Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Поддержание психологического здоровья в процессе профессиональной деятельности, связанной с влиянием стрессовых факторов, предполагает умение менеджера пользоваться приемами психического самоуправления (саморегулирование), т. е. осуществлять сознательные воздействия на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). В репертуаре современных техник психической саморегуляции, применяемых для формирования стрессоустойчивость менеджеров, поддержания их психического здоровья, едва ли не основная часть методических приемов и процедур так или иначе берет свое начало в индийской системе йоги.

К ней можно отнести различные модификации аутогенной тренировки, метод биологической обратной связи, техники медитации, дыхательные упражнения и др.

Одной из основных целей йоги является гармонизация физического и духовного начал в человеке. Систематически и правильно организованные тренировки дисциплинируют проявление эмоциональной сферы, делают ее более устойчивой, подчиненной сознательному контролю и управлению.

В последние годы получили распространение различного рода программы, семинары, тренинги, целью которых является обучение работников, в том числе и менеджеров, приемам управления стрессом, предупреждение тревожных состоянии и психологического напряжения, обеспечение психологического здоровья. В частности, в них активно применяются релаксиционные методики, способствующие нормализации кровяного давления, снижению вероятности сердечных приступов, обеспечивающие защиту от воздействия стресса на здоровье в целом. Как средство эффективного совладения со стрессом используется также приемы медитации и метод биологической обратной связи (или, как его еще называют, метод адаптивного биоуправления), позволяющий сделать обычно не ощущаемые и не осознаваемые процессы в организме ощущаемыми, доступными осознанному самоконтролю и произвольному воздействию на них.

В качестве метода расслабления широкую известность и распространение получила аутогенная тренировка, под которой принято понимать систему приемов психического самовоздействия, овладение которыми делает возможным управление некоторыми вегетативными функциями и психическими процессами. В основе аутоген. тренировки лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих в организме, в том числе не поддающихся в обычных условиях контролю со стороны сознания. Аутогенная тренировка таит в себе возможности совершенствования личности в целом, развития психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.) и овладение навыками самообладания, стрессоустойчивость. Ключевая роль в успешном освоении данного метода принадлежит самоконтролю, который сопровождает процесс развитие релаксационного состояния.

Лекция 9.

ТЕМА: Общение и его роль в деятельности руководителя и подчиненных.

ТГДЛЬ: дать понимание различных видов и средств общения, развить навыки организации эффективного общения.

40 План:

1. Роль общения в деятельности руководителя.

2. Общение и коммуникация.

3. Разновидности делового общения.

4. Стили руководства.

1. Роль общения в деятельности руководителя.

Общение является одной из основных сфер формирования и проявления психических свойств личности. Общения - это условие социализации человека, его постоянная насущная потребность. В процессе общения осуществляется обмен информацией социальная регуляция деятельности людей, формируется соответствующие межличностные отношения.

По включенности в процесс общения социальных слагаемых выделяют ролевое общения, как общение между носителями определенных социальных ролей.

Разновидностью ролевого общения является управленческое общение, характерной особенностью которого является общение между собеседниками, занимающими социальные позиции соподчиненности или относительной зависимости, исходе из выполняемых социальных ролей, направленное на оптимизацию процесса управления и разрешения проблем совместной деятельности в организации.

Говоря другими словами, управленческое общение - это общение с целью руководить людьми, т. е. изменять их деятельность в определенном направлении, либо формировать в необходимом направлении.

Руководитель вступает управленческое общение с подчиненными, чтобы:

1. отдать распоряжение, указание, что - либо порекомендовать, посоветовать;

2. получить обратную информацию от подчиненного о выполнении задания;

3. дать оценку выполнения задания подчиненными.

«Выдача распоряжения, проверка исполнения и оценка исполненного - эти цели по своей сути отражают этапы управленческого взаимодействия руководителя с подчиненными и представляют собой три функций управленческого общения: выдачу распорядительной информации, получение обратной информации».

Распорядительная информация по форме бывает директивной и демократической. Директивная форма - это приказы, указания, распоряжения, требования; к демократической форме относится рекомендация, совет, просьба.

Хотя слово «просьба» не очень подходит к термину «распорядительная информация», но в принципе любое распоряжение руководителя может быть представлено в форме просьбы.

При взаимодействии руководителями с подчиненными особое внимания следует обращать на то, как эффективнее строить управленческое общение. Эффективнее значит с меньшими временными и энергетическими затратами, эффективнее - значит достигать более высокого качества исполнения распоряжений с большей отдачей для производства.

К сожалению, некоторые руководителя, считают, что главное - это продукт деятельности подчиненного, а не его желание, стремление это сделать. Когда человек трудится бен желания, без личного интереса, он делает лишь столько, сколько надо, чтобы удовлетворять требования руководителя. Трудно ожидать хороших результатов, если дело делается формально.

Одной из важных причин невыполнения распоряжении руководителя является отсутствие взаимопонимания. Понимание руководителя зависит и от уровня интеллектуального развития подчиненных. Немаловажным является умение слушать и слышать, следовательно, еще одно условие, от выполнения которого зависит понимание подчиненными распоряжений руководителя - сконцентрированость внимания.

Итак, основные условия понимания подчиненными руководителя следующее: единство профессионального языка, учет уровня интеллекта, полнота информации, логичность изложения, сконцентрированость внимание. Следует иметь в виду и то, что понимание зависит и от интонации говорящего. Грубый и агрессивный стиль общения затрудняет понимание, т.к. внимание человека, на которого обрушивается лавина агрессии, концентрируется на отношении говорящего, а не на смысле объяснения.

Чтобы стать истинным специалистом по управлению, руководитель должен стать специалистом по управленческому общению, который будет работать с людьми профессионально, достигая, (а не добиваясь!) исполнения и повышение качества исполнительской деятельности не директивами, а с помощью знания психологии людей.

Люди с большим желанием делают то, что не противоречит их взглядам и что ведет к удовлетворению каких - либо потребностей - духовных или материальных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стресс и управления им в деятельности руководителя | Общение и коммуникация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.