Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная стандартизация. Национальные стандарты отражают особенности и уровень научного и технического развития страны, в которой они разработаны и применяются




Национальные стандарты отражают особенности и уровень научного и технического развития страны, в которой они разработаны и применяются. Поэтому требования стандартов различных стран на однотипные материалы и изделия часто отличаются друг от друга, что является серьезным препятствием для развития международной торговли, так как вызывает необходимость согласования характеристик продукции со стандартами той страны, которая покупает эту продукцию.

Развитие международной торговли и международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности объективно привело к необходимости согласования (гармонизации) национальных стандартов, разработке и широкому применению международных (региональных) стандартов.

Начало непосредственного сотрудничества различных стран в области стандартизации относится к 1921 году, когда была проведена первая конференция секретарей семи национальных комитетов по стандартизации. Эта конференция выработала организационные принципы, на основе которых в 1926 г. была создана международная Федерация национальных ассоциаций по стандартизации – ИСА, в состав которой вошло 20 национальных организаций по стандартизации. ИСА разработала около 180 международных рекомендаций по стандартизации, но с началом 2-ой мировой войны ее деятельность была прекращена.

В октябре 1946 г. по решению ООН была создана Международная организация по стандартизации – ИСО. В уставе ИСО записано, что «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

Для достижения этой цели ИСО может:

- принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ними областей;

- разрабатывать и публиковать международные стандарты;

- организовать обмен информацией о работе своих комитетов;

- сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.

По определению ИСО стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

К настоящему времени ИСО разработала свыше 7500 стандартов. Практически нет такой области, в которой не были бы разработаны стандарты ИСО. Они направлены на машиностроение, строительство, сельское хозяйство, химию, информационную технику, охрану здоровья и медицину, окружающую среду, упаковку и транспортировку товаров и т.д.

В последние годы во всех странах большое внимание уделяется вопросам создания на предприятиях современных систем качества. С целью разработки единообразного подхода к решению вопроса качества продукции был создан специальный технический комитет ИСОТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», задачей которого является стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем обеспечения качества. На основе обобщения национального опыта стран в этой области ИСОТК 176 были разработаны и в 1987 г. впервые опубликованы Международные стандарты ИСО серии 9000 (МС ИСО 9000).

В МС ИСО серии 9000 установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и в сфере обслуживания (банковское дело, больницы, гостиницы. Рестораны и т.п.).

При этом МС ИСО 9000 дает рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий. Например, критериями при выборе системы являются: слаженность процесса проектирования, завершенность проекта, сложность производственного процесса, характеристики изделия, экологические факторы и др.

МС ИСО серии 9000 включают в себя 5 стандартов:

МС ИСО 9000. «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».

Этот стандарт разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в следующих стандартах (9001, 9002, 9003).

МС ИСО 9001. «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

Стандарт оговаривает требования в отношении системы качества, которые применяются, если контракт, заключаемый двумя сторонами, требует, чтобы была продемонстрирована способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию. Это модель наиболее жесткая для поставщика.

МС ИСО 9002. «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».

Стандарт устанавливает требования по качеству, если поставщик должен продемонстрировать свою способность осуществлять надзор за технологическими процессами, являющимися решающими для приемки конечного продукта. Модель – промежуточная по уровню требований к поставщикам.

МС ИСО 9003. «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Стандарт оговаривает требования системы качества, если поставщик должен продемонстрировать способность осуществлять контроль и окончательные испытания для решения вопроса о приемке конечного продукта. Эта модель наименее жесткая для поставщика.

МС ИСО 9004. «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

В стандарте рассматриваются все элементы системы качества. Изготовитель должен иметь полное представление о работе предприятия, с тем чтобы иметь возможность выбрать соответствующие элементы для каждого этапа производственной деятельности. Задача состоит в сокращении затрат на реализацию проекта обеспечения качества при одновременном повышении экономического эффекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.