Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное финансирование реального сектора экономики

Расходы на содержание органов власти и управления

Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.

Расходы на содержание органов власти и управления

Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.

Расходы на содержание органов власти и управления

Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.

Расходы на содержание органов власти и управления

Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.

Расходы на содержание органов власти и управления

Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.

Расходы на содержание органов власти и управления

Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.

Расходы на содержание органов власти и управления

Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В зависимости от экономического содержания расходы подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Они включает в себя статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, бюджетные кредиты, на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным производством;

В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия его формирования определяются федеральным законом.

Закрепление бюджетных расходов по уровням бюджетной системы зафиксировано в ст. 84 «Расходы, финансируемые из федерального бюджета»; ст. 85 «Расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований»; ст. 86 «Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов РФ»; ст. 87 «Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов». БК РФ регламентирует виды расходов, которые могут финансироваться из соответствующих бюджетов. Однако не устанавливает принципы распределения расходов по уровням бюджетной системы, не дает четкого разграничения полномочий и ответственности органов власти разных уровней по осуществлению этих полномочий.

Анализ структуры расходов консолидированного бюджета РФ в 2001-2004г. показывает, что национальная оборона, международная деятельность и судебная власть, обслуживание государственного долга, финансируемые только из федерального бюджета, составляют более пятой части расходов консолидированного бюджета. Часть расходов - развитие рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, содержание и строительство дорог регионального значения – финансируется только из региональных и местных бюджетов. Их доля составляет менее 15%. Большая часть расходов финансируется совместно из бюджетов всех трех уровней. Причем это крупные и важные разделы расходов, такие как образование, здравоохранение и физическая культура, социальная политика. На их долю приходится около 70% расходов консолидированного бюджета. Из совместно финансируемых расходов на долю федерального бюджета приходится значительная доля расходов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – 80%; фундаментальные исследования и содействие НТП – также около 80%; правоохранительную деятельность и безопасность государства – более 70%. Эти расходы, безусловно, общегосударственные, поэтому их доля в расходах консолидированного бюджета весьма значительна. Что касается социальных расходов, то их большая часть приходится на бюджеты субъектов РФ. Незначительная доля федерального бюджета в финансировании здравоохранении и социальной политики – это функция прежде всего федерального правительства. Данные представлены в та блице10.

Распределение расходов оп уровням бюджетной системы в 2004 году, в % к общему объему расходов консолидированного бюджета Российской Федерации Таблица № 10

Расходные обязательства Федеральный бюджет Конс. бюджет субъектов РФ  
 
А      
Государственное управление и местное самоуправление 36,2 63,8  
Судебная власть 88,2 10,8  
Международная деятельность 100,00 -  
Национальная оборона 100,00 -  
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 82,7 17,3  
Промышленность, энергетика и строительство 20,7 79,3  
Сельское хозяйство и рыболовство 44,5 55,5  
Транспорт, связь и информатика      
Развитие рыночной инфраструктуры - 100,00  
Жилищно-коммунальное хозяйство - 100,00  
Образование 19,5 79,5  
Культура, искусство и кинематография 22,6 77,4  
Здравоохранение и физическая культура 13,2 86,8  
Социальная политика      
Обслуживание государственного и муниципального долга 88,8 11,2  
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы      
Всего 57,7 42,3  


Анализ динамики распределения расходов между уровнями бюджетной системы РФ за 2003-2004г.г. свидетельствует об увеличении расходов в консолидированных бюджетах субъектов федерации по следующим направлениям расходов: на государственное управление и местное самоуправление на(4%), промышленность энергетика и строительство на (8%), развитие рыночной инфраструктуры на(4%), социальная политика на (20%), обслуживание государственного и муниципального долга на (6%)

Согласно Бюджетному кодексу РФ из федерального бюджета финансируются:

· общегосударственное управление;

· федеральная судебная система;

· международная деятельность;

· национальная оборона и правоохранительная деятельность;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· государственные инвестиции в промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт;

· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

· исследование и использование космического пространства;

· федеральные бюджетные учреждения социальной сферы;

· обслуживание и погашение государственного долга РФ;

· компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий;

· формирование федеральной собственности;

· реализация решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней, а также осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· выборы и референдумы РФ;

· финансовая поддержка субъектов РФ;

· другие расходы.

Аналогичные мероприятия финансируются совместно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. При исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в порядке межбюджетных отношений.

При реализации федеральных целевых программ допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований.

Расходы Федерального бюджета за 2003-2004 гг. по разделам функциональной классификации.

Таблица №11

Показатели 2003г. 2004г.
Млрд. руб. в % к итогу Млрд. руб. в % к итогу
         
Расходы, всего, в том числе: 2345,6   2659,4  
-государственное управление и местное самоуправление 66,5 2,8 77,0 2,9
-федеральная судебная система 25,5 1,1 33,5 1,3
-международная деятельность 44,3 1,8 45,1 1,7
-национальная оборона 344,5 14,7 411,5 15,5
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 244,8 10,4 310,6 11,7
-фундаментальные исследования 40,2 1,7 46,2 1,7
-промышленность, энергетика, строительство 63,4 2,7 67,6 2,5
-сельское хозяйство и рыболовство 31,2 1,3 29,6 1,1
-транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 6,1 0,2 5,6 0,2
-социальная политика 150,7 6,4 161,2 6,1
-обслуживание государственного долга 277,5 11,8 287,6 10,8
-охрана окружающей среды 10,8 0,5 12,4 0,5
-предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 21,2 0,9 26,3 1,0
-образование 97,7 4,2 117,8 4,4
-культура, искусство и кинематография 14,1 0,6 16,1 0,6
-средства массовой информации 12,0 0,5 10,9 0,4
-здравоохранение и физическая культура 39,3 1,7 47,1 1,7
-финансовая помощь бюджетам других уровней 714,6 30,5 813,9 30,6
-утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение международных договоров 10,8 0,4 10,4 0,4
-исследование и использование космического пространства 7,7 0,3 12,0 0,4
-военная реформа 15,8 0,7 7,2 0,3
-прочие расходы 7,7 - 4,3 -
-расходы целевых бюджетных фондов 14,1 0,6 14,1 0,5

 

6.2. Основы планирования и финансирования бюджетных расходов .

Основные методы планирования бюджетных расходов:

· программно-целевой;

· нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля.

Этому способствует разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными актами. Такими нормами могут быть:

· денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях и т.д.);

· нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы и т.д.);

· нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений и т.д.).

На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1. реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т.д.);

2. свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производительного и социального развития, фонд материального поощрения и др.);

3. свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);

4. производственные показатели учреждения;

5. расчеты и обоснования доходов и расходов.

Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм

 

Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием РФ, исполнительную власть осуществляют Президент и Правительство РФ, судебную – суды РФ. В соответствии с функциональной классификацией расходы бюджета на управление включают расходы на государственное управление и местное самоуправление, поскольку согласно со ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

К расходам на государственное управление относятся расходы, обусловленные выполнением государством хозяйственно-организационных функций, обеспечивающие функционирование системы законодательной и исполнительной власти, финансовых и фискальных органов, управление государственной собственностью, прочие государственные расходы.

Ассигнования на содержание органов управления ежегодно утверждаются в составе расходов бюджета соответствующего уровня. Сумма и удельный вес расходов на управление в общем объеме расходов федерального бюджета на 2002-2004 гг. представлены в таблице №6.

В структуре расходов на управление, как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ значительную часть составляют расходы, связанные с деятельностью финансовых и налоговых органов, а также органов исполнительной власти. Это связано с важной ролью названных органов в процессе исполнения бюджетов и обеспечении контроля за использованием бюджетных средств, а также в связи с развитием института казначейства.

В 2002 г. Правительство РФ одобрили Концепцию административной реформы, реализация которой повлекла за собой внесение изменений и дополнений в ряд федеральных законов: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.

Изменения прежде всего направлены на обеспечение системности и согласованности законодательных норм, касающихся статуса органов государственности власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проводимой государственной политики стабилизация межбюджетных отношений. Государственная Дума РФ приняла новый законопроект «О системе государственной службы в Российской Федерации», который направлен на повышение эффективности государственного управления, предполагает структурные и качественные изменения, как системы органов государственной власти, так и расходов на содержание органов управления.

 

Таблица №12 Расходы федерального бюджета РФ на управление в 2000-2004 гг., млн руб.

 

Показатель        
         
Госуправление и местное управление В том числе        
Функционирование главы государства        
Функционирование законодательных (представительных) органов власти        
Функционирование исполнительных органов государственной власти        
Прочие расходы на государственное управление        

 

Расходы на управление условно можно подразделить следующим образом:

· расходы непосредственно управленческого аппарата – содержание представительных и исполнительных органов государственной власти федерального, субъектного и местного уровней РФ (источником служат бюджетные и внебюджетные государственные фонды);

· расходы на управление государственными предприятиями, которые обеспечиваются в основном за счет собственной предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, не исключает бюджетной поддержки в той или иной форме;

В состав управленческих расходов входят:

1.оплата труда (зарплата, надбавки, прочие денежные пособия);

2.начисления на фонд оплаты труда

3.расходы на текущее содержание аппарата (командировочные расходы и др.);

4.эксплуатация и ремонт зданий и сооружений;

5.техническое оснащение (офисная техника, транспорт и др.);

6.капитальное строительство;

7.информационное обеспечение (почтово-телеграфные, телефонные, телефаксные и другие подобные расходы);

8.печатно-издательская деятельность;

9.представительские расходы;

10. содержание служб безопасности органов государственной власти;

11. ведомственные расходы на дошкольное, школьное и высшее образование, науку, повышение квалификации и переподготовку кадров;

12. ведомственные расходы на здравоохранение;

13. ведомственные расходы в области искусства, спорта, средств массовой информации и др.;

14. прочие расходы.

Все управленческие органы имеют утвержденные штатные расписания административно-управленческого персонала, т.е. перечень структурных подразделений и должностных наименований с указанием количества штатных единиц и окладов по каждому наименованию. Для типичных учреждений устанавливаются типовые структуры и штаты. Их утверждают соответствующие органы власти и должностные лица.

Различаются основные должностные оклады и дополнительная зарплата по определенным показателям (классность, секретность, выслуга, лечебные и др.). Отдельным работникам могут быть установлены отдельные доклады

 

6.4.Расходы на судебную власть

Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в России «осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную». Судебная власть в Российской Федерации на практике осуществляется через федеральную судебную систему. С учетом специфики вопросов, рассматриваемых судами, федеральная судебная система разделяется на следующие основные ветви: общие суды военные суды – ветвь, возглавляемая Высшим арбитражным судом РФ; арбитражные суды – ветвь, возглавляемая Высшим арбитражным судом РФ; Конституционный Суд РФ и конституционные суды республик в составе РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, подсудным судам общей юрисдикции является, согласно Конституции, Верховный Суд РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор над деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом, осуществляющим конституционный контроль и принимающим окончательное решение о конституционности нормативно-правовых актов.

· Расходы на судебную систему в 2004г., согласно Закону «О федеральном бюджете на 2004 год», составили 33392,6 млн руб. 133% к уровню 2003года. Постоянный рост расходов объясняется увеличивающейся нагрузкой на судебную систему и проведением судебной реформы.

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные виды расходов на управление

2.Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.

3.Каковы особенности расходов на обеспечение правопорядка и безопасности страны?

4.Назовите основные разделы и статьи расходов на судебную власть.

 

 

Глава 6. Расходы бюджета

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В зависимости от экономического содержания расходы подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Они включает в себя статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, бюджетные кредиты, на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным производством;

В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия его формирования определяются федеральным законом.

Закрепление бюджетных расходов по уровням бюджетной системы зафиксировано в ст. 84 «Расходы, финансируемые из федерального бюджета»; ст. 85 «Расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований»; ст. 86 «Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов РФ»; ст. 87 «Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов». БК РФ регламентирует виды расходов, которые могут финансироваться из соответствующих бюджетов. Однако не устанавливает принципы распределения расходов по уровням бюджетной системы, не дает четкого разграничения полномочий и ответственности органов власти разных уровней по осуществлению этих полномочий.

Анализ структуры расходов консолидированного бюджета РФ в 2001-2004г. показывает, что национальная оборона, международная деятельность и судебная власть, обслуживание государственного долга, финансируемые только из федерального бюджета, составляют более пятой части расходов консолидированного бюджета. Часть расходов - развитие рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, содержание и строительство дорог регионального значения – финансируется только из региональных и местных бюджетов. Их доля составляет менее 15%. Большая часть расходов финансируется совместно из бюджетов всех трех уровней. Причем это крупные и важные разделы расходов, такие как образование, здравоохранение и физическая культура, социальная политика. На их долю приходится около 70% расходов консолидированного бюджета. Из совместно финансируемых расходов на долю федерального бюджета приходится значительная доля расходов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – 80%; фундаментальные исследования и содействие НТП – также около 80%; правоохранительную деятельность и безопасность государства – более 70%. Эти расходы, безусловно, общегосударственные, поэтому их доля в расходах консолидированного бюджета весьма значительна. Что касается социальных расходов, то их большая часть приходится на бюджеты субъектов РФ. Незначительная доля федерального бюджета в финансировании здравоохранении и социальной политики – это функция прежде всего федерального правительства. Данные представлены в та блице10.

Распределение расходов оп уровням бюджетной системы в 2004 году, в % к общему объему расходов консолидированного бюджета Российской Федерации Таблица № 10

Расходные обязательства Федеральный бюджет Конс. бюджет субъектов РФ  
 
А      
Государственное управление и местное самоуправление 36,2 63,8  
Судебная власть 88,2 10,8  
Международная деятельность 100,00 -  
Национальная оборона 100,00 -  
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 82,7 17,3  
Промышленность, энергетика и строительство 20,7 79,3  
Сельское хозяйство и рыболовство 44,5 55,5  
Транспорт, связь и информатика      
Развитие рыночной инфраструктуры - 100,00  
Жилищно-коммунальное хозяйство - 100,00  
Образование 19,5 79,5  
Культура, искусство и кинематография 22,6 77,4  
Здравоохранение и физическая культура 13,2 86,8  
Социальная политика      
Обслуживание государственного и муниципального долга 88,8 11,2  
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы      
Всего 57,7 42,3  


Анализ динамики распределения расходов между уровнями бюджетной системы РФ за 2003-2004г.г. свидетельствует об увеличении расходов в консолидированных бюджетах субъектов федерации по следующим направлениям расходов: на государственное управление и местное самоуправление на(4%), промышленность энергетика и строительство на (8%), развитие рыночной инфраструктуры на(4%), социальная политика на (20%), обслуживание государственного и муниципального долга на (6%)

Согласно Бюджетному кодексу РФ из федерального бюджета финансируются:

· общегосударственное управление;

· федеральная судебная система;

· международная деятельность;

· национальная оборона и правоохранительная деятельность;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· государственные инвестиции в промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт;

· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

· исследование и использование космического пространства;

· федеральные бюджетные учреждения социальной сферы;

· обслуживание и погашение государственного долга РФ;

· компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий;

· формирование федеральной собственности;

· реализация решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней, а также осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· выборы и референдумы РФ;

· финансовая поддержка субъектов РФ;

· другие расходы.

Аналогичные мероприятия финансируются совместно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. При исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в порядке межбюджетных отношений.

При реализации федеральных целевых программ допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований.

Расходы Федерального бюджета за 2003-2004 гг. по разделам функциональной классификации.

Таблица №11

Показатели 2003г. 2004г.
Млрд. руб. в % к итогу Млрд. руб. в % к итогу
         
Расходы, всего, в том числе: 2345,6   2659,4  
-государственное управление и местное самоуправление 66,5 2,8 77,0 2,9
-федеральная судебная система 25,5 1,1 33,5 1,3
-международная деятельность 44,3 1,8 45,1 1,7
-национальная оборона 344,5 14,7 411,5 15,5
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 244,8 10,4 310,6 11,7
-фундаментальные исследования 40,2 1,7 46,2 1,7
-промышленность, энергетика, строительство 63,4 2,7 67,6 2,5
-сельское хозяйство и рыболовство 31,2 1,3 29,6 1,1
-транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 6,1 0,2 5,6 0,2
-социальная политика 150,7 6,4 161,2 6,1
-обслуживание государственного долга 277,5 11,8 287,6 10,8
-охрана окружающей среды 10,8 0,5 12,4 0,5
-предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 21,2 0,9 26,3 1,0
-образование 97,7 4,2 117,8 4,4
-культура, искусство и кинематография 14,1 0,6 16,1 0,6
-средства массовой информации 12,0 0,5 10,9 0,4
-здравоохранение и физическая культура 39,3 1,7 47,1 1,7
-финансовая помощь бюджетам других уровней 714,6 30,5 813,9 30,6
-утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение международных договоров 10,8 0,4 10,4 0,4
-исследование и использование космического пространства 7,7 0,3 12,0 0,4
-военная реформа 15,8 0,7 7,2 0,3
-прочие расходы 7,7 - 4,3 -
-расходы целевых бюджетных фондов 14,1 0,6 14,1 0,5

 

6.3. Основы планирования и финансирования бюджетных расходов .

Основные методы планирования бюджетных расходов:

· программно-целевой;

· нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля.

Этому способствует разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными актами. Такими нормами могут быть:

· денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях и т.д.);

· нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы и т.д.);

· нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений и т.д.).

На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

6. реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т.д.);

7. свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производительного и социального развития, фонд материального поощрения и др.);

8. свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);

9. производственные показатели учреждения;

10. расчеты и обоснования доходов и расходов.

Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм

 

Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием РФ, исполнительную власть осуществляют Президент и Правительство РФ, судебную – суды РФ. В соответствии с функциональной классификацией расходы бюджета на управление включают расходы на государственное управление и местное самоуправление, поскольку согласно со ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

К расходам на государственное управление относятся расходы, обусловленные выполнением государством хозяйственно-организационных функций, обеспечивающие функционирование системы законодательной и исполнительной власти, финансовых и фискальных органов, управление государственной собственностью, прочие государственные расходы.

Ассигнования на содержание органов управления ежегодно утверждаются в составе расходов бюджета соответствующего уровня. Сумма и удельный вес расходов на управление в общем объеме расходов федерального бюджета на 2002-2004 гг. представлены в таблице №6.

В структуре расходов на управление, как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ значительную часть составляют расходы, связанные с деятельностью финансовых и налоговых органов, а также органов исполнительной власти. Это связано с важной ролью названных органов в процессе исполнения бюджетов и обеспечении контроля за использованием бюджетных средств, а также в связи с развитием института казначейства.

В 2002 г. Правительство РФ одобрили Концепцию административной реформы, реализация которой повлекла за собой внесение изменений и дополнений в ряд федеральных законов: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.

Изменения прежде всего направлены на обеспечение системности и согласованности законодательных норм, касающихся статуса органов государственности власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проводимой государственной политики стабилизация межбюджетных отношений. Государственная Дума РФ приняла новый законопроект «О системе государственной службы в Российской Федерации», который направлен на повышение эффективности государственного управления, предполагает структурные и качественные изменения, как системы органов государственной власти, так и расходов на содержание органов управления.

 

Таблица №12 Расходы федерального бюджета РФ на управление в 2000-2004 гг., млн руб.

 

Показатель        
         
Госуправление и местное управление В том числе        
Функционирование главы государства        
Функционирование законодательных (представительных) органов власти        
Функционирование исполнительных органов государственной власти        
Прочие расходы на государственное управление        

 

Расходы на управление условно можно подразделить следующим образом:

· расходы непосредственно управленческого аппарата – содержание представительных и исполнительных органов государственной власти федерального, субъектного и местного уровней РФ (источником служат бюджетные и внебюджетные государственные фонды);

· расходы на управление государственными предприятиями, которые обеспечиваются в основном за счет собственной предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, не исключает бюджетной поддержки в той или иной форме;

В состав управленческих расходов входят:

1.оплата труда (зарплата, надбавки, прочие денежные пособия);

2.начисления на фонд оплаты труда

3.расходы на текущее содержание аппарата (командировочные расходы и др.);

4.эксплуатация и ремонт зданий и сооружений;

5.техническое оснащение (офисная техника, транспорт и др.);

6.капитальное строительство;

7.информационное обеспечение (почтово-телеграфные, телефонные, телефаксные и другие подобные расходы);

8.печатно-издательская деятельность;

9.представительские расходы;

10. содержание служб безопасности органов государственной власти;

11. ведомственные расходы на дошкольное, школьное и высшее образование, науку, повышение квалификации и переподготовку кадров;

12. ведомственные расходы на здравоохранение;

13. ведомственные расходы в области искусства, спорта, средств массовой информации и др.;

14. прочие расходы.

Все управленческие органы имеют утвержденные штатные расписания административно-управленческого персонала, т.е. перечень структурных подразделений и должностных наименований с указанием количества штатных единиц и окладов по каждому наименованию. Для типичных учреждений устанавливаются типовые структуры и штаты. Их утверждают соответствующие органы власти и должностные лица.

Различаются основные должностные оклады и дополнительная зарплата по определенным показателям (классность, секретность, выслуга, лечебные и др.). Отдельным работникам могут быть установлены отдельные доклады

 

6.4.Расходы на судебную власть

Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в России «осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную». Судебная власть в Российской Федерации на практике осуществляется через федеральную судебную систему. С учетом специфики вопросов, рассматриваемых судами, федеральная судебная система разделяется на следующие основные ветви: общие суды военные суды – ветвь, возглавляемая Высшим арбитражным судом РФ; арбитражные суды – ветвь, возглавляемая Высшим арбитражным судом РФ; Конституционный Суд РФ и конституционные суды республик в составе РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, подсудным судам общей юрисдикции является, согласно Конституции, Верховный Суд РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор над деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом, осуществляющим конституционный контроль и принимающим окончательное решение о конституционности нормативно-правовых актов.

· Расходы на судебную систему в 2004г., согласно Закону «О федеральном бюджете на 2004 год», составили 33392,6 млн руб. 133% к уровню 2003года. Постоянный рост расходов объясняется увеличивающейся нагрузкой на судебную систему и проведением судебной реформы.

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные виды расходов на управление

2.Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.

3.Каковы особенности расходов на обеспечение правопорядка и безопасности страны?

4.Назовите основные разделы и статьи расходов на судебную власть.

 

 

Глава 6. Расходы бюджета

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В зависимости от экономического содержания расходы подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Они включает в себя статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, бюджетные кредиты, на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным производством;

В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия его формирования определяются федеральным законом.

Закрепление бюджетных расходов по уровням бюджетной системы зафиксировано в ст. 84 «Расходы, финансируемые из федерального бюджета»; ст. 85 «Расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований»; ст. 86 «Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов РФ»; ст. 87 «Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов». БК РФ регламентирует виды расходов, которые могут финансироваться из соответствующих бюджетов. Однако не устанавливает принципы распределения расходов по уровням бюджетной системы, не дает четкого разграничения полномочий и ответственности органов власти разных уровней по осуществлению этих полномочий.

Анализ структуры расходов консолидированного бюджета РФ в 2001-2004г. показывает, что национальная оборона, международная деятельность и судебная власть, обслуживание государственного долга, финансируемые только из федерального бюджета, составляют более пятой части расходов консолидированного бюджета. Часть расходов - развитие рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, содержание и строительство дорог регионального значения – финансируется только из региональных и местных бюджетов. Их доля составляет менее 15%. Большая часть расходов финансируется совместно из бюджетов всех трех уровней. Причем это крупные и важные разделы расходов, такие как образование, здравоохранение и физическая культура, социальная политика. На их долю приходится около 70% расходов консолидированного бюджета. Из совместно финансируемых расходов на долю федерального бюджета приходится значительная доля расходов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – 80%; фундаментальные исследования и содействие НТП – также около 80%; правоохранительную деятельность и безопасность государства – более 70%. Эти расходы, безусловно, общегосударственные, поэтому их доля в расходах консолидированного бюджета весьма значительна. Что касается социальных расходов, то их большая часть приходится на бюджеты субъектов РФ. Незначительная доля федерального бюджета в финансировании здравоохранении и социальной политики – это функция прежде всего федерального правительства. Данные представлены в та блице10.

Распределение расходов оп уровням бюджетной системы в 2004 году, в % к общему объему расходов консолидированного бюджета Российской Федерации Таблица № 10

Расходные обязательства Федеральный бюджет Конс. бюджет субъектов РФ  
 
А      
Государственное управление и местное самоуправление 36,2 63,8  
Судебная власть 88,2 10,8  
Международная деятельность 100,00 -  
Национальная оборона 100,00 -  
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 82,7 17,3  
Промышленность, энергетика и строительство 20,7 79,3  
Сельское хозяйство и рыболовство 44,5 55,5  
Транспорт, связь и информатика      
Развитие рыночной инфраструктуры - 100,00  
Жилищно-коммунальное хозяйство - 100,00  
Образование 19,5 79,5  
Культура, искусство и кинематография 22,6 77,4  
Здравоохранение и физическая культура 13,2 86,8  
Социальная политика      
Обслуживание государственного и муниципального долга 88,8 11,2  
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы      
Всего 57,7 42,3  


Анализ динамики распределения расходов между уровнями бюджетной системы РФ за 2003-2004г.г. свидетельствует об увеличении расходов в консолидированных бюджетах субъектов федерации по следующим направлениям расходов: на государственное управление и местное самоуправление на(4%), промышленность энергетика и строительство на (8%), развитие рыночной инфраструктуры на(4%), социальная политика на (20%), обслуживание государственного и муниципального долга на (6%)

Согласно Бюджетному кодексу РФ из федерального бюджета финансируются:

· общегосударственное управление;

· федеральная судебная система;

· международная деятельность;

· национальная оборона и правоохранительная деятельность;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· государственные инвестиции в промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт;

· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

· исследование и использование космического пространства;

· федеральные бюджетные учреждения социальной сферы;

· обслуживание и погашение государственного долга РФ;

· компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий;

· формирование федеральной собственности;

· реализация решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней, а также осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· выборы и референдумы РФ;

· финансовая поддержка субъектов РФ;

· другие расходы.

Аналогичные мероприятия финансируются совместно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. При исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в порядке межбюджетных отношений.

При реализации федеральных целевых программ допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований.

Расходы Федерального бюджета за 2003-2004 гг. по разделам функциональной классификации.

Таблица №11

Показатели 2003г. 2004г.
Млрд. руб. в % к итогу Млрд. руб. в % к итогу
         
Расходы, всего, в том числе: 2345,6   2659,4  
-государственное управление и местное самоуправление 66,5 2,8 77,0 2,9
-федеральная судебная система 25,5 1,1 33,5 1,3
-международная деятельность 44,3 1,8 45,1 1,7
-национальная оборона 344,5 14,7 411,5 15,5
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 244,8 10,4 310,6 11,7
-фундаментальные исследования 40,2 1,7 46,2 1,7
-промышленность, энергетика, строительство 63,4 2,7 67,6 2,5
-сельское хозяйство и рыболовство 31,2 1,3 29,6 1,1
-транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 6,1 0,2 5,6 0,2
-социальная политика 150,7 6,4 161,2 6,1
-обслуживание государственного долга 277,5 11,8 287,6 10,8
-охрана окружающей среды 10,8 0,5 12,4 0,5
-предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 21,2 0,9 26,3 1,0
-образование 97,7 4,2 117,8 4,4
-культура, искусство и кинематография 14,1 0,6 16,1 0,6
-средства массовой информации 12,0 0,5 10,9 0,4
-здравоохранение и физическая культура 39,3 1,7 47,1 1,7
-финансовая помощь бюджетам других уровней 714,6 30,5 813,9 30,6
-утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение международных договоров 10,8 0,4 10,4 0,4
-исследование и использование космического пространства 7,7 0,3 12,0 0,4
-военная реформа 15,8 0,7 7,2 0,3
-прочие расходы 7,7 - 4,3 -
-расходы целевых бюджетных фондов 14,1 0,6 14,1 0,5

 

6.4. Основы планирования и финансирования бюджетных расходов .

Основные методы планирования бюджетных расходов:

· программно-целевой;

· нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля.

Этому способствует разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными актами. Такими нормами могут быть:

· денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях и т.д.);

· нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы и т.д.);

· нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений и т.д.).

На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

11. реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т.д.);

12. свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производительного и социального развития, фонд материального поощрения и др.);

13. свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);

14. производственные показатели учреждения;

15. расчеты и обоснования доходов и расходов.

Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм

 

Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием РФ, исполнительную власть осуществляют Президент и Правительство РФ, судебную – суды РФ. В соответствии с функциональной классификацией расходы бюджета на управление включают расходы на государственное управление и местное самоуправление, поскольку согласно со ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

К расходам на государственное управление относятся расходы, обусловленные выполнением государством хозяйственно-организационных функций, обеспечивающие функционирование системы законодательной и исполнительной власти, финансовых и фискальных органов, управление государственной собственностью, прочие государственные расходы.

Ассигнования на содержание органов управления ежегодно утверждаются в составе расходов бюджета соответствующего уровня. Сумма и удельный вес расходов на управление в общем объеме расходов федерального бюджета на 2002-2004 гг. представлены в таблице №6.

В структуре расходов на управление, как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ значительную часть составляют расходы, связанные с деятельностью финансовых и налоговых органов, а также органов исполнительной власти. Это связано с важной ролью названных органов в процессе исполнения бюджетов и обеспечении контроля за использованием бюджетных средств, а также в связи с развитием института казначейства.

В 2002 г. Правительство РФ одобрили Концепцию административной реформы, реализация которой повлекла за собой внесение изменений и дополнений в ряд федеральных законов: Федеральный закон «Об общих принципах организации законод

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объем, структура и динамика государственного долга РФ | Расходы бюджета на поддержку отраслей промышленности, строительства и энергетики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.24 сек.