Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.И. Челпанов(1862 – 1936 гг.) – о познании: в результате самонаблюденияи самоанализасобственных впечатлений возникают априорные понятия пространства, времени




III. Психология на рубеже XIX – XX вв.В 90-х гг. XIX - усиление интереса к мистическим и религиозным концепциям души. Усиливался интерес к искусству. На психологию повлияла также теория энергетизма, появились биологические объяснения жизни, основанные на витализме.

К.Д. Кавелин(1818 – 1885 гг.) – исследовал проблему нравственности. Идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. К.Д. Кавелиндоказывал, что развитие правового сознания зависит, прежде всего, от особенностей среды, исторических и социальных условий жизни. Считал, что изучение народного творчества может стать методом изучения национальной психологии. Личность– есть результат истории культуры.

Полемика с И.М. Сеченовым: в работе «Задачи психологии» (1872) К.Д. Кавелин писал, что роль психологии в том, чтобы вооружить общество знаниями о психических явлениях и законах деятельности души. Психология должна соединить в себе философию и физиологию.

Психические состояния детерминированы тремя факторами – идеальностью (служит основой критичности), сознательностью (связана с возможностью самопознания, требует памяти и способности раздваиваться внутри себя) и волей. Без свободы воли нет личности, т.к. она формируется в борьбе с внешними обстоятельствами.

К.Д. Кавелин считал психологию наукой о поведении. Полемика И.М. Сеченова и К.Д. Кавелина происходила в основном по проблемам свободы воли и методов исследования психики. В 60-70-е гг. XIX в. общество безоговорочно приняло программу И.М. Сеченова, положив начало построению психологии как науки о поведении, существенно отличавшейся от других психологических направлений.

М.М. Троицкий (1835 – 1899 гг.) - создал Московское психологическое общество при Московском университете (1885 г.). Развивал идеи ассоцианистической психологии: все психические процессы формируются благодаря различным законам ассоциаций – смежности, сходства, контраста и т.д.

Теория познания - выделял в исследованиях мышления три направления:

1) историческое - в исследованиях ставит задачей изучение индивидуального собственно психического пути формирования человеческой мысли;

2) логическое - исследует общие законы познания;

3) трансцендентальное, исходящее из идей умозрительного порядка.

Творчество символично, так же, как и культура, и всегда развивается от подражания. Творческий акт основывается на мыслительных операциях, строящихся по законам ассоциаций. Возникновение религии и нравственности также объяснял законами ассоциаций. Выделял в формировании религиозных взглядов два периода:

1) период народной религии (история народной мифологии);

2) период ученой религии (история ученого богословия).

М.И. Владиславлев (1840 – 1890 гг.) – разработал собственный курс опытной психологии, центральное место в которой занимали проблемы воли и нравственности. Выступал против материализма. М.И. Владиславлевприменил энергетический закон к психологии, связывая теорию с забыванием и воспроизведением, говоря, что бессознательные состояния характеризуются минимумом энергии.

М.И. Владиславлевсвязывал нравственность с воображением. Волю считал ведущим психическим процессом, который направляет течение всех психических функций. Различал два вида воображения: направленное на отдых и связанное с представлениями, при помощи которых душа стремится уяснить истинное. М.И. Владиславлеврассматривал искусство как практическую школу нравственности. К продуктам творчества относятся и представления об идеальном народе или идеальном человеке, типично русском характере

А.А. Потебня (1835 – 1891 гг.) – изучал развитие языка, становление сознания и самосознания, формирование образа окружающей действительности. Писал о необходимости культурно-исторического подхода к психике человека.

Идея опосредованности (медиации) - человек отличается от животного тем, что обладает словом, т.е. орудием, которое он создал для совершенствования своей мысли. Применение знаков делает человека культурным. Сознание и самосознание – продукты языка, причем сознание возникает раньше, чем самосознание. Психическое развитие происходит путем присвоения внешних, общественных знаний: языка, норм, традиций, идеалов, хранящихся в культуре, во внутренний план (путем интериоризации). Слово имеет две функции:

1) с его помощью человек освобождается от переживания;

2) речь (как и искусство) является формой самопознания, т.к. позволяет осознать свои мысли и чувства.

В речи две стороны: понимание речи другого (идет путем интериоризации)и создание собственной речи (творческий процесс создания языка). А.А. Потебня связывал развитие народов с развитием языка, появлением мифов и религии.

Стремление к построению объективной психологии, исследующей поведение человека и животных (основы которой были заложены И.М.Сеченовым). В новых условиях идеи И.М. Сеченова разрабатывались И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, В.А. Вагнером и др. Появление школ Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, В.С. Соловьева, Н.Я. Грота,

А.А. Потебни и др.

В.С. Соловьев (1852 – 1900 гг.) – основатель христианской философии. В его философии националистические элементы сочетались с мистическими. В.С. Соловьев духовно покончил со славянофильством. Его исследования сделали проблему развития нравственности, формирования личности человека, проблему воли центральными для психологии того времени. Утверждал, что единство мира задано Логосом, который исходит от Бога и объединяет бытие. Человек является высшим звеном эволюции, он наделен самосознанием и поэтому может осознать направление и цель развития. Прогресс человеческого духа происходит главным образом по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна постоянно делать усилия.

Ареной драматической борьбы Логоса и хаоса является не только мировая душа (София), но и душа человека. Идея о катарсисе, связанном с творческим процессом, а также мысли о внутренних конфликтах, борьбе мотивов.

Л.М. Лопатин (1855 – 1920 гг.) – считал, что гносеологию невозможно построить без признания души. Все духовное реально. Свободу воли связывал с развитием нравственности. Свобода духа выражается в творчестве, в распространении творчества на область нравственных действий.

Н.О. Лосский (1870 – 1965 гг.) - волевая активность – есть своеобразный вид творческой энергии, т.к. воля – сила, которая создает новое явление. Теория идеал – реализма: в основе реального находится идеальное бытие, которое выше пространственно-временной смены событий.

С.Л. Франк (1877 – 1950 гг.) – главными характеристиками душевной жизни являются ее бесформенность, слитность (непротяженность и вневременность).

Уровни души: 1) Смутная душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, низший уровень души, который соотносится с телом. 2) самосознание души – промежуточный слой, отделяющий бессознательную душевную жизнь от жизни духовной. 3) Духовная жизнь, котораянесет в себе отпечаток высшей веры, Бога.

А. Введенский (1856 – 1925 гг.) – «Психофизический закон Введенского» (закон всеобщих признаков одушевленности) – Одушевленность / неодушевленность не может быть объективно доказана и потому является метафизическим понятием. Основные три элемента психики: мысли, ощущения и чувства. Считал, что бессознательное (необъективное) не может входить в предмет объективной психологии.

Н.Я. Грот (1852 – 1899 гг.) разработал множество приборов для экспериментального исследования психики. В качестве основной единицы душевной жизни выделял «психический оборот», состоявший из четырех моментов – ощущений, чувствований, умственной переработки и волевого решения, переходящего в действие. Н.Я. Гротзаложил основы отечественной психологии эмоций.

Теория баланса - связана с развитием нравственности у человека, т.к. люди начинают ощущать всю полноту возмездия за свои дела еще на земле, когда за каким-то радостным событием следует огорчение оттого, что радость была получена в ущерб другому. Теорию сохранения энергии рассматривал в качестве баланса психических и биологических сил человека.

Г.И. Челпанов видел в психике два полюса: материю, головной мозг и субъективные переживания.

Метод «вчувствования» - не наблюдать факты со стороны, а самому пережить их.

Бессознательные процессы, связанные с эстетическим восприятием, соотносятся с физиологическими и психологическими процессами, а также с законами сохранения энергии.

А.Ф. Лазурский (1874 – 1917гг.) – является основоположником дифференциальной психологии в России. Предложил естественный эксперимент. Разработал концепцию «научной характерологии»: индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. (Совместно с С.Л. Франком) идея о двух сферах душевной деятельности: 1) эндопсихической (основанной на врожденных качествах); 2) экзопсихической (формирующейся в процессе жизни).

Н.Н. Ланге (1858 – 1921 гг.) – моторная теория внимания. Полагал, что колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (например, когда рисунок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, обегающих изображенный контур. Пересмотрел (вслед за И.М. Сеченовым) понятие о рефлексе как о «дуге», которое он заменил схемой «кольца».

Н.Н. Ланге выделил стадии в психической эволюции: 1) стадию недифференцированной психики и движений инстинктивного типа; 2) стадию индивидуально приобретенного опыта; 3) развития психики у человека как социокультурного существа. В развитии человека решающую роль Н.Н. Ланге отводил языку.

Л.И. Петражицкий (1867 – 1931 гг.) – работы, посвященные развитию нравственных и правовых чувств. Действие права на психику состоит: 1) в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям (мотивационное действие); 2) в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера и искоренении других (педагогическое действие).

Считал эмоции коррелятом двойственной центростремительной центробежной анатомической структуры нервной системы и прототипом психической жизни.

Отсутствие развитого правового сознания связано с отсутствием личной свободы.

Д.Н. Овсянико-Куликовский (1853 – 1920 гг.) – основатель школы психологии творчества. Понимал возникновение творчества как самопорождение, саморазвитие духа. Творчество может быть продуктом только личной, а не коллективной деятельности. Ввел в психологию творчества идеи эксперимента и наблюдения, разделив творцов на субъективных наблюдателей и объективных экспериментаторов. Человеческая мысль работает двоякотратя и сберегая психическую энергию (энергия сберегается в процессах, происходящих в бессознательном плане).

Развитие речи пробуждает самосознание, рефлексию. Задача образования: упражняя рефлексию, воспитать самосознание и выработать критическую силу мысли.

Тема 13. «Развитие отечественной психологии в XX веке»

План:

I. Отечественная психология в 20-40-е гг. XX в.

II. Российская психология во второй половине XX в.

 

I. Отечественная психология в 20-40-е гг. XX в. Главной задачей являлось построение марксистской психологии (П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, Л.С. Выготский и др.). Увлечение биогенетическими теориями (теория рекапитуляции, психоанализ). Ведущими течениями стали: учение о поведении (основы заложены И.М. Сеченовым), а также педология и психотехника.

И.П. Павлов (1849 – 1936 г.) – создал учение о высшей нервной деятельности. Доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс (категории рефлексов: ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы. Условный рефлекс формируется на основе безусловного. Ориентировочный рефлекс («Что такое?»). И.П. Павлов разработал учение о различных типах нервной деятельности (темпераментах)динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций и т.д.

В.М. Бехтерев (1857 – 1927 гг.) – изложил принципы рефлексологии. Рефлексологический эксперимент - все психологические процессы сводятся к разному типу рефлексов. Считал рефлексы воспитуемыми, а не наследуемыми. Социальная среда является источником развития человека, наследственность задает лишь тип реакции. В.М. Бехтерев рассматривал личность как интегративное целое. Ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность и личность. Индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Структура личности: В.М. Бехтерев вывел пассивную и активную, сознательную и бессознательную части.

В.М. Бехтерев считал, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетна именно личность. Выявил конформизм, групповое давление. Индивидуализация и социализация - две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции.

А.А. Ухтомский (1875 – 1942 гг.) – термин «доминанта» был введен А.А. Ухтомским в 1923 г. Доминанта – господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, с другой – одновременно подавляет активность других центров. Концепция «оперативного покоя» - считал, что у высокоразвитых организмов за видимой «обездвиженностью» таится напряженная психическая работа.

Истинно человеческая мотивация имеет социальную природу.

Н.А. Бернштейн (1896 – 1966 гг.) – проблема саморегуляции поведения и механизмы построения движения. Изучение нервной организации, управляющей двигательным аппаратом. Н.А. Бернштейн выявил циклическую связь между тем, что совершается на мышечном уровне и тем, что происходит в глубине нервных центров. Н.А. Бернштейн доказал, что существуют различные уровни построения движений (всего их пять), на каждом уровне имеются свои «афферентные синтезы». Н.А. Бернштейнвывел термин опережающее отражение, благодаря которому организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых ему придется действовать в будущем.

К.Н. Корнилов (1879 – 1957 гг.) – основным элементом психики считал реакцию, которая неразрывно связана с активностью живого существа, отражением его целостности и направленности на объекты внешнего мира. Выявил скорость и силу разных реакций, проанализировал различия между сенсорными и моторными реакциями в динамике протекания и индивидуальных проявлениях.

Г.Г. Шпет (1879 – 1937 г.) – один из основоположников отечественной этнопсихологии. В основе философских исследований бытия ставил изучение культуры, социального бытия, окончательным выразителем которого является искусство. Заложил основы герменевтики. Пришел к выводу, что логика не может быть единственным методом исследования психологии социального бытия.

Изучение культуры человечества, его социального развития может строиться на основе анализа языка. Г.Г. Шпет рассматривал язык как один из важнейших методов изучения личности, эмоций и социального окружения человека, его культуры. - Анализ внутренней структуры слова.

Доказывал, что предмет этнопсихологии раскрывается через расшифровку и интерпретацию системы знаков, составляющих содержание коллективного сознания данной нации.

Появление нового понимания психического развития, выработанного М.Я. Басовым и Л.С. Выготским, доказывает, что период 20-30-х гг. был периодом рассвета отечественной психологии. После 30-х гг. усилились нападки на педологию и психотехнику, связанные как с их действительными (отсутствие квалифицированных психологов-практиков, разница в уровне теоретических исследований и практическом применении и т.д.), так и мнимыми ошибками. Постановление 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросса» - директивное закрытие педологии как науки.В 20-30 гг. XX в. существовало два направления изучения вопроса развития психики: социогенетическое и биогенетическое. Представители этих направлений пытались выяснить, что является источником (движущей силой), а что условием развития. Лидеры биогенетического и социогенетического направлений – П.П. Блонский и А.Б. Залкинд.

П.П. Блонский (1884 – 1941 гг.) считал источником развития биологический факторнаследственность. П.П. Блонский считал, что развитие ребенка связано с развитием конституции и темперамента ребенка. Разработал общую периодизацию психического развития: детства, размножения, угасания. П.П. Блонский разделил эпоху детства на три периода, критерием являлась дентиция, т.е. смена зубов. П.П. Блонский предлагал генетический метод обучения, позволяющий сформировать адекватные представления у детей о предмете той или иной науки, и развивающий у них интеллект. П.П. Блонский пришел к выводу, что генетические корни у речи и мышления общие – практическая деятельность. Теория подражания как основы возникновения внутренней речи (возникает из слушания других и внутреннего повторения речи других).

А.Б. Залкинд (1888 – 1936 гг.) лидер социогенетического направления. Один из основателей отечественной возрастной психологии. Источник развития видел в окружающей ребенка социальной среде.

М.Я. Басов (1892 – 1931 гг.) – введение в практику метода наблюдения. Разработал схемы наблюдений, а также методику анализа полученных при наблюдении и естественном эксперименте эмпирических данных. Развитие организма определял механизмом, биологически фиксированном в нем самом, поэтому, хотя среда и влияет в определенной мере на этот процесс, источник закономерностей лежит не в ней, а в самом организме. - В озможности психического развития человека практически не ограничены, но возможности психики биологически ограничены во времени. М.Я. Басов ввел понятие «деятельности организма в окружающей среде, с помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотношения с нею».

Л.С. Выготский (1896 – 1934 гг.) – механизмом воздействия среды на развитие считал интериоризацию знаков. Выделил натуральные и высшие психические функции и считал, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности (высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять, в отличие от натуральных психических процессов).

Л.С. Выготскийразработал новую периодизацию. Он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. Л.С. Выготскийделит детство, исходя из новообразований каждого периода. Л.С. Выготский ввел понятие о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. По содержанию обучение должно быть выше уровня актуального развития, и не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития.

Л.С. Выготскийсчитал, что речь и мышление имеют разные генетические корни. Внутренняя речь происходит от эгоцентрической. Он придавал большое значение знаковой природе слова. Трактовал знаки как психические орудия. Процесс развития мышления:

1) наглядно-действенное мышление (натуральная стадия);

2) эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака);

3) словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака).

В 20-30-е гг. советские психологи стали исследовать одними из первых проблемы развития детских коллективов. При этом они исходили из приоритета коллектива над личностью.

Разработка проблем развития личности, исследования индивидуальных различий, трудностей и отклонений в развитии личности.

Исследования одаренности и трудновоспитуемости: одаренность связывали с двумя основаниями – и с биологическим, и с социальным (условия жизни).

Проблема трудных детей стояла особо остро в связи с увеличением количества беспризорных, педагогически запущенных детей.

II. Российская психология во второй половине XX в. Во второй половине(главным образом, до 80-х гг.) XX в. развитие психологии во многом определялось идеями, заложенными в работах В.М. Бехтерева и Л.С. Выготского. В трудах учеников и сотрудников В.М. Бехтерева, - Б.Г. Ананьева (1907 – 1972 гг.) и В.Н. Мясищева (1893 – 1973 гг.) закладывались основы комплексного изучения человека, его психофизической природы, его отношений с миром.

С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960 гг.) - выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Считал, что формирование личности и развитие самосознания человека – процесс онтологический, а не одномоментный, т.к. человек рефлексирует себя в течение длительного времени, познавая различные свои качества, мотивы и стремления.

А.Н. Леонтьев (1903 – 1979 гг.) - рассматривал деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития. Произвел анализ образующей личность иерархии мотивов. Доказал ведущее значение культуры в восхождении от индивида к личности.

А.Р. Лурия (1902 – 1977) – изучал проблему взаимосвязи личности и культуры, психологию художественного творчества. Вместе с Л.С. Выготским разработал Культурно-историческую теорию (определяющими для формирования сознания были названы факторы культуры). Изучил аффективные реакции человека на стрессовые ситуации (на Западе методика применялась в криминалистике как «детектор лжи»). Выделил планы психического развития, проанализировав ранние его стадии, - овладение мышлением и языком, а также своеобразие памяти и числовых операций.

Программа изучения зависимости психики людей от различий в социокультурных условиях их жизни. Ср а внительный анализ выявил особенности мышления в зависимости от сдвигов в том культурном контексте, в котором оно исторически формируется.

Разработал направление – нейропсихология. Исследовал различные формы регуляции произвольного поведения, ведущую роль в которой играет речь.

Идеи о динамической локализации высших психических функций в коре больших полушарий головного мозга и подкорковых структурах, согласно которой мозг состоит из трех основных функциональных блоков (энергетического блока, блока приема и переработки информации и блока программирования и контроля произвольных психических актов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.