Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. Г. Песталоцци— основоположник системы развивающего обучения

I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИДЕИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Идея развития ребенка занимала многих выдающихся педаго­гов прошлого. Она родилась в связи с утверждением капитализма, 20

в эпоху гуманизма, когда на повестку дня встал вопрос о ценно­сти человека, его праве на развитие и проявление своих способ­ностей. Центральная идея гуманизма — актуализация через гума­нистические занятия возможностей, заложенных в личности ре­бенка. На этой основе строилось развивающее обучение. Но, что­бы раскрыть возможности ребенка, обеспечить его развитие, обучение и воспитание должны соответствовать его природе, т. е. должны быть природосообразными.

Идею развивающего обучения отстаивали многие известные пе­дагоги прошлого, она в разной мере проникала в другие системы образования, но наиболее полное воплощение эта идея получила в учении швейцарского педагога И. Г. Песталоцци.

Строя свою систему развивающего обучения, И. Г. Песталоцци (1746—1827 гг.) исходил из того, что в каждом человеке надо вос­питывать высокую нравственность и человечность. Воспитание че­ловечности предполагает развитие сил и способностей, заложенных в ребенке, которые сами стремятся к гармоничному раскрытию, но воспитание призвано этому процессу самораскрытия всячески помогать. Ум хочет мыслить, глаз—видеть, ухо — слышать, ру­ка— хватать, нога — ходить, а сердце — любить. Этому самораз­витию можно помочь воспитанием, доведя способность мыслить до совершенства, руку — до мастерства, сердце — до высочайшей любви не только к близким людям, но ко всему человечеству.

Песталоцци стоял за гармоническое самораскрытие личности ребенка в обучении, а поэтому учебный процесс насытил трудом, физической культурой и культурой нравственной. Он рассматри­вал обучение детей как искусство помочь естественному стремле­нию ребенка к развитию. Сделать это может только любящий вос­питатель, овладевший искусством обучения.

Начальной стадией познания в процессе обучения у Песталоц­ци выступала наглядность, ибо она отвечает естественному стрем­лению ребенка тянуться к предметам. Наглядность возбуждает и оживляет присущее умственной способности ребенка стремление к саморазвитию. Это самораскрытие через наглядность, связан­ное с работой мысли, идет по ступеням: от случайных наблюдений к выделению объекта и его восприятию, затем от восприятия к ясному представлению и, наконец, от ясного представления к чет­кому понятию, т. е. выводу.

Чтобы обеспечивалось умственное развитие ребенка, Песталоц­ци разработал свою методику обучения детей по элементам, пре­дусматривающую индуктивный путь познания и продвижение ре­бенка от простого к сложному, от легкого к трудному. Нагляд­ность и обучение по элементам Песталоцци связывал с развитием духовных сил ребенка и работой его мысли, памяти, вниматель ности, наблюдательности и других психических процессов. Этим самым он впервые поставил дидактику на психологическую основу.

Песталоцци тесно связывал обучение с воспитанием. Обучение не только развивает мышление ребенка, но и способствует воспи­танию человека, возбуждая деятельную любовь к людям и прояв­ление нравственных качеств. Песталоцци выдвинул принцип вос­питывающего обучения.

В нравственном плане, чтобы развить ребенка, надо относить­ся к нему как отец, как мать, т. е. любить его. Быть человеком — значит развить свои задатки до возможного совершенствования. Нравственное воспитание Песталоцци строит также индуктивным путем и по элементам: ребенок психологически ближе к матери, а поэтому первоначально надо привить ему любовь к матери, через нее прививать любовь к родственникам, через них—к односель­чанам, через односельчан — к соотечественникам, а через послед­них — ко всему человечеству.

Для нравственного самораскрытия личности нужно, чтобы шко­ла была связана с жизнью, наполнена трудом, свойственным про­стым людям (сельскохозяйственным и ремесленным), школа дол­жна жить по типу большой сельской семьи. Нравственное поведе­ние закрепляется через упражнения, только в действии, а поэтому в школе Песталоцци дети много трудились, побуждались к благо­родным поступкам. Труд Песталоцци рассматривал не только как средство развития, воспитания и существования ребенка, но и как фактор социализации, способствующий занятию им достойного места во взрослой жизни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Использование системы традиционного обучения в советской школе 30-х—60-х годов | Развивающее обучение в школах западной европы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.