Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемное обучение. Объяснительно-иллюстративное обучение




Объяснительно-иллюстративное обучение

Чисто репродуктивное обучение

Догматическое обучение

Цель – запоминание фактов, заучивание текстов (их осмысление не является обязательным).

Используется при заучивании фактов, имен, дат, коэффициентов, формул без выводов, иностранных слов, некоторых символов

Исторически первый вид обучения по формуле «делай как я».

Цель – воспроизведение, репродуцирование образцов деятельности.

Элементы, основанные на подражании, играют определенную роль в развитии памяти, развитии способности к воспроизведению (особенно в начальной школе).

(сообщающее, информационно-иллюстративное, репродуктивное) – традиционное обучение.

Главные методы – объяснение и наглядность.

Ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание

Главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.

+: –:
- Экономия времени; - сбережение сил учителей и учащихся - облегчение понимания для учащихся - эффективное управление процессом - преподнесение «готовых» знаний; - освобождение учащихся от мыслительной деятельности - незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

 

Вопреки распространенному мнению, сообщающее обучение располагает немалыми развивающими возможностями:

- эффективно способствует развитию восприятия, памяти;

- развитию воображения, эмоциональной сферы;

- репродуктивного мышления, исполнительской деятельности.

 

- Организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем.

- Развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся.

Включение учащихся в активную познавательную деятельность включает ряд этапов:

1. Создание проблемной ситуации (ощущение мыслительного затруднения) (учебная проблема – трудная, но посильная)

2. «Закрытый» этап – анализ учащимися имеющихся знаний и включение в добывание недостающей информации;

3. «Открытый» приобретение различными способами необходимых знаний для решения проблемы – «озарение» («Я знаю как делать»);

4. Решение проблемы;

5. Верификация (проверка) полученных результатов;

6. Сопоставление с исходной гипотезой;

7. систематизация и обобщение добытых знаний и умений.

 

+
- самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; - высокий интерес к учебному труду; - развитие продуктивного мышления; - прочные и действенные результаты обучения - слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; - большие затраты времени на достижение запланированных целей.  

При проблемном обучении материал не дается, а задается как предмет поиска.

проблема – конкретное знание о незнании (философия).

Конкретный способ выражения проблемы – познавательные задачи и вопросы.

Виды проблемного обучения весьма разнообразны (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин):

- проблемное изложение: задачу ставит и решает педагог, а учащиеся выдвигают свои соображения;

- частично-поисковый (эвристичский): активное вовлечение учащихся в процесс решения проблемы (решение задач, беседы, анализ ситуаций – под контролем педагога);

- исследовательский метод: наиболее полная самостоятельность учащихся (научный или научно-практический поиск);

Формы и методы проблемного обучения: проблемный рассказ, эвристическая беседа, проблемная лекция, разбор практических ситуаций, диспут, собеседование, деловая игра.

Проблемность может быть:

- сквозной (проблема для всего курса);

- комплексной (несколько тем);

- тематической (круг вопросов при изучении темы);

- ситуационной (конкретные факты и ситуации на занятии)

«–«

1. проблемное обучение применимо не на всяком материале;

2. оправдано только на материале высокого уровня значимости;

3. когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений;

4. лимит времени, т.к. проблемное обучение требует больших временных затрат.

 

Программированное обучение (алгоритмически-программированное)

Основная цель: улучшение управления учебным процессом.

С начала 60-х г.г. происходит создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащихся по пути познания и благодаря этому оказывать им своевременную помощь.

Создатели – америк. дидакты и психологиК. Краудер, Б Скиннер, отечественные – Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин, А.М. Матюшкин, В.И. Чепелев.

Особенности:

- учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

- учебный процесс состоит из последовательности шагов, содержащих порции знаний;

- каждый шаг завершается контролем, затем следующий шаг, неправ. шаг – помощь и дополнительные разъяснения.

- каждый учащийся работает самостоятельно и посильно;

- используются специфические средства программированного обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, обучающие машины (персональные компьютеры)).

+
- значительное увеличение информационной емкости обучения ()за единицу времени усваивается на 60-80% больше полезной информации - индивидуализация обучения (самостоятельно, в приемлемом темпе, можно возвращаться к ключевому материалу, индивидуальные пояснения при ошибках); - оперативная обратная связь (учебный материал – обучающийся); - эффективное обучение самоуправлению, самоконтролю; - формирование конструктивного мышления - целесообразно не использовать эмоционально-образный, описательный материал; - малые воспитательные возможности; - мало развивается творческая активность и самостоятельность.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.