Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности




На каждом этапе коммуникативного процесса могут быть помехи, искажающие передачу информации.

Обмен информацией - это одна из сложных проблем в организации.

Руководитель большую часть времени тратит на коммуникацию, осуществляет информационное взаимодействие с коллегами, подчиненными, выше стоящими руководителями. Неэффективная коммуникация - это главное препятствие на пути достижения успеха.

Коммуникативно компетентный человек способен устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерны следующие признаки:

1. достижение взаимопонимания партнеров;

2. лучшее понимание ситуации и предмета общения для решения проблем, для рационального расхода ресурсов.

Причины плохой коммуникации:

- стереотипы (упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуации, в результате, которого объективный анализ понимания людей, проблем);

- предвзятые мнения (склонность отвергать все то, что противоречит собственным взглядам);

плохие отношения между людьми;

- отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес возникает тогда, когда человек осознает значение информации для себя;

- пренебрежение фактами (привычка делать вывод при отсутствии достаточного числа фактов);

ошибки в построении высказываний(неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность и т.д.);

неверный выбор стратегии и тактики общения.

Существуют следующие стратегии общения:

1. открытое или закрытое общение;

2. монологическое или диалогическое;

3. ролевое или межличностное.

Открытое - желание и умение выразить полностью свою точку зрения и готовность учесть позицию другого человека.

Закрытое- невнятное выражение своего мнения; нежелание выражать то, что у него на душе.

Использование этого общения оправдано в тех случаях, когда существует значительная разница в степени компетентности сторон или когда существуют открытые конфликты и открытие новых чувств, желаний и т.д нецелесообразно.

Одностороннее общение- полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позицию другого, но в тоже время, не раскрывает свои позиции.

Истерическое предъявление проблемы, когда человек открыто выражает свои чувства, проблемы, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в эти проблемы.

В психологии управления обычно выделяют несколько видов общения:

1.Контакт «масок». Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть позиции партнера, используя привычные «маски» (вежливость, скромность и т.д,)Набор выражений лица, жестов, позволяющий скрыть истинные мысли и отношения к собеседнику.

2.Примитивное общение. Когда оценивание другого человека происходит с позиции нужного или мешающего объекта;

3.Формально-ролевое общение. Регламентированы содержание и средства общества, а вместо знания личности, используется знание ее социального статуса;

4. Деловое общение. Когда учитываются особенности личности, характер, возраст, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное межличностное общение. Когда можно затронуть любую тему, не обязательно даже при помощи слов. Такое отношение возможно, когда каждый участник имеет образ партнера, знает его интересы и т.д.

6. Манипулятивное общение. Направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман)

7. Светское общение. Суть заключается в беспредметности, люди говорят не то, что думают, а что следует говорить. Это общение закрытое т.к. точка зрения людей не имеет ни какого значения и коммуникация имеет неопределенный характер.

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации основе на коммуникативной стратегии.владения техниками и знаниями правил общения.

Техника общения - совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и слушать.

Общение как сложный социально - психологический процесс, осуществляется по разным каналам:

1.речевой (вербальный);

2.неречевой (невербальный).

Речь выступает и как источник информации, и как способ воздействия на партнера.

Речевое общение включает в себя: значение и смысл слов, звуковые явления (темп, тембр, ритм голоса, выразительные качества голоса, тональность голоса, специфические звуки, возникающие при общении).

Неречевое общение включает: кинесику, такесику (прикосновения), проксемику (расположение в пространстве).

Барьеры непонимания.

Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него.

Интересное и оригинальное понимание механизмов, которые создают барьеры, предложил психолог Б.Ф.Поршнев.

Он пришел к выводу, что речь является способом воздействия, имеющихся в арсенале человека. Встречная психологическая активность, противовнушение, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи, называется контрсуггестией. Именно она является главной причиной возникновения тех барьеров, которые являются на пути коммуникации.

Порпшев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание от источников воздействия, уклонение от контактов с партнером.

Эта «защита» хорошо прослеживается - человек невнимателен, не слушает, пропускает «мимо ушей», использует любой предлог для прекращения разговора.

Самый простой способ защиты от воздействия - избежать соприкосновения с источником этого воздействия.

Авторитет. Заключается в том, что разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым.

Присвоение авторитета конкретному человеку может иметь много разных оснований (социальное положение (статус) партнера, его превосходство по важному в данный момент параметру или его привлекательность в определенных ситуациях и т.д.).

Непонимание. Довольно часто какая - то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы в общем и в целом доверяем. В током случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения.

Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охранную систему - при срабатываний сигнализации автоматически перекрываются все доступы к человеку.

Эффективность общения - дело общее: и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение эффективности общения.

В повседневном общении избегание предстает в форме невнимания. Именно поэтому борьба с этим видом котрсуггестии включает в себя управление вниманием партнера, собственным вниманием.

Для правильного понимания процесса своего общения с другими людьми необходимо представлять себе, как мы узнаем, что делает партнер в общении, чего он хочет, какие цели преследует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.