Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили руководства




Стиль (от лат. 8гу1ш.- стержень для письма) - представляет собой совокупность приемов, форм и методов осуществления какой либо работы, деятельности, поведения.

Стиль руководства - это устойчивая совокупность наиболее характерных для руководителя методов управления, конкретных принципов, приемов и норм работы, характеризующая его подход к руководству коллективом, а также линию его поведения в возникающих при этом ситуациях и используемых в данной системе. Вместе с тем это и форма личного поведения руководителя, организация его личной работы.

В стиле руководства проявляются все важнейшие качества личности руководителя: его социальная направленность, ценностные ориентации (степень ориентации на интересы общества и своего коллектива в целом, отношение к труду, к подчиненным как товарищам по коллективу, требовательность к себе и пр.); моральные и волевые качества, способность воздействовать, влиять на коллектив в нужном направлении, использовать продуктивные возможности коллектива и т.д.

Родоначальник учения о стилях руководства известный психолог К.Левин выделил 3 стиля - авторитарный, демократический и анархический.

Однако в литературе встречаются и другие подходы к классификации стилей руководства:

В.Г.Шорин, Г.Д.Горячев, Г.Х.Попов выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили.

А.Г.Ковалев - авторитарный, демократический, смешанный и невмешивающийся.

Е. А.Берков-демократический, авторитарный, либеральный, административный делегирующий, социально-психологический, контактный, дистационный, целеполагающий.

А.Л.Свенцицкий к авторскому стилю приравнивает автократический, административный, волевой и директивный; к демократическому - коллегиальный, товарищеский; к невмешивающемуся - свободный, анархический, нейтральный, попустительствующий, разрешительный, формальный.

Ф.Генов отмечает и такие стили, как валюнтаристский, парадный, пассивный, действенный, позитивный и негативный, эффективный и неэффективный и др.

В приведенных подходах к классификации стилей руководства не прослеживается какая-либо единая основа их деления. Некоторые исследователи за основу принимают вопрос, кем и как принимаются решения (авторитарный стиль), третьи - иные обстоятельства.

На основании рассмотренного выше материала необходимо подвести итог исследованию. Для этого мы обратимся к книге С.Н.Князева, которую автор предлагает к рассмотрению, учтя имеющиеся наработки по этому вопросу.

Демократический стиль. Стиль, при котором преобладает привлечение сотрудников к решению основных вопросов, принятие коллегиальных решений, распределение прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативы подчиненных, расширения взаимного контроля.

Авторитарный стиль. Связан с повышением роли руководителя, который обычно сам решает все вопросы. При этом он может учитывать, а может и не учитывать мнения других членов коллектива. Заметна ярко выраженная система требовательности и контроля над деятельностью подчиненных, ограничивающая их инициативу и самостоятельность. Иногда это приводит к элементарно грубому обращению и запугиванию подчиненных. Такой стиль управления развивает в коллективе конфликтные ситуации, порождает у сотрудников взаимное недоверие.

Либеральный стиль.Стиль создают руководители, которые не вмешиваются в работу подчиненных. Организация и процесс деятельности могут стать в этих условиях неуправляемыми и малоэффективными.

Бюрократический стиль. Стиль известен своими формальными и непроизводительными методами. На практике он формируется зачастую слабым и нерешительным руководителем, уклоняющимся от ответственности. Иногда к формализму в работе приводит явное несоответствие организационной структуры запросам и ценностной ориентации общества.

Наиболее характерные черты бюрократизма - привилегированность, замкнутость и кастовость аппарата управления, деперсонализация ответственности. Бюрократический стиль - это приверженность руководителя к концелярщине, формальностям. Позиция руководителя порождается ленью, боязнью всего и вся.

Прогрессивный стиль. Он прокладывает дорогу всему новому и полезному. Применение элементов прогрессивного стиля управления хорошо заметно в периоды реформирования, появление качественно новых подходов к организации деятельности различных ведомств. Прогрессивный стиль тяжело приживается на практике и встречает сопротивление в силу инертности мышления людей, их расположенности к более привычным и удобным способам работы.

Волюнтаристский стиль. Стиль, игнорирующий объективные закономерности общественного развития и отношений, складывающихся в коллективе. Субъективные мнения и оценки одного становится правилом для многих и уверенно ведут к потере ориентации в работе. Руководитель признает свою волю в качестве в качестве первоосновы поведения и действий.

Кратко говоря - это «удельный князь» в управляемом им коллективе.

 

ЛЕКЦИЯ 10 ТЕМА: Основные проблемы лидерства и руководства.

Цель: сформулировать понимание различий в характеристике и сущности понятий лидерства и руководства.

План:

1. Характеристика и типы лидеров.

2. Основные теории лидерства.

3. Психологические требования к менеджеру.

4. Характеристика руководителей высшего звена.

5. Основные аспекты планирования работы руководителем. 1. Характеристика и типы лидеров.

Лидерство преимущественно связано с той частью управления, которое происходит в области управления людьми, формирования их воли; стратегий, реализацию намеченного и сохранения достигнутого (преимущественно социально - психологическая сторона управления).

Лидерство - это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определнных целей.

Современный лидер - обязательно стратег, но его не исключает также участия сотрудников в формулировке целей и принятия решений.

Лидерство - естественный социально - психологический процесс в группе, построенный на влиянии авторитета человека на поведение членов группы.

З.Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны -индивидуальный, с другой - групповой.

В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывают чувство восхищения, обожания, любви.

Поклонение людей одной личности сделать личность «лидером». Психологическая школа выделила 10 типов лидерства:

1. «Суверен» («патриархальный повелитель»). Это лидер в роли строгого, но справедливого отца, который способен вытеснить отрицательные эмоции, внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитания.

2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту.Личность вожака есть носитель стандартов. Ему стараются подражать.

3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает чувство безотчетного страха, повиновения. Его считают самым сильным. Он - доминирующая, авторитетная личность, которую боятся и подчиняются ей.

4. «Организатор».Выступает для группы как сила для поддержания «Я - концепции» каждого, для удовлетворения их потребностей; он объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель». Он становится лидером, играя на слабостях людей. В роли магической силы, давая выход во вне подавленным эмоциям людей, помогает снимать напряжение. Такого лидера обожают, не замечая его недостатков.

6. «Герой». Жертвует собой ради других.. Обычно такой тип проявляется в ситуациях группового процесса. Благодаря его храбрости, другие ориентируются на него, видят в нем «стандарт справедливости». Он увлекает за собой других людей.

7. «Дурной пример». Он является источником заразительности для бесконфликтных личностей, эмоционально заражая их.

8. «Кумир». Такой лидер влечет, притягивает, положительно заряжает других.Его любят и боготворят.

9. «Изгой». 10 «Козел отпущения» По существу они антилидеры. Являются объектами агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции.

Часто группа объединяется для борьбы с антилидерами, но по существу, если такие лидеры исчезают, то группа может распасться, т.е. исчезает общий стимул.

Общее лидерство в группе складывается на основе нескольких компонентов:

1. Эмоциональный;

2. Деловой;

3. Информационный.

Эмоциональный лидер («сердце» группы). Это человек, к которому каждый может обратиться за сочувствием.

Деловой лидер («руки» группы). С ним хорошо работается, он может организовать любое дело, наладить деловые связи, обеспечить успех дела.

Информационный лидер (мозг» группы). Все обращаются к нему за помощью, т.к. считают его эрудитом, который все знает, и может найти любую информацию.

Лидерство - это всегда вопрос силы и степени влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказывать влияние.

Подходит ли человек для роли, зависит от признания за ним другими людьми, качеств превосходства (более высокий интеллект, подготовка или опыт могут являться частичным основанием для лидерства).

Обычно важное значение имеют склонность к доминированию, т.е. стремлению проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять деятельность других и т.д.

Важное значение имеет и профессиональный статус. Существуют различия между формальным лидерством, т.е. когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным (неформальным) лидерством, т.е. признания другими превосходства лидера. Часто они переплетаются между собой.

Статус официально назначенного руководителя в организации и тот факт, что он назначен «сверху», ставит его в положение, несколько отличное от положения неформального лидера.

Стремление того лидера продвигаться выше по служебной лестнице, побуждает его отождествлять себя с более высоким уровнем управления, чем с группой своих подчиненных. Этот лидер может считать, что эмоциональная привязанность к своей группе не должна служить тормозом на пути развития его управленческой карьеры.

Личные амбиции - это такой фактор, который следует учитывать во многих человеческих ситуациях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.