Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качествам и к методическим средствам




К его личностным и профессиональным

Этика психолога-диагноста как триединство

требований к принципам работы психолога,

Этика психодиагноста выражает закреплённую в форме определённых норм и правил профессионального поведения ответственность психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования. В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Психолог-диагност исходит из уважения достоинства, прав и свобод личности. Он уважает религиозные и моральные убеждения обследуемого и учитывает их при организации и проведении исследования, подборе методических средств. В психодиагностическом обследовании не допустима дискриминация по признаку социального происхождения, национальной принадлежности, материальной обеспеченности, сексуальной ориентации и пр.

Соблюдение психодиагностом этических норм обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.

К основным принципам работы психолога можно отнести:

· принцип ответственности,

· принцип компетентности,

· принцип безоценочности,

· принцип конфиденциальности.

Первый предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики. Психолог-диагност отвечает за соблюдение его интересов на протяжении всего обследования: на этапе постановки задачи исследования, его организации и проведения, на этапе обработки полученных результатов и интерпретации. Если психодиагностическое обследование сопровождается каким-либо временным ущербом и вызывает ощущение эмоционально-соматического дискомфорта, например, вследствие использования неприятных эмоциогенных воздействий, то психолог не должен оказывать давления на принятие решения об участии. К психодиагностическим процедурам привлекаются только те, кто дал добровольное согласие. В случае несовершеннолетия обследуемого психодиагност получает согласие на участие в обследовании от родителей или опекунов. Психодиагност должени быть готов спокойно принять отказ от участия в работе на любом этапе и с уважением относиться к его причинам, мотивам, к интимным переживаниям, чувству достоинства обследуемого.

Психодиагност не ограничивает свободу обследуемого как в отношении прекращения психодиагностической работы, так и в отношении возможности консультироваться у другого психолога или у иного специалиста. Он приветствует способность обследуемого самостоятельно принимать решения о дальнейшей совместной работе над его проблемами и не вмешивается в действия, предпринимаемые другими специалистами. Однако он может отказаться продолжать психодиагностические процедуры, если они одновременно осуществляются другими специалистами или коллегами-психологами.

Если ход обследования требует маскировки или искажения истинных целей и задач, то психолог должен убедиться, что это не приведёт к заметному или длительному ущербу. Необходимость искажения целей исследования, инструкций следует раскрыть после окончания экспериментальной программы.

Психолог-диагност несёт ответственность за точность и объективность психологического диагноза, за соблюдение его адресности. Категорически недопустимо использование полученных сведений во вред обследуемому. Особенная ответственность ложится на диагноста при написании психологического заключения, нередко играющего решающую роль в судьбе обследованного лица. Письменная характеристика требует чрезвычайной осторожности и сдержанности в изложении и интерпретации полученных результатов. В данном случае необходимо учитывать особенности не только научного, но и обыденного понимания ряда психологических категорий – таких, например, как абнормальный, дезадаптированный, умственно отсталый, задержка психического развития и т.п.

Ответственность психолога-диагноста распространяется и на форму передачи психологических сведений. Результаты и рекомендации передаются в терминах, понятных заказчику и не допускающих многозначности трактовок или домыслов.

Профессиональный статус психолога определяется как личными особенностями и способностями, так и квалификацией, отражающей уровень выполнения профессиональных обязанностей.

Принцип компетентности предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшее психологическое образование. Каждодневная психологическая работа психодиагноста должна базироваться на знании установленных закономерностей развития и проявлений психики, на научно обоснованном личном опыте. Компетентность психодиагноста определяется тем, насколько он осведомлён о современных научных исследованиях в своей области, насколько он способен поддерживать на высоком уровне свои профессиональные знания и умения.

Психолог-диагност должен постоянно осознавать границы своей компетентности и браться за решение только тех задач и вопросов, в которых он профессионально хорошо ориентируется. Поэтому стремление к повышению и совершенствованию своих знаний, методической оснащенности своей работы – естественная профессиональная потребность психодиагноста. Реализация этого стремления возможна самыми различными способами: самостоятельный процесс совершенствования, участие в конференциях, симпозиумах и съездах психологов, участие в работе общества психологов, написание монографий, статей и методических пособий и руководств и т.п.

Психодиагност в совершенстве владеет навыками психодиагностической беседы, наблюдения и тестирования, что позволяет ему не только эффективно решать поставленную задачу, но и вызывать у обследуемого чувство удовлетворения от общения со специалистом.

Профессионализм психолога-диагноста проявляется в том, что он не позволяет вовлечь себя в профессионально неясную ситуацию, например, не соглашается на проведение исследования с неуточнёнными целями и способами использования полученных сведений или на организацию экспериментальной работы, где его роль или функции окажутся неуместными или двусмысленными.

Особо осторожным психодиагносту следует быть в обещаниях, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, для осуществления которых он может оказаться профессионально не способным. Заказчик должен заранее получить представление о профессиональных возможностях психолога, о пределах его компетентности, о доступности для него решения поставленных задач.

Принцип безоценочности предполагает, что в процессе диагностики психолог-диагност беспристрастен, независимо от того, какоен субъективное впечатление производит обследуемый своим внешним видом, умозаключениями, социальной позицией, независимо от его индивидуальной истории жизни и пережитых событий. На психодиагностическую гипотезу, объективность психологического заключения не должны влиять сходство личностных свойств, близость психологических, религиозных, культурных, социальных установок. В процессе диагностики психолог не даёт оценки ни высказываниям, ни стилю работы, ни состоянию психических функций. При написании заключения психодиагност избегает употреблять выражения «хорошая память», «хорошие способности» или «плохой характер», «плохое внимание» и т.п.

Принцип конфиденциальности играет важную роль в работе психолога. Уважение и доверие к психологу обследуемых или коллектива определяются прежде всего тем, насколько сохраняется в тайне психологическая информация. Данный принцип предполагает неразглашения результатов диагностики без персонального согласия на это диагностируемого. Материал, полученный психологом в процессе психодиагностического обследования или консультирования на основании доверительных отношений, не должен случайно, тем более, сознательно разглашаться. Психодиагност информирует обследуемого о том, какая информация и в каком объёме может быть передана заказчику или раскрыта в общении с другими специалистами. В случае необходимости, например, при разрешении конфликтов между педагогом и учащимися, при определении профессиональной компетентности конкретного члена коллектива результаты психодиагностического обследования могут афишироваться таким образом, чтобы не скомпрометировать ни обследуемого, ни заказчика, ни самого психолога, ни психологическую науку. Форма передачи информации и объём заранее продумываются психологом с учётом адресата, индивидуальных особенностей самого обследуемого и специфики ситуации.

Если на проведение психодиагностического обследования существует заказ, то психолог предварительно согласовывает с заказчиком круг лиц, имеющих право доступа к материалам, содержащим психологическую информацию об обследуемых. Согласовываются также форма (письменные характеристики, сводные таблицы, компьютерный вариант), место и длительность хранения.

При опубликовании результатов психологических исследований психолог обязан или изменить фамилии участников обследования, или использовать известный только ему код.

Однако иногда в работе психолога-диагноста допускается нарушение принципа конфиденциальности. Это может произойти, прежде всего, тогда, когда полученные сведения либо наблюдаемое поведение указывает на опасность для жизни самого обследуемого или окружающих людей, например, использование наркотиков, готовность к совершению самоубийства и т.п.

При тестировании несовершеннолетних детей следует принимать во внимание тот факт, что родители могут обратиться к психологу за результатами тестовых заданий своего ребёнка. Такое требование порой вступает в конфликт с собственным правом ребёнка, особенно старшего возраста, на сохранение психологической информации о себе в тайне. В данном случае вопрос заключается не столько в том, сообщать или не сообщать родителям известные психологу сведения о проблемах ребёнка, сколько о том, как это сделать без вреда для него. При этом психологу чрезвычайно важно сохранить доверие ребёнка, не разрушить сложившихся с ним доброжелательных взаимоотношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.