Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные организации по борьбе с преступностью




Таким образом, объем правовой помощи включает: вручение документов., розыск лиц, взятие лица под стражу для обеспечения выдачи, выдача правонарушителя., производство обысков, выемок, изъятий., производство экспертиз, передача предметов.

Выдача лиц для приведения приговора в исполнение состоит в пе­редаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого госу­дарства. К поручению о выдаче необходимо прилагать заверенную в соответствующем порядке (как правило, Минюстом) копию всту­пившего в силу приговора в отношении данного лица.

В частности, 22 декабря 1992 г. Россия и Азербайджан подписали Договор о правовой помощи и правовых отношениях по граждан­ским, семейным и уголовным делам, согласно которому лица, ли­шенные свободы за совершение уголовного преступления на терри­тории одной стороны и являющиеся гражданами другой стороны, получают возможность отбывать наказание в стране своего второго гражданства. Добровольное согласие осужденного на передачу - коренное условие, без которого все остальные процедурные вопросы просто не обсуждаются.

Если лицо, выдача которого требуется, на территории запраши­ваемого государства уже привлечено к ответственности или осужде­но, оно может быть выдано на время расследования конкретного преступления, в отношении которого поступило требование о выда­че. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено.

Производство обысков, выемок, изъятий. Основанием для со­вершения данных следственных действий является решение компе­тентного органа запрашиваемого государства, вынесенного в соот­ветствии с просьбой о правовой помощи, и должным образом санк­ционированного.

Производство экспертиз. Основанием для производства соответ­ствующих экспертиз служит постановление компетентного органа, должным образом санкционированного. Прежде чем направлять по­ручение о производстве экспертизы, следует проконсультироваться с отечественными экспертами о вопросах, которые должны быть по­ставлены. Кроме того, следует учитывать, что некоторые виды экс­пертиз по линии прокуратуры могут производиться за счет запраши­вающего государства.

Передача предметов. По просьбе запрашивающей стороны ей могут передаваться предметы: использованные при совершении пре­ступления, в том числе предметы и орудия преступления; приобре­тенные в результате совершения преступления или в качестве возна­граждения за него; имеющие значение доказательств в уголовном деле. При этом, если указанные предметы необходимы в качестве доказательств по уголовному делу в запрашиваемом государстве, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу. По окончании производства по делу переданные предметы должны быть возвращены.

Допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участни­ков процесса в запрашиваемом государстве. Данное действие сход­но с аналогичными действиями, проводимыми в соответствии с оте­чественными отдельными поручениями.

Вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство. По ходатайству запрашивающего государства участники процесса мо­гут быть вызваны для допроса или производства с их участием других следственных действий. При этом лица, явившиеся в учреждение за­прашивающего государства, не могут быть (независимо от гражданст­ва) привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения его государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственно­сти в связи с их свидетельскими показаниями по делу или заключения­ми в качестве эксперта. Однако если в течение определенного срока (как правило, месяц) после выполнения своих обязанностей (что под­тверждается специальным документом запрашивающего государства) указанные лица не покинут территорию запрашивающего государства, они могут быть привлечены к ответственности.

Уведомление об обвинительных приговорах и сведения о судимости. Государства ежегодно сообщают сведения о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан друг друга и пересылают отпе­чатки пальцев осужденных. Государства также по просьбе предостав­ляют сведения о судимости лиц, привлекаемых к ответственности на их территории.

Обмен информацией по правовым вопросам. Центральные учре­ждения юстиции предоставляют друг другу сведения о действую­щем или действовавшем в стране законодательстве и практике его применения. В принципе, аналогичную информацию можно полу­чить и по каналам Интерпола или через органы прокуратуры, но по­лученная информация будет отличаться по «юридическому качест­ву» и не для любых юридических целей может быть использована.

Передача осужденных к лишению свободы для отбывания нака­зания в государстве, гражданами которого они являются. Это дей­ствие состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесен Обвинительный приговор иностранным судом. Суд государства, которому передан преступник для отбывания лишения свободы, выно­сит решение (как правило, определение) о порядке отбытия наказа­ния и виде исправительно-трудового учреждения, а также согласует вынесенный срок лишения свободы с предусмотренным националь­ным законодательством. Таким образом, приговор иностранного су­да признается, как если бы он был вынесен национальным судом.

Правовая помощь оказывается и в соответствии с межведомст­венными соглашениями, которые базируются на межгосударственных договорах и действуют в той мере, в какой им не противоречат. Так, на основании Соглашения между МВД РФ и МВД Итальянской Рес­публики о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ 1993 г. стороны обязались: оказывать друг другу помощь в рас­следовании преступной деятельности, связанной с незаконным оборо­том наркотиков, денег, полученных за наркотики, обмениваться опе­ративной информацией, данными о возможных контактах преступных групп, действующих в обоих государствах; информацией о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков, использовании техниче­ских средств, новых видов наркотиков, местах их производства, мето­дах сокрытия наркотиков, маршрутах доставки, способах отмывания денег и т. д.

 

Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности О ОН, ее Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, ЭКОСОС, специальных органов, которые неоднократно принимали резолюции. Ряд конвенций о преступлениях международного характера был подготовлен в рамках ООН (в их числе Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ).

В рамках ЭКОСОС ООН был учрежден Комитет по предупреждению и контролю над преступностью в составе представителей 27 государств.

В 1992 г. приступила к работе Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Хорошо известна роль в борьбе с преступностью Интерпола.

Международная организация уголовной полиции была создана в 1919 г. В 1956 г. был принят новый современный Устав этой организа­ции, в соответствии с которым она стала именоваться Международной организацией уголовной полиции - Интерпол. Местом пребывания Ин­терпола определён г. Лион (Франция). СССР был принят членом Международ­ной организации уголовной полиции - Интерпол 27 сентября 1990 г. на 59 сессии Генеральной Ассамблеи этой организации. Впоследствии Российская Федерация стала его правопреемником.

В соответствии с Уставом Международная организация уголов­ной полиции - Интерпол имеет целью:

а) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учрежде­ний) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека;

б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно спо­собствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.

Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, ре­лигиозного или расового характера.

Любая страна может уполномочить любой свой официальный по­лицейский орган, функции которого соотносятся с деятельностью Ор­ганизации, выступать в качестве Члена Организации. Заявка на вступ­ление в Члены направляется Генеральному секретарю соответствую­щим правительственным органом. Решение о принятии в Члены ут­верждается Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) включает:

Генеральную Ассамблею; Исполнительный комитет; Генеральный секретариат; Национальное центральное бюро; Советников.

Генеральная Ассамблея является высшим органом Интерпола. Она состоит из делегатов, назначаемых его членами. Каждый член организации может быть представлен в ней одним или несколькими делегатами; однако делегация каждой страны име­ет только одного руководителя, назначаемого компетентным прави­тельственным органом данной страны.

Генеральная Ассамблея имеет следующие функции:

а) выполнять обязанности, предусмотренные настоящим Уставом;

б) определять принципы деятельности и разрабатывать общие ме­ры, которые должны способствовать выполнению задач, предусмот­ренных Уставом;

в) рассматривать и утверждать общий план работы, предлагае­мый Генеральным секретарем на следующий год;

г) устанавливать иные регламентирующие положения, полагае­мые необходимыми;

д) избирать должностных лиц для выполнения указанных в Уста­ве функций;

е) принимать решения и давать рекомендации Членам Организа­ции по вопросам, входящим в ее компетенцию;

ж) определять финансовую политику Организации;

з) рассматривать и выносить решения о сотрудничестве с други­ми организациями.

Генеральная Ассамблея проводит свои сессии ежегодно. По просьбе Исполнительного комитета или большинства Членов Орга­низации могут быть созваны чрезвычайные сессии Генеральной Ас­самблеи. В ходе сессий Генеральная Ассамблея может образовывать специальные комитеты для решения конкретных вопросов. Право голоса на Генеральной Ассамблее принадлежит только одному деле­гату от каждой страны. Решения принимаются простым большинст­вом голосов, за исключением тех, для принятия которых согласно Ус­таву требуется большинство в 2/3 голосов.

Исполнительный комитет состоит из Президента Организации, трех Вице-Президентов и девяти Делегатов. Тринадцать членов Ис­полнительного комитета представляют различные страны в соответ­ствии с принципом справедливого географического представительст­ва. Генеральная Ассамблея избирает из числа своих делегатов Прези­дента и трех Вице-Президентов Организации. Президент избирается большинством в 2/3 голосов: если такое большинство не набирается и после второго голосования, достаточным является получение просто­го большинства голосов. Президент и Вице-Президенты представляют различные континенты.

Президент избирается сроком на 4 года, Вице-Президенты изби­раются сроком на 3 года. По истечении срока своих полномочий они не могут сразу же быть избраны на те же должности или Делегатами в Исполнительный комитет.

Исполнительный комитет собирается на заседания не менее од­ного раза в год по созыву Президента Организации. При выполне­нии своих обязанностей все члены Исполнительного комитета дей­ствуют как представители Организации, а не как представители сво­их соответствующих стран.

Исполнительный комитет осуществляет следующие функции:

а) осуществляет контроль за выполнением решений Генеральной Ассамблеи;

б) готовит повестку дня сессий Генеральной Ассамблеи;

в) представляет Генеральной Ассамблее рабочие планы или пред­ложения, которые он считает целесообразным;

г) осуществляет контроль за деятельностью Генерального секретаря;

д) осуществляет все полномочия, которыми его наделяет Ассамблея.

Постоянно действующие службы Организации составляют Гене­ральный секретариат, который осуществляет следующие основные функции:

а) выступает в качестве международного центра по борьбе с пре­ступностью;

б) действует как специализированный и информационный центр;

в) осуществляет эффективное руководство деятельностью Орга­низации;

г) поддерживает контакты с национальными и международными органами, при этом вопросы, связанные с розыском преступников, решаются через национальные центральные бюро;

д) издает материалы, которые могут быть сочтены целесооб­разными.

Генеральный секретариат состоит из Генерального секретаря и технического и административного персонала, который выполняет функции по обеспечению деятельности Организации. Кандидатура Генерального секретаря предлагается Исполнительным комитетом и утверждается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет. Генераль­ный секретарь может быть переизбран и на последующие сроки, но должен сложить полномочия до достижения 65-летнего возраста. Тем не менее, по достижении этого возраста ему может быть разре­шено исполнять свои полномочия до истечения срока действия ман­дата. Генеральный секретарь избирается из числа лиц, обладающих высокой компетентностью в вопросах деятельности полиции.

Генеральный секретарь подбирает персонал и руководит его ра­ботой, решает вопросы бюджета, а также организует и направляет работу постоянных служб в соответствии с директивами, исходящи­ми от Генеральной Ассамблеи или от Исполнительного комитета. Генеральный секретарь ответственен перед Исполнительным коми­тетом и Генеральной Ассамблеей.

Для обеспечения сотрудничества каждая страна определяет ор­ган, который будет выступать в качестве Национального централь­ного бюро. Национальное центральное бюро осуществляет взаимо­действие с органами Интерпола и органами полиции других стран. Согласно приказу МВД РФ от 7 декабря 1999 г. № 998 Днем созда­ния НЦБ Интерпола в России считается 27 сентября 1990 г. Филиа­лы НЦБ Интерпола созданы в 59 МВД, ГУВД, УВД субъектов Рос­сийской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» уста­новлено, что Национальное центральное бюро Интерпола, струк­турное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации (НЦБ Интерпола), является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных госу­дарств-членов Международной организации уголовной полиции -Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

Главными задачами НЦБ Интерпола являются:

обеспечение эффективного международного обмена информаци­ей об уголовных преступлениях;

оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными догово­рами Российской Федерации;

осуществление наблюдения за исполнением международных до­говоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Положение о Национальном центральном бюро Интерпола ут­верждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190.

В соответствии с данным Положением Национальное централь­ное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола) - подразделение криминаль­ной милиции, входящее в состав центрального аппарата Министер­ства внутренних дел Российской Федерации, имеющее статус глав­ного управления, является органом по сотрудничеству правоохрани­тельных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств-членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Ге­неральным секретариатом Интерпола. НЦБ Интерпола возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел Российской Федерации.

Министр внутренних дел Российской Федерации может создавать территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола.

В соответствии с возложенными задачами НЦБ Интерпола осу­ществляет следующие основные функции:

принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностран­ных государств запросы, следственные поручения и сообщения пра­воохранительных и иных государственных органов Российской Федерации для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста переме­щенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных ме­роприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в про­изводстве этих органов;

принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоох­ранительными органами иностранных государств-членов Интерпола запросов правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации;

определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обяза­тельным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федераль­ным законам и международным договорам Российской Федерации исполнению на территории Российской Федерации запросы, посту­пившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации;

запрашивает и получает от правоохранительных и иных государ­ственных органов Российской Федерации материалы и документы для представления в Генеральный секретариат Интерпола в соответ­ствии с Уставом Интерпола и обязательными решениями Генераль­ной Ассамблеи Интерпола;

формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, пред­метах и документах, связанных с преступлениями, носящими меж­дународный характер;

изучает зарубежный опыт борьбы с преступностью, разрабатыва­ет предложения по его использованию в деятельности правоохрани­тельных и иных государственных органов Российской Федерации;

направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о со­стоянии преступности (в том числе ее структуре), о лицах, входящих в организованные преступные группы, а также о лицах, совершив­ших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изготовлением и сбытом поддельных денег, с посягательством на исторические и культурные ценности, и другие преступления, которые подлежат включению в международную уголовную статистику. При этом не допускается передача сведений, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации.

 

Заключение

Международное уголовное право может быть определено как совокупность принципов и норм права, регулирующих отношения сотрудничества государств по предупреждению и наказанию за совершение международных преступлений и преступлений международного характера.

По сравнению с национальным уголовным правом международное уголовное право имеет ряд особенностей:

1. Предметом его регулирования является сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью.

2. Международное уголовное право носит комплексный характер, т.е. его источники включают нормы уголовного права, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права. При этом в основе лежит предупреждение преступности, поэтому международное уголовное право включает в себя международную криминологию.

3. Нормы международного уголовного права, устанавливающие преступность и наказуемость деяния, в некоторых случаях имеют обратную силу (это относится к материальным нормам уставов международных трибуналов).

4. Субъектами международного уголовного права являются не только физические, но и юридические лица и государства.

Источниками международного уголовного права являются: конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.


[1] Цит. по Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. - М.: 1997. С. 13.

[2] Галенская Л.Н. О понятии международного уголовного права // Советский ежегодник международного права. - М.: 1970. С. 247-248.

[3] Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. - М.: 1994. С. 7.

[4] Международное публичное право. Учебник /Под ред. К. А. Бекяшева. - М. 1999. С. 518.

[5] Арцибасов И.Н., Егоров с.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - М., 1989. С. 56.

[6] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М.: 1997. С. 241.

[7] Котляров И.И. Международное право и вооруженные конфликты. Монография. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 234-239.

[8] Международное уголовное право / И.П. Блищенко, Р.А. Каламкарян, И.И. Карпец и др. - М., 1995.

[9] Международное право. Учебник для вузов. Отв. ред. - Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. – М., 1999. С. 421.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.