Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика и система форм обучения биологии




В средней школе

Внеклассные занятия по пчеловодству

 

Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии.

Многообразие внеклассных занятий по биологии, пчеловодству

 

Организация занятия Вид занятия
  Групповые занятия Кружковая работа. Экспедиции. Походы в природу. Факультативы.
  Массовые занятия. Лекции. Просмотр кинофильмов. Участие в олимпиадах. Экскурсии и походы в природу. Научные вечера, конференции. Выставки работ учащихся. Общешкольные компании. Издание журналов, стенгазет, альбомов
  Индивидуальные занятия Научные исследования и опыты по теме. Подготовка к олимпиадам. Внеклассное чтение. Исследовательская работа в природе, в уголке живой природы.  

 

Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по биологии, пчеловодству. Однако они являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов.

 

 

 

1. Общая характеристика и система форм обучения пчеловодства.

2. Урок пчеловодства.

3. Экскурсия как важная форма обучения.

4. Внеурочная работа и домашняя работа учащихся.

5. Внеклассные занятия по пчеловодству.

 

 

Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием учебного материала в целях его усвоения и овладения способами познавательной деятельности.

Чтобы осуществлять процесс обучения, необходимо его организовать.

Такими частями или звеньями учебно-воспитательного процесса выступают различные формы организации обучения.

Они представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской, форма организации обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям её проведения (в классе, экскурсия в природу, и т.п.), используемым учителем в процессе воспитывающего обучения.

В обучении биологии установились такие формы:

1) уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, внеурочные работы;

2) необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, групповые или кружковые и массовые).

Урок – основная форма обучения, решает определенные задачи:

1) постановку цели;

2) усвоение учебного содержания;

3) подведение итогов обучения и пр.

Каждая организационная форма решает в образовательном процессе как общие, так и специфические задачи обучения.

Общие – это те, на решение которых направлен весь процесс биологического образования.

Специфические – те, которые преобладают в данной конкретной форме образовательного процесса.

 

 

Рис. 1. Система форм организации обучения биологии

(по Н.М. Верзилину, В.М. Корсунской)

 

Все формы обучения биологии взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга. Если задача обучения связана с использованием микроскопа или изучением внутреннего строения организма, физиологических процессов, ряда теоретических положений, то обязательным оказывается:

1) урок, а при изучении биологического разнообразия видов растительного или животного мира целесообразно проведение

2) экскурсий в природу или ботанический сад, зоопарк или в крайнем случае по уголку живой природы

3) в научно-исследовательское учреждение или на селекционную станцию.

Изучение анатомического. физиологического учебного материала может быть успешно организовано в

1) классе, а формирование и развитие

2) экологических понятий нельзя осуществлять только на уроке, необходимы экскурсии в природу, внеурочные работы, внеклассные занятия

 

На выбор форм оказывает влияние:

а) производственное и природное окружение

б) оснащенность учебного процесса, оборудование кабинета натуральными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения

в) типовых авторских программ

г) выбор формы организации обучения определяется спецификой контингента учащихся конкретного класса.

 

Вывод. Выбор форм организации обучения биологии обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по биологии, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся.

 

Решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит содержанию учебного материала, очень важен также творческий подход учителя к своей работе.

Важнейшей организационной формой обучения является урок, так как большая часть учебного материала по пчеловодству изучается на уроках.

Уроки пчеловодства дополняют другие формы обучения.

Наиболее тесно урок связан с домашней работой.

Он является логическим продолжением изучения пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности.

По особым заданиям учащиеся выполняют внеурочные работы, которые являются обязательными.

Они могут быть даны отдельным ученикам или небольшой группе. Дети проводят наблюдение над заданным объектом или эксперимент, подготавливают специальные приборы и другое необходимое оборудование.

Экскурсии – одна из важнейших форм организации учебного процесса, они знакомят учащихся с объектами, явлениями, закономерностями и законами и т.д.

В преподавании пчеловодства большое значение имеют такие необязательные формы организации учебного процесса, как внеклассные занятия. К этой форме обучения относятся:

а) индивидуальная работа (исследовательская работа, чтение научно-популярной литературы

б) групповая работа (факультативы, кружки)

в) массовые компании (праздники урожая, день леса и пр.) и

г) общественно полезная работа (экологические акции, лесопосадки и др.)

 

 

 

Рис. 2. Схема работы кружка пчеловода

 

 

Внеклассная работа строится с учетом учебного материала, но не дублирует его.

Между всеми формами организации обучения биологии существуют постоянная, прямая и обратная связи, обеспечивающие целостность учебно-воспитательного процесса.

Взаимосвязь всех форм учитывается учителем при планировании учебно-воспитательной работы по пчеловодству на год или полугодие.

С этой целью учитель составляет годовое (полугодовое) планирование.

 

Схема перспективного плана по курсу пчеловодства для 6 класса

 

Учебная тема курса Срок Тема урока Экскурсия Внеклассные занятия
Жизнедеятельность медоносных пчел 05.09-09.09 1. Мир пчел 2. Разнообразие пород Учебная пасека – 20.09 Работа кружка «Юный пчеловод», по вторникам (14.30-15.30)

 

В перспективном плане указывают не все формы организации, а лишь уроки, экскурсии и внеклассные занятия.

Домашние работы и внеурочная деятельность планируется отдельно, так как это требует большой детализации в связи с каждым конкретным уроком темы.

Перспективный план по пчеловодству является частью общего годового плана работы школы по всем направлениям.

Учитывая сезонные особенности каждой местности, учитель намечает, что, когда и как надо заготовить для живого уголка, когда и какие необходимо провести экскурсии, как будет реализовываться во времени работа кружков.

Перспективный план на следующий год удобнее составлять в конце текущего года с учетом достижений и недостатков в учебно-воспитательном процессе.

 

 

2. Урок – особая форма организации учебной деятельности.

 

Урок – основная форма обучения биологии. Урок. его построение, и методы проведения – главнейшая проблема методики обучения биологии и пчеловодства.

Все обучении биологии и пчеловодства, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке.

Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся – по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.

 

В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы:

1) дидактические

2) воспитательные

3) организационные

 

К числу дидактических требований, как и методически, относятся:

– четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков

– определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока и с учетом подготовки учащихся;

– выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор методов, обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.

 

Воспитательные требования к уроку:

– четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих на основе приобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия и экологической культуры;

– формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;

– соблюдение учителем педагогического такта.

 

Организационные требования к уроку:

– наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования

– четкая организация урока на всех этапах его проведения

– подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.

 

Типы и виды уроков. В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.

Чаще других в методике обучения биологии и пчеловодства уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме.

 

Различаются такие типы уроков:

1) вводные

2) раскрывающие содержание темы

3) заключительные или обобщающие.

 

Соотношение типов и видов уроков по биологии

 

Тип урока Вид урока  
Вводный Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок.
Раскрывающий содержание темы Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок лабораторной работы. Урок-лекция. Урок-семинар. Игровой урок.
Заключительный или обобщающий Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экскурсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет. Контрольно проверяющий урок.

 

Вводный урок. Основная функция урока вводного типа заключается в подготовке учащихся к восприятию новой информации, установлении связей между старыми и новыми знаниями, в возбуждении интереса к новым изучаемым проблемам по биологии.

Этот урок выполняет организационную роль. Учащиеся получают индивидуальные и групповые задания для внеурочной работы (подготовить доклад, провести наблюдение, заложить опыт, собрать гербарный и коллекционный материал, изготовить таблицы и др.)

Вводный урок нередко начинается с повторительно-обобщающей беседы, которая выявляет уровень подготовки учащихся к восприятию нового материала и устанавливает логическую связь уже изученного материала с новым.

Учитель также кратко характеризует значение нового материала.

 

Уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся. Основной задачей все же является изучение нового.

Структура урока вариативна, но в общих чертах выдерживает следующие этапы:

1) организационный момент

2) проверка знаний (опрос или проверка выполнения домашнего задания

3) изложение нового материала

4) закрепление изученного материала

5) задание на дом.

 

Соотношение времени разных этапов урока изменяется в зависимости от возраста учащихся, от объема изучаемой информации, от подготовленности учащихся.

В большинстве случаев все этапы урока имеют более или менее ограниченное целями и содержанием время: на контроль знаний обычно отводится не более 15-20 мин, на изложение нового материала – не менее 20 мин, на закрепление – около 5 мин.

 

Обобщающий урок. Задачи обобщающего урока очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний.

Проводятся обобщающие уроки после изучения одной или нескольких тем, когда требуется систематизировать и обобщить разрозненные знания, установить их соподчиненность, оформить в целостную систему.

 

Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов:

1) постановка задач

2) повторение основных вопросов тем

3) выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление

4) обсуждение наиболее трудного и важного материала

5) подведение итогов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.