КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные организации по борьбе с преступностьюТаким образом, объем правовой помощи включает: вручение документов., розыск лиц, взятие лица под стражу для обеспечения выдачи, выдача правонарушителя., производство обысков, выемок, изъятий., производство экспертиз, передача предметов. Выдача лиц для приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого государства. К поручению о выдаче необходимо прилагать заверенную в соответствующем порядке (как правило, Минюстом) копию вступившего в силу приговора в отношении данного лица. В частности, 22 декабря 1992 г. Россия и Азербайджан подписали Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, согласно которому лица, лишенные свободы за совершение уголовного преступления на территории одной стороны и являющиеся гражданами другой стороны, получают возможность отбывать наказание в стране своего второго гражданства. Добровольное согласие осужденного на передачу - коренное условие, без которого все остальные процедурные вопросы просто не обсуждаются. Если лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к ответственности или осуждено, оно может быть выдано на время расследования конкретного преступления, в отношении которого поступило требование о выдаче. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено. Производство обысков, выемок, изъятий. Основанием для совершения данных следственных действий является решение компетентного органа запрашиваемого государства, вынесенного в соответствии с просьбой о правовой помощи, и должным образом санкционированного. Производство экспертиз. Основанием для производства соответствующих экспертиз служит постановление компетентного органа, должным образом санкционированного. Прежде чем направлять поручение о производстве экспертизы, следует проконсультироваться с отечественными экспертами о вопросах, которые должны быть поставлены. Кроме того, следует учитывать, что некоторые виды экспертиз по линии прокуратуры могут производиться за счет запрашивающего государства. Передача предметов. По просьбе запрашивающей стороны ей могут передаваться предметы: использованные при совершении преступления, в том числе предметы и орудия преступления; приобретенные в результате совершения преступления или в качестве вознаграждения за него; имеющие значение доказательств в уголовном деле. При этом, если указанные предметы необходимы в качестве доказательств по уголовному делу в запрашиваемом государстве, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу. По окончании производства по делу переданные предметы должны быть возвращены. Допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участников процесса в запрашиваемом государстве. Данное действие сходно с аналогичными действиями, проводимыми в соответствии с отечественными отдельными поручениями. Вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство. По ходатайству запрашивающего государства участники процесса могут быть вызваны для допроса или производства с их участием других следственных действий. При этом лица, явившиеся в учреждение запрашивающего государства, не могут быть (независимо от гражданства) привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения его государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности в связи с их свидетельскими показаниями по делу или заключениями в качестве эксперта. Однако если в течение определенного срока (как правило, месяц) после выполнения своих обязанностей (что подтверждается специальным документом запрашивающего государства) указанные лица не покинут территорию запрашивающего государства, они могут быть привлечены к ответственности. Уведомление об обвинительных приговорах и сведения о судимости. Государства ежегодно сообщают сведения о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан друг друга и пересылают отпечатки пальцев осужденных. Государства также по просьбе предоставляют сведения о судимости лиц, привлекаемых к ответственности на их территории. Обмен информацией по правовым вопросам. Центральные учреждения юстиции предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем в стране законодательстве и практике его применения. В принципе, аналогичную информацию можно получить и по каналам Интерпола или через органы прокуратуры, но полученная информация будет отличаться по «юридическому качеству» и не для любых юридических целей может быть использована. Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Это действие состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесен Обвинительный приговор иностранным судом. Суд государства, которому передан преступник для отбывания лишения свободы, выносит решение (как правило, определение) о порядке отбытия наказания и виде исправительно-трудового учреждения, а также согласует вынесенный срок лишения свободы с предусмотренным национальным законодательством. Таким образом, приговор иностранного суда признается, как если бы он был вынесен национальным судом. Правовая помощь оказывается и в соответствии с межведомственными соглашениями, которые базируются на межгосударственных договорах и действуют в той мере, в какой им не противоречат. Так, на основании Соглашения между МВД РФ и МВД Итальянской Республики о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1993 г. стороны обязались: оказывать друг другу помощь в расследовании преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, денег, полученных за наркотики, обмениваться оперативной информацией, данными о возможных контактах преступных групп, действующих в обоих государствах; информацией о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков, использовании технических средств, новых видов наркотиков, местах их производства, методах сокрытия наркотиков, маршрутах доставки, способах отмывания денег и т. д.
Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности О ОН, ее Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, ЭКОСОС, специальных органов, которые неоднократно принимали резолюции. Ряд конвенций о преступлениях международного характера был подготовлен в рамках ООН (в их числе Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ). В рамках ЭКОСОС ООН был учрежден Комитет по предупреждению и контролю над преступностью в составе представителей 27 государств. В 1992 г. приступила к работе Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Хорошо известна роль в борьбе с преступностью Интерпола. Международная организация уголовной полиции была создана в 1919 г. В 1956 г. был принят новый современный Устав этой организации, в соответствии с которым она стала именоваться Международной организацией уголовной полиции - Интерпол. Местом пребывания Интерпола определён г. Лион (Франция). СССР был принят членом Международной организации уголовной полиции - Интерпол 27 сентября 1990 г. на 59 сессии Генеральной Ассамблеи этой организации. Впоследствии Российская Федерация стала его правопреемником. В соответствии с Уставом Международная организация уголовной полиции - Интерпол имеет целью: а) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека; б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней. Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. Любая страна может уполномочить любой свой официальный полицейский орган, функции которого соотносятся с деятельностью Организации, выступать в качестве Члена Организации. Заявка на вступление в Члены направляется Генеральному секретарю соответствующим правительственным органом. Решение о принятии в Члены утверждается Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) включает: Генеральную Ассамблею; Исполнительный комитет; Генеральный секретариат; Национальное центральное бюро; Советников. Генеральная Ассамблея является высшим органом Интерпола. Она состоит из делегатов, назначаемых его членами. Каждый член организации может быть представлен в ней одним или несколькими делегатами; однако делегация каждой страны имеет только одного руководителя, назначаемого компетентным правительственным органом данной страны. Генеральная Ассамблея имеет следующие функции: а) выполнять обязанности, предусмотренные настоящим Уставом; б) определять принципы деятельности и разрабатывать общие меры, которые должны способствовать выполнению задач, предусмотренных Уставом; в) рассматривать и утверждать общий план работы, предлагаемый Генеральным секретарем на следующий год; г) устанавливать иные регламентирующие положения, полагаемые необходимыми; д) избирать должностных лиц для выполнения указанных в Уставе функций; е) принимать решения и давать рекомендации Членам Организации по вопросам, входящим в ее компетенцию; ж) определять финансовую политику Организации; з) рассматривать и выносить решения о сотрудничестве с другими организациями. Генеральная Ассамблея проводит свои сессии ежегодно. По просьбе Исполнительного комитета или большинства Членов Организации могут быть созваны чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. В ходе сессий Генеральная Ассамблея может образовывать специальные комитеты для решения конкретных вопросов. Право голоса на Генеральной Ассамблее принадлежит только одному делегату от каждой страны. Решения принимаются простым большинством голосов, за исключением тех, для принятия которых согласно Уставу требуется большинство в 2/3 голосов. Исполнительный комитет состоит из Президента Организации, трех Вице-Президентов и девяти Делегатов. Тринадцать членов Исполнительного комитета представляют различные страны в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Генеральная Ассамблея избирает из числа своих делегатов Президента и трех Вице-Президентов Организации. Президент избирается большинством в 2/3 голосов: если такое большинство не набирается и после второго голосования, достаточным является получение простого большинства голосов. Президент и Вице-Президенты представляют различные континенты. Президент избирается сроком на 4 года, Вице-Президенты избираются сроком на 3 года. По истечении срока своих полномочий они не могут сразу же быть избраны на те же должности или Делегатами в Исполнительный комитет. Исполнительный комитет собирается на заседания не менее одного раза в год по созыву Президента Организации. При выполнении своих обязанностей все члены Исполнительного комитета действуют как представители Организации, а не как представители своих соответствующих стран. Исполнительный комитет осуществляет следующие функции: а) осуществляет контроль за выполнением решений Генеральной Ассамблеи; б) готовит повестку дня сессий Генеральной Ассамблеи; в) представляет Генеральной Ассамблее рабочие планы или предложения, которые он считает целесообразным; г) осуществляет контроль за деятельностью Генерального секретаря; д) осуществляет все полномочия, которыми его наделяет Ассамблея. Постоянно действующие службы Организации составляют Генеральный секретариат, который осуществляет следующие основные функции: а) выступает в качестве международного центра по борьбе с преступностью; б) действует как специализированный и информационный центр; в) осуществляет эффективное руководство деятельностью Организации; г) поддерживает контакты с национальными и международными органами, при этом вопросы, связанные с розыском преступников, решаются через национальные центральные бюро; д) издает материалы, которые могут быть сочтены целесообразными. Генеральный секретариат состоит из Генерального секретаря и технического и административного персонала, который выполняет функции по обеспечению деятельности Организации. Кандидатура Генерального секретаря предлагается Исполнительным комитетом и утверждается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет. Генеральный секретарь может быть переизбран и на последующие сроки, но должен сложить полномочия до достижения 65-летнего возраста. Тем не менее, по достижении этого возраста ему может быть разрешено исполнять свои полномочия до истечения срока действия мандата. Генеральный секретарь избирается из числа лиц, обладающих высокой компетентностью в вопросах деятельности полиции. Генеральный секретарь подбирает персонал и руководит его работой, решает вопросы бюджета, а также организует и направляет работу постоянных служб в соответствии с директивами, исходящими от Генеральной Ассамблеи или от Исполнительного комитета. Генеральный секретарь ответственен перед Исполнительным комитетом и Генеральной Ассамблеей. Для обеспечения сотрудничества каждая страна определяет орган, который будет выступать в качестве Национального центрального бюро. Национальное центральное бюро осуществляет взаимодействие с органами Интерпола и органами полиции других стран. Согласно приказу МВД РФ от 7 декабря 1999 г. № 998 Днем создания НЦБ Интерпола в России считается 27 сентября 1990 г. Филиалы НЦБ Интерпола созданы в 59 МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» установлено, что Национальное центральное бюро Интерпола, структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации (НЦБ Интерпола), является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств-членов Международной организации уголовной полиции -Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. Главными задачами НЦБ Интерпола являются: обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация. Положение о Национальном центральном бюро Интерпола утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190. В соответствии с данным Положением Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола) - подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющее статус главного управления, является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств-членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. НЦБ Интерпола возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел Российской Федерации. Министр внутренних дел Российской Федерации может создавать территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола. В соответствии с возложенными задачами НЦБ Интерпола осуществляет следующие основные функции: принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов; принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств-членов Интерпола запросов правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации; определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации исполнению на территории Российской Федерации запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации; запрашивает и получает от правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации материалы и документы для представления в Генеральный секретариат Интерпола в соответствии с Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола; формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, носящими международный характер; изучает зарубежный опыт борьбы с преступностью, разрабатывает предложения по его использованию в деятельности правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации; направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состоянии преступности (в том числе ее структуре), о лицах, входящих в организованные преступные группы, а также о лицах, совершивших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изготовлением и сбытом поддельных денег, с посягательством на исторические и культурные ценности, и другие преступления, которые подлежат включению в международную уголовную статистику. При этом не допускается передача сведений, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации.
Заключение Международное уголовное право может быть определено как совокупность принципов и норм права, регулирующих отношения сотрудничества государств по предупреждению и наказанию за совершение международных преступлений и преступлений международного характера. По сравнению с национальным уголовным правом международное уголовное право имеет ряд особенностей: 1. Предметом его регулирования является сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью. 2. Международное уголовное право носит комплексный характер, т.е. его источники включают нормы уголовного права, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права. При этом в основе лежит предупреждение преступности, поэтому международное уголовное право включает в себя международную криминологию. 3. Нормы международного уголовного права, устанавливающие преступность и наказуемость деяния, в некоторых случаях имеют обратную силу (это относится к материальным нормам уставов международных трибуналов). 4. Субъектами международного уголовного права являются не только физические, но и юридические лица и государства. Источниками международного уголовного права являются: конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью. [1] Цит. по Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. - М.: 1997. С. 13. [2] Галенская Л.Н. О понятии международного уголовного права // Советский ежегодник международного права. - М.: 1970. С. 247-248. [3] Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. - М.: 1994. С. 7. [4] Международное публичное право. Учебник /Под ред. К. А. Бекяшева. - М. 1999. С. 518. [5] Арцибасов И.Н., Егоров с.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - М., 1989. С. 56. [6] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М.: 1997. С. 241. [7] Котляров И.И. Международное право и вооруженные конфликты. Монография. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 234-239. [8] Международное уголовное право / И.П. Блищенко, Р.А. Каламкарян, И.И. Карпец и др. - М., 1995. [9] Международное право. Учебник для вузов. Отв. ред. - Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. – М., 1999. С. 421.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |