Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностики




Предмет психологической

Вопрос о том, что изучает психологическая диагностика, решается в современной психологии далеко неоднозначно. Следовательно, проблематично признание её своеобразия и самостоятельности. Из существующего потока мнений можно выделить несколько наиболее часто встречающихся.

Согласно одному из них психодиагностика изучает в основном психическое своеобразие конкретного человека. Для этого используются определённые методы и методики. Последующее применение статистических процедур позволяет измерить выявленное психическое своеобразие. Задача психодиагноста сводится к тому, чтобы на основании умозаключений перейти от признаков и индикаторов свойств, состояний и процессов к констатации их наличия и выраженности. Психодиагностика служит для получения числовых эквивалентов выраженности интересующих психолога психических свойств у конкретного индивида. Таким образом, предмет психологической диагностики – это психическое своеобразие конкретного человека, т.е. индивидуальность как выражение его целостности и неповторимости. Здесь происходит определённое отождествление предмета психологической диагностики и предмета психологии индивидуальности.

Другое мнение сводится к тому, что психологическая диагностика изучает главным образом различия в психической организации людей и разнообразные факторы определяющие различия. Как и в предыдущем случае, для измерения различий, обнаруженных с помощью психодиагностических методик, применяются статистические процедуры. В результате психолог-диагност получает числовые эквиваленты психических различий. Тем самым предмет психологической диагностики в значительной степени растворяется в предмете дифференциальной психологии.

Существует также мнение о том, что всё психическое является предметом психологической диагностики. Столь широкое представление характерно для немецкой психодиагностической школы. Так, Г. Вицлак полагает, что психодиагностика изучает психическое в самых разных формах проявления. В то же время в это понимание вводится ряд ограничений. Психические проявления становятся диагностически релевантными, если они:

· отражают взаимосвязи психических свойств личности, то есть включаются в интраиндивидуальные связи;

· дают основания для установления различий между данным индивидом и другими индивидами, то есть выступают признаками интериндивидуальных связей;

· несут информацию об отношении индивида к требованиям среды и о способах выполнения индивидом общественных требований.

Введение указанных ограничений вряд ли уточняет основания для чёткого разделения предмета психодиагностики и предмета общей психологии или психологии человека.

Известна также позиция, отрицающая какую-либо уникальность и самостоятельность предмета психологической диагностики. Предмет психодиагностики ничем не отличается от предмета любой другой области психологических знаний. Её своеобразие определяется уникальностью методических средств, но не специфичностью предмета.

Не смотря на некоторые различия, все приведённые мнения объединяет то, что в них нивелируется специфичность предмета психологической диагностики. Он сливается с предметом ряда других психологических дисциплин: психологии индивидуальности, дифференциа-льной и общей психологии.

Поиски специфики предполагают расширение областей научной ориен-тации психологической диагностики. Конструирование и использование ме-тодических средств должно быть дополнено определением психологическо-го содержания, структурной организации, динамики и детерминанта диагнос-тируемых психических образований. С другой стороны, необходима более чёткая ориентация на индивидуальные проблемы, возникающие у человека в процессе взаимодействия с окружающей реальностью, прежде всего – с обществом, культурой, предметным миром и природой. Кроме того, сущест-венную роль в установлении предметной области психодиагностики могут сыграть её общие и специфические принципы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.