Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия XX века

 

Конец XIX и XX в. - эпоха неклассической философии. Идеал классической парадигмы познания на единой теоретической основе заменен рациональным повествовательным описанием отдельных сторон общественной жизни, которые, подобно мозаике, не могут быть сложены в относительно целостный образ. Отход от классики привел к появлению множества оснований и соответственно к многообразию философских школ, направлений и концепций. Характерная черта – смещение внимания с природы на человека – обусловлено нарастающими социальными проблемами.

Наиболее значимые философские направления.

1) Иррационализм (А. Шопенгауэр) - учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, в историческом процессе является не рациональное начало, а иррациональное (от лат. - неразумный, бессознательный). Уместно вспомнить слова И. Фихте (немецкая классика): "Каков человек, такова и его философия".

2) Философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон) - направление возникло как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума.

3) Феноменология (Э. Гуссерль) - учение о феноменах сознания.

4) Герменевтика (В. Дильтей, Г. Шпет, Х.Г. Гадамер) - истолкование, понимание текстов; метод гуманитарных наук, способ толкования определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще.

5) Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр) (от лат. существование) - "философия существования", исходит из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего существования.

6) Позитивизм (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн) - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, "положительного" (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения.

---------------

1. Человек:

Иммануил Кант, указывая на интересы философии, сформулировал в «Критике чистого разума» три вопроса, на которые она ищет ответ: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Впоследствии он скажет, что эти три вопроса по существу сводятся к одному – что такое человек. Таким образом, великий философ видит в философии поиск ответа на вопрос, который прямо и непосредственно обращен к миру человека. Оказывается, что смысл философии – дать человеку знание о нем самом. Правда, для Канта, как и для многих философов века Просвещения, человек – это прежде всего Homo sapiens, разумный человек, поэтому все поставленные вопросы решаются через выяснение способов работы разума – теоретического или практического. Но уже в ХVIII, а еще больше в ХIХ формируется целый цикл наук о человеке и его мире, и становится ясно, что ответ на вопрос «Что такое человек?» не может быть, по крайней мере, однозначным. Поэтому, хотя и можно, определяя общее стратегическое направление интереса социальной философии, сказать, что она должна дать ответ на вопрос «Что есть человек?», но сам этот вопрос (как и его разновидности) может иметь различный смысл, если на него будут искать ответ разные науки о человеке и его жизни.

Конев В.А. Социальная философия: учеб. пособие / В.А. Конев; Федеральное агентство по образованию. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2006. - 287 с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Современные философские проблемы | Человек как функционер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.