искусства, а также эстетические отношения в обществе; в соответствии с религиозной психологией складываются религиозные отношения, религиозные обряды и т.д.

Конкретные исторические условия порождают определенный тип общественной психологии, который складывается на основе данных экономических отношений.

К теоретическому сознанию следует отнести идеологию и научные знания, теории. В соответствии со своими коренными интересами и для их осуществления социальные группы создают разные теории, определяют цели и задачи, совокупность которых составляет идеологию.

Идеология - это система идей, взглядов и теоретических принципов, которые отражают (правильно или иллюзорно) экономические отношения в обществе с позиций определенных социальных групп, классов и определяют перспективы развития. Идеология и общественная психология имеют одну общую основу, общественное бытие, положениеразных социальных групп в системе общественных отношений. Но между ними существуют глубокие различия.

Идеология - это систематизированное итеоретически осмысленное отражение общественного бытия с позиций определенных классов. Она не возникает стихийно (как общественная психология) ине разрабатывается всем классом, а создается идеологами того или иного класса.

Сущность идеологии заключается в отражении общественного бытия с точки зрения интересов определенных социальных групп, классов.

Всфере общественного сознания идеологии принадлежит ведущая роль. Она оказывает глубокое влияние на всю жизнь общества: направляет деятельность людей, объединяет класс, приводит к образованию разных организаций, политических партий иучреждений, возникновению идеологических отношений, например политики.

Идеология не может обойтись без науки, вынуждена использовать ее достижения. И только на основенаучных разработок она в состоянии эффективно регулировать социальные действия людей.

Общественное сознание существует и проявляется в разных формах, основными из которых являются политическое сознание, правосознание, эстетическое сознание, религиозное и моральное сознание, философия, наука. Но в реальном общественном сознании эти формы сливаются - социальные группы людей отражают общественные явления целостно, одновременно с моральной, эстетической и иных точек зрения.

 

 

В материальной жизни общества, в единстве разнообразных общественных отношении и в единой и неделимой исторической деятельности людей заключается объективная основа единства разнообразных форм общественного сознания.

Богатство и разнообразие объекта создают лишь возможность появления разных форм общественного сознания. Однако реальной основой рождения тех или иных форм общественного сознания является общественная потребность, уровень развития общества.

Формы общественного сознания отличаются:

1) по предмету отражения общественного бытия. Каждая форма
отражает определенную сторону общественного бытия. Так, политическое
сознание отражает отношения между классами, моральное сознание - отношения индивида к коллективу, обществу;

2)по способу отражения. Если, например, философии свойственна логическая форма отражения, то искусство отражает общественную
жизнь в чувственном восприятии художественных образов, мораль - в
форме определенных принципов иправил поведения людей;

3)по отношению уровней отражения - теоретико-идеологического, обыденного и социалыю-психологичсского, которое характерно
для всех форм, за исключением науки;

4)по их происхождению исущности, а также классовой природе,
свойственной в классовом обществе всем формам, кроме естествознания;

5)по своей социальной функции в жизни и развитии общества;

6)по их месту среди других форм;

7)по характеру их связи с экономическим базисом общества.

 

Политическое сознание. Это совокупность идей, взглядов, учений, политических установок, отражающих социально-групповые, классовые отношения в обществе, центром которых является определенное отношение к власти. Само понятие власти - ключевое для политического сознания. Политическое соз­нание включает в себя идеологический и психологический аспекты. Идеологический аспект связан с идеологией как системой взглядов, идей, отражающим коренные интересы определенных социальных слоев, групп и т.п. Второй аспект связан с психологией, которая основана на несистематизированных взглядах, чувствах, настроениях определенных субъектов политических отношений.

С политическим сознанием тесно связано правовое сознание. Правосознание — это совокупность идей и взглядов относительно правомерности или неправомерности действий прав и обязанностей членов общества, справедливости или несправедливости юридических законов. Правовое сознание обеспечивает общественный порядок, регулирует общественные отношения, исходя из сформулированных и утвержденных правовыми учреждениями требований надлежащего с точки зрения закона по­ведения. Правосознание на уровне индивида является осознанием и отстаиванием своих прав путем определения и соблюдения соответствующих обязанностей.

Право не может регулировать все без исключения общественные отношения, оно регулирует лишь важнейшие с точки зрения государства отношения. Остальные общественные отношения регулируются моралью (а также обычаями, традициями, ритуалами, которые частично входят в мораль). Моральное сознание является суммой правил общественно одобренного поведения индивидов. Оно охватывает действительность в форме моральных норм - требований, которых должен придерживаться человек в соответствии с установками общества и с точки зрения собственных представлений о добре и зле. Требования морали не имеют закрепления в определенных учреждениях и заведениях. Они поддерживаются общественным мнением, властью обычаев, установленными нормами, оценками общества и социальных групп. Моральное сознание на уровне общества — это требования, предписываемые индивиду, которые он должен выполнять в силу своих социальных обязательств. Таким образом, общественная мораль является способом адаптации к общественной среде, сферой общественной необходимости.

Важную роль в духовной жизни общества играют религия и религиозное сознание, охватывающее религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой более или менее четкую систему религиозных идей, взглядов намир. Религиозная идеология, как правило, разрабатывается и развивается теологами. Религиозная психология складывается главным образом стихийно, непосредственно в процессе отражения повседневных условий жизни лю­дей. Она включает в себя, несистематизированные религиозные чувства, настроения, обычаи, представления, связанные с верой в сверхъестественное. Существенное место в обыденном религиозном сознании играет процесс религиозного поклонения, или культ, который представляет собой наиболее консервативный элемент любой религии. В процессе осуществления такого поклонения человек поддается значительному и разностороннему духовно-эмоциональному, психологическому влиянию.

Важное место в структуре общественного сознания принадлежит его носителям: массовому, коллективному и индивидуальному сознанию. Массовое сознание — это уровень общественного сознания, субъектами которого выступают большие человеческие общности, составляющие большинство населения. Массовое сознание возникает на основе общности социально-экономических, идейно-политических и культурно-этнических условий жизни многих людей и включает наиболее распространенные, типичные представления, взгляды, устремления, идеалы, настроения и эмоции, обычаи и традиции, которые формируются в процессе духовно-практического освоения мира и непосредственно включены в повседневную практическую деятельность. Массовое сознание является интегрирующим проявлением взаимодействия индивидуального и группового уровней общественного сознания. Оно формируется под влиянием научно-теоретического и обыденного сознания, идеологии и социальной психологии. Массовое сознание выступает непосредственной побудительной силой социальных действий масс, их социально-преобразующей деятельности.

Индивидуальное сознание — это духовный мир каждой личности. Человек как общественное существо видит мир сквозь призму определенного социума— общества, нации, класса, эпохи в целом. В индивидуальном сознании отображаются общественные идеи, цели, идеалы, знания, верования, которые рождаются и существуют в социальной среде. Сознание является отражением общественного бытия индивидов, оно всегда проявляется в общественной форме. В одном случае человек отображает мир и осознает свое бытие в форме мифологического сознания, в другом — философского, научного сознания, в третьем — художественного, религиозного и т.п. Сознания так такового, вне и независимо от конкретной обще­ственной формы, просто не существует. Общественное сознание и является формой существования индивидуального сознании в общественной форме, в виде определенного совокупного результата человеческой деятельности, в форме общего достояния, достижений общества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие духовной жизни общества. Общественное сознание и его структура | Проблемы и перспективы современной цивилизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.