Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дизайн предметно-процессуальных систем (дизайн-программ)

Направления дизайн-деятельности, существующие и перспективные

Направления проектной практики дизайна различаются по ориентации, целям, масштабности решаемых проблем и конкретных задач дизайн-проектирования.

Прежде всего они определяются степенью структурной сложности и составом элементов объекта проектирования, т.е. задачей разработки или отдельного изделия, или набора (комплекта) изделий, или ансамбля, или комплекса (системы) изделий, или предметно-процессуальных систем (дизайн-программ).

Далее, эти направления различаются по требуемой степени новизны, оригинальности разработки. Это могут быть задачи либо чисто стилевой модернизации, основанной на совершенствовании в той или иной степени потребительских свойств объекта разработки, либо проектирования объекта с новой комбинацией известных функций или качественно новой функцией (функциями), либо создания объекта на основе принципиально нового конструктивно-технологического решения, обусловливающего новизну структуры и формы произведения дизайна, не имеющего аналогов и прототипов.

Наконец, направления дизайн-проектирования делятся на уже освоенные практикой дизайна, современные, и те, которые еще пока мало освоены, но на основе прогнозов развития дизайна могут быть распространены в будущем, т. е. перспективные.

Таким образом типологическая структура современных направлений дизайн-проектирования может быть представлена следующими типами:

− дизайн отдельных изделий (массовый и единичный);

− дизайн комплектов изделий (наборов) или их ансамблей;

− дизайн комплексов (предметных систем) изделий;

В первых двух из них объекты могут обладать разной степенью новизны разработок (от стилевой модернизации до создания изделий, функционально-технически и морфологически по-настоящему оригинальных, не имеющих прототипов).

В двух последних направлениях (и особенно в разработках дизайн-программ) преобладают объекты с высокой степенью новизны и оригинальности, не утрачиваемой ко времени промышленного освоения этих сложных комплексных объектов и выпуска их на рынки сбыта.

Перспективными направлениями дизайна являются:

− экологический дизайн – участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры;

Обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изделий – объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления (с учетом проблемы утилизации отходов) и состояния предметной среды разных сфер жизнедеятельности людей;

− биодизайн – проектные разработки морфологически биоподобных структур и форм изделий (механоорганизмов), по аналогии с архитектурной и инженерной бионикой, на основе систематического и целенаправленного изучения законов и принципов формообразования в живой природе, включающих положения биоморфологии, биомеханики, бионики, этологии (науки о поведении живых организмов в природе) и синергетики (науки о принципах самоорганизации систем);

− футуродизайн – перспективное дизайн-проектрование, обусловленное научно-технически, социально-культурно и интуитивно-творчески; инновационное проектное прогнозирование, ориентированное на разные уровни-стадии развития науки, техники, экономики, социальной сферы общества будущего; моделирование в футурологических дизайн-проектах концепций предметной среды будущего, отражающих прогнозируемые изменения ценностных ориентиров, материальных и духовных потребностей, образа жизни общества в целом, его макро- и микрогрупп, индивидов в разных областях жизнедеятельности людей;

− кибернетико-эвристический дизайн – целенаправленное использование в инновационном дизайн-проектировании закономерностей и методов эвристики (дисциплины, способствующей развитию и активизации творческого мышления и повышению эффективности решения проектных задач нестандартными способами), а также широких возможностей информационных технологий, соответствующей компьютерной техники и специфического дизайнерского программного обеспечения. Ориентирован на формирование качественно новых методов и средств развития творческой фантазии, изобретательности дизайнеров, обогащение их проектной культуры, расширение ее горизонтов в целях наиболее эффективного генерирования оригинальных и перспективных новаторских дизайн-концепций и художественно-конструкторских предложений.

Специализация дизайн-деятельности по классам, группам и видам объектов дизайна

Все громадное номенклатурно-типологическое разнообразие объектов дизайна, отличающихся функциями, конструктивно-техническим решением, технологиями изготовления, материалами, способами их использования человеком, культурным смыслом, ролью и местом в предметной среде, превалированием эстетического или утилитарного начала и рядом других признаков, в типологии, обусловливающей специализацию дизайн-деятельности, целесообразно сгруппировать укрупненно, исходя из особенностей подхода к решению творческих задач их художественно-образного моделирования, определяемых совокупностью перечисленных выше признаков.

Эти особенности заданы функциональными, морфологическими, технологическими и эстетическими факторами композиционного формообразования в их взаимосвязи, а также типами человеческого общения и характером отношений в системе «человек – вещь – среда», свойственными разным классам, группам, видам и типам изделий.

Такой подход позволяет выделить в специализации дизайна следующие 12 основных групп:

1) дизайн машин, приборов, инструментов;

2) дизайн средств транспорта и среды транспортирования;

3) дизайн изделий быта культурного и хозяйственного назначения;

4) дизайн мебели (разных сфер жизнедеятельности людей);

5) дизайн одежды, белья, головных уборов, обуви;

6) дизайн текстиля;

7) дизайн интерьера (помещений разного назначения);

8) дизайн игр и игрушек;

9) дизайн украшений и сувенирных изделий;

10) дизайн экспозиций (выставок), шоу, презентаций, массовых празднеств, спорта;

11) дизайн городской предметной среды;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Области дизайн-деятельности и субъекты дизайна | Дизайн визуальной информации, рекламы, тары, упаковки, фирменных графических стилей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.