Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реструктуризация долгов и обязательств организации

Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации

Практика проведения финансового оздоровления организаций раз­личных направлений деятельности позволила определить типичные схемы управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации.

1. Эффективность использования основных средств организации и снижение затрат на их создание:

а) оборудования:

- определение перечня оборудования (инвентаря, приспособ­лений), не используемого в текущей производственной дея­тельности или мало (редко) используемого е производственной деятельности;

- определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материалов, комплектующих и т. д., а также среди предприятий, эксплуатирующих аналогичное оборудование;

- продажа излишнего или мало используемого оборудования;

- сдача в аренду желающим предпринимателям излишнего или мало используемого оборудования;

- обмен оборудованием между предприятиями;

- консервация оборудования для исключения его из налогооб­лагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом;

- если предприятие арендует оборудование, следует изучить воз­можности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него;

- рассмотрение возможности альтернативного использования из­лишнего или мало используемого оборудования для про­изводства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др.

б) административных, производственных и складских помещений:

- определение перечня площадей административного, произ­водственного и складского назначения, мало используемого в текущей хозяйственной деятельности предприятия; сокращение указанных площадей в соответствии с ожидаемым уровнем про­изводства;

- определение круга потенциальных покупателей и пользователей административной, производственной и складской площадей предприятия, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материальных ресурсов, клиентов-покупателей;

- продажа излишков площадей административного, производ­ственного и складского назначения;

- сдача в аренду излишков площадей административного, произ­водственного и складского назначения;

- в случае невозможности продажи/сдачи излишков площадей -проведение работ по их консервации с целью уменьшения теку­щих энергетических затрат, по их охране, уборке и т. п.;

- если предприятие арендует помещения, следует изучить воз­можности перезаключения арендных договоров с арендода­телем на новых, более экономичных условиях или в против­ном случае отказаться от него, определить возможности арен­довать помещения у другого арендодателя на более выгодных условиях;

- рассмотрение возможности использования свободных поме­щений для организации новых, более выгодных видов деятель­ности и производства, возможно, в кооперации с другими пред­приятиями и организациями;

- рассмотрение вариантов централизации деятельности пред­приятия за счет перевода подразделений в одно или меньшее ко­личество месторасположений с целью высвобождения до­полнительной площади;

- сдача в аренду земельных участков кредиторам, клиентам, сто­ронним организациям.

2. Сокращение капитальных вложений:

- остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эф­фективными (убыточными) в результате изменения внешних ры­ночных факторов (ситуации), рассмотрение возможности воз­врата большей части вложенных средств;

- изменение графиков инвестиций с целью уменьшения рисковой денежной нагрузки путем пересмотра этапов капитальных вло­жений в связи с изменением внешних обстоятельств;

- определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для бы­стрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплу­атацию;

- консервация объектов капитального строительства с целью сни­жения текущих затрат по их содержанию;

- переориентирование инвестиционного проекта на новую дея­тельность, возможно, в кооперации с новыми инвесторами и др.

3. Рационализация производственных запасов:

- уменьшение размеров неприкосновенных запасов за счет до­говоренности о более коротком сроке выполнения заказов на по­ставку и более равномерном поступлении материалов;

- распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;

- определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или запасов, образо­вавшихся от закрытия нерентабельного производства, или зале­жавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т. д.;

- уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресур­сов;

- определение круга потенциальных потребителей материальных ресурсов, в первую очередь кредиторов -поставщиков, клиентов-покупателей;

- продажа излишних материальных ресурсов, готовой продукции или их передача в зачет своих обязательств кредиторам;

- рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками с тем, чтобы получить дополнительные средства;

- определение возможности переработки, восстановления ка­чества залежавшихся запасов с целью их продажи по повы­шенной цене.

4. Рационализация производства:

- закрытие нерентабельных производств с высвобождением ма­териальных ресурсов, персонала, оборудования и производ­ственных площадей;

- сокращение длительности (цикла) незавершенного производства за счет применения более современном технологии;

- повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества по технологическим пере­делам;

- увеличение выпуска продукции на рентабельных участках про­изводства за счет концентрации материальных и трудовых ре­сурсов;

- переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке, путем кооперирования с другими предприятиями и привлече­ния средств инвесторов;

- прекращение производства продукции «на склад»;

- сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж;

- прекращение видов деятельности, обслуживающих основное про­изводство (ремонт, транспорт, изготовление непрофильных изде­лий и т. д.), с передачей их специализированным фирмам и др.

5. Ускорение оборота денежных средств:

- создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобрета­ющих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по срав­нению с договором, оплата в срок);

- создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;

- применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от сбора денежных средств с клиен­тов, с которыми они работают;

- рассмотрение возможностей продажи дебиторской задолженно­сти своему банку (факторинговые операции) или кредиторам;

- рассмотрение отношений с клиентами, потребляющих продук­цию предприятия, их финансового состояния с точки зрения воз­никновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемых каждому клиенту, и др.

6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятель­ности:

- уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на ав­тотранспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.;

- внедрение ресурсосберегающих технологий;

- упрощение организационной структуры с целью устранения из­лишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала;

- введение более жесткого контроля за потреблением энергоре­сурсов;

- осуществление закупок материалов совместно с другими поку­пателями у одного поставщика с целью уменьшения транспорт­ных и других расходов;

- снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или кли­ентами, или другими производителями;

- сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю;

- сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета: сочетаются ли расходы на рекламу с повы­шением объема продаж, нахождение наиболее эффективных видов рекламы, определение возможности оплаты рекламных услуг с помощью бартерных операций и т. д.;

- повышение механизации производственного процесса и сокра­щение ручного труда;

- тщательный отбор сырья и компонентов с определенными тех­ническими характеристиками;

- сокращение затрат на покупку сырья и материалов;

- замена импортных материалов на аналогичную продукцию оте­чественного производства;

- использование менее дорогих компонентов, где это возможно;

- внесение конструктивных, технологических изменений в вы­пускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность пе­рейти на новые (для повышения качества) или более дешевые материалы;

- внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокраще­ния затрат на оплату единицы продукции;

- уменьшение объемов материальных отходов и их использование для производства сопутствующей продукции и др.

7. Уменьшение оттока денежных средств:

- разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации в целях определения приоритет­ности оплаты кредиторской задолженности;

- удлинение сроков платежей менее важным поставщикам;

- нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию, что уменьшает затраты в производстве;

- уменьшение или прекращение выплаты дивидендов.

8. Реструктуризация кредиторской задолженности:

- определение перечня кредиторов, долги которым следует пога­сить полностью или частично в первую очередь (просроченная задолженность составляет более трех месяцев, объем более 100,0 тыс. руб.);

- определение возможности переноса срока оплаты задолженно­сти с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевре­менной оплаты в будущем и т. д.;

- погашение задолженности кредитором активами должника (мате­риальными ресурсами, продукцией предприятия, услугами и т. д.);

- рассрочка платежа кредиторам частями;

- изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций;

- индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка пла­тежей одним, своевременная оплата другим);

- всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (со­кращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, сокращение процентной став­ки, отсрочка платежа, рассрочка платежа);

- переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, увеличение сро­ка погашения долга.

9. Улучшение инкассации дебиторской задолженности:

- оформление исков в арбитражном суде по менее важным клиен­там;

- определение возможности и необходимости погашения де­биторской задолженности продукцией, услугами, товарами де­битора;

- переоформление дебиторской задолженности векселями;

- оценка платежеспособности покупателей и определение по­литики предоставления коммерческого (товарного) кредита;

- систематический контроль расчетов с покупателями по отсро­ченным и просроченным задолженностям;

- применение скидок в обмен на ускорение платежа (дебиторам, которые вряд ли заплатят в ближайшее время, и т. д.);

- продажа долга с дисконтом 10—15% третьей стороне или де­битору дебитора.

10. Реструктуризация банковских кредитов:

- пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного дол­га, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности рефинансирования полученного кредита в другом банке;

- замена краткосрочного кредита долгосрочным;

- заключение договора финансирования под уступку прав требо­вания (договор факторинга).

11. Увеличение объемов продаж:

- проведение маркетинговых исследований, наблюдений за раз­личными оптовыми ценами по аналогичной продукции в данном и соседних регионах;

- определение групп продуктов, которые наилучшим образом под­ходят к изменившимся рыночным условиям, определение кон­курентных преимуществ своей продукции и возможности извле­чения выгоды из них;

- проведение анализа цены и объема реализуемой продукции и нахождение наиболее разумного компромисса: уменьшение отпускной цены для того, чтобы увеличить долю предприятия на рынке и объем продаж, и др.

12. Совершенствование организации маркетинга для увеличения объема продаж:

- поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких вида продукции, на которые су­ществует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

- информирование потребителей о свойствах продукции, ее ка­честве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции;

- формирование сбытовой и дилере ой сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателям, создание фирменных тор­говых точек и т. д.);

- формирование системы послепродажного обслуживания продук­ции;

- внедрение (применение) системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за свое­временное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т. д.);

- развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обес­печения качества поставок и снижения затрат;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия и др.

13. Совершенствование организации управления:

- сокращение числа звеньев и уровней управления;

- централизация или децентрализация функций управления в за­висимости от конкретных условиях производства;

- разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций;

- увольнение малоквалифицированных руководящих работников или повышение их квалификации

- создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия;

- внедрение эффективного информационного обеспечения;

- разработка методов мотивации управленческого персонала в ре­зультатах деятельности предприятия;

- внедрение мероприятий по снижению документооборота (умень­шение бюрократизации в аппарат управления);

- улучшение производственной организационной структуры уп­равления и др.

14. Совершенствование системы бухгалтерского учета:

- проведение переоценки имущества в связи с изменением ры­ночных условий;

- составление налогового календаря

- внедрение информационных программ по обработке бухгал­терских документов и предоставлению VIP-информации для ру­ководителя.

15. Реорганизация системы производства и управления:

- разделение организации на ряд самостоятельных фирм;

- выделение наиболее рентабельных производств в самостоя­тельные организации и ликвидация убыточных производств;

- присоединение организации к другой, близкой по производству продукции и ликвидация юридического лица должника;

- соединение (слияние) организации с другой, близкой по произ­водству продукции и образование нового юридического лица;

- преобразование ООО (ЗАО) организации-должника в открытое акционерное общество и др.

 

Реструктуризация различного рода долгов представляет собой слож­ный процесс, в каждом конкретном случае ее проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной де­ятельности организации. Здесь организация-должник по отношению к дебиторам выступает как кредитор, дебитор — как должник, а долж­ник по отношению к кредиторам — как дебитор. Положительные или негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят от характера условий ранее заключенных договоров, предусмот­ренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуа­ции в стране и регионе.

Переговоры о реструктуризации долгов (дебиторской и кредиторской задолженности) являются процессом дипломатическим и личностным, во многом зависят от умения руководителя организации-должника и его аппарата управления объяснить причины сложившихся негативных обстоятельств, показать конкретными расчетами перспективы погаше­ния задолженности, которые будут выгодны обеим сторонам: должнику и кредитору. Различие имущественных интересов сторон представляет собой объективную преграду на пути принятия рационального реше­ния. Каждая сторона в проблеме погашения долгов предоставляет дру­гой стороне право принимать определенные условия для достижения соглашения. При жестких позициях, занимаемых сторонами, во вни­мание принимаются только собственные интересы.

Как правило, при жестких позициях, доводящих до судебных раз­бирательств, в финансовом отношении проигрывают обе стороны.

Характер переговоров сторон о погашении долгов определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и даже личностных качеств участников переговоров. Тактика ведения переговоров о погашении долгов в целях учета обоюдных интересов может быть следующей:

1. Признание законности требований по долгам и обязательствам.

2. Подтверждение возможности погашения

3. Уточнение просроченных сроков по дол пм.

4. Определение допустимых схем погашения долгов с учетом воз­можных реальных условий погашения на основе:

- ценных бумаг;

- предоставления товаров или услуг;

- перехода задолженности в целевые займы

- взаимозачета при наличии встречных обязательств;

- возможности оформления залогов отношений (за счет недви­жимости, оборудования, транспортных средств);

- возможности уступки прав требования;

- возможности поручительства перед кредиторами (со стороны банков, органов власти и других структур);

- переоформления долговых обязательств го договорной цене и др.

Реструктуризация долгов в гражданском законодательстве может рассматриваться (ст. 414 ГК РФ) как прекращение обязательств нова­цией, т. е. обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения. Рассмотрим в отдельности реструктуризации о дебиторской и креди­торской задолженностей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы и меры возможной стабилизации финансового состояния организации | Реструктуризация дебиторской задолженности (инкассации, взыскание, сокращение)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.