Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладная организационная психология в области рекламы и консалтинга

Прикладные исследования в области социальной психологии проводились не только на промышленных предприятиях и организациях, но и в сферах нематериальных услуг и в консультировании. Прикладная организационная психология обязана своей популярностью первой мировой войне.

Первым, кто применил психологию в сфере рекламы, подборе персонала, был ученик В. Вундта - Уолтер Дилл Скотт (1869-1955).Он первым основал первую консалтинговую компанию в 1919 году и получил звание профессора прикладной психологии. Первая книга, учитывающая психологические факторы конструирования и влияния рекламы, была написана им в 1903 году и называлась «Теория и практика рекламы», а во время первой мировой войны он давал рекомендации по подбору персонала в армии. К концу войны он сменил квалификацию 3 млн. солдат.

После войны услуги индустриальных психологов были нарасхват: все поверили в возможности психологии в сфере подбора персонала и хотели усовершенствовать организационную структуру и найм сотрудников, чем было обусловлено активное внедрение испытаний и тестов при приеме на работу и при отборе работников на некоторые специальности.

Наиболее популярны в это время были работы Хьюго Мюнстенберга (1863-1920) - одного из основоположников прикладной психологии в Америке. Он один из первых стал писать статьи о бизнесе, рекламе потребительских товаров, о средствах массовой информации и др. В 1909 году вышла его монография «Психология и рынок», а в 1915 - «Психология и эффективность производства», где он указал сферы прикладной психологии: профессиональная подготовка, реклама, управление персоналом и т. д.

Определенный вклад в развитие организационной психологии внес и Джон Б. Уотсон (1878-1958). Начало его работ относится к 1921 году и касаются рекламы и потребительского поведения и бизнеса с бихевиористской точки зрения.

Понятие «патернализм» (лат. pater - отец) получило широкое распространение в последние двадцать лет, хотя само по себе это явление стало известно значительно раньше - с 20-х годов XX века.

В широком смысле слова патернализм предполагает рассмотрение организации в качестве семьи. Говоря научным языком, это практика управления и контроля людей через обеспечение их основных потребностей, но без предоставления им ответственности за что-либо. Патернализм как характеристика организационной культуры имеет три признака: 1) ответственность за решения и их последствия сотрудников в организации несет сильный руководитель и его ближайшая команда, которая осуществляет супервизорство; 2) между руководителем и подчиненными существуют отношения соподчинения и субординации. Ответственность подчиненных очерчена кругом их конкретных обязанностей и действий, а не организаций в целом; 3) организация в лице руководителя несет ответственность за обеспечение нужд и безопасности сотрудников, их профессиональное и должностное продвижение, стабильное обеспечение работой.

Патерналистская модель может быть построена как по демократическому, так и по авторитарному типу, быть открытой и закрытой. Она обладает и характеристиками семьи и характеристиками команды: участники взаимозависимы, имеют общую цель и общую судьбу.

Началом реализации этой идеи явились мероприятия, проводимые на заводах Г. Форда. Известно, что Генри Форд воплощал в себе тип авторитарного руководителя, но при этом был строгий «отец», пекущийся о своих «детях». За 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль. Он построил для своих рабочих больницу, школу, кинотеатр, универмаг, издавал свою газету, создал киностудию, обучал эмигрантов английскому язык и т. д. Впервые для работы с сотрудниками компании был создан социологический отдел, в котором работали сначала 30, а затем 250 сотрудников. Империя Форда представляла таким образом закрытую авторитарную патерналистскую систему, которая на этом этапе развития промышленности давала несомненные преимущества. Стоит упомянуть хотя бы о том, что текучесть кадров на заводах Форда постепенно снизилась в 20 раз.

Идеи «человеческих отношений», выраженные Мейо, внесла новую окраску в патерналистский подход, расширив его возможности за счет гуманизации отношений в организациях. При этом, по мнению Мейо, отношения, напоминающие семью, могут возникнуть на предприятиях с числом рабочих, не превышающим двухсот человек.

Доказано, что в условиях экономических кризисов патерналистская модель является наиболее эффективной с точки зрения выживания организации. В отечественных условиях существует традиционная предрасположенность к патерналистской идее, как в дореволюционые, так и в послереволюционные времена. Этому особенно способствует высокая дистанция власти, выраженная в принятии высокой степени неравенства между руководителем и подчиненным; коллективистский менталитет; высокий уровень избегания неопределенности; высокий уровень тревожности и агрессивности и низкий уровень маскулинности.

Важной заслугой патернализма является введение в организациях, и в частности на промышленных предприятиях, психотерапевтической помощи, системного психотерапевтическое подхода (треть крупных западных фирм содержит в своем штате психиатра, а большинство фирм имеет психологическую службу). Для углубления патерналистской идеи и установок на организацию как на собственную семью на многих предприятиях Запада введена новая должность -управляющий общественными проблемами организации (с середины 1980-х годов ее имели уже 1200 компаний). Подчеркнем, что патерналистская идея имеет яркую национальную окраску.

Итак, анализ различных подходов к проблемам организационной психологии позволяет сделать основные выводы:

Американская классическая школа разработала четкую систему организации процесса труда в фирме.

В рамках американской социально-психологической школы создана система организации процесса общения в компаниях.

В японской школе организационной психологии представлена организация социальных процессов на производстве, основанная на сочетании современных технологий, традиционной национальной культуры и идеи патернализма. Надо сказать, что патерналистский подход далеко не исчерпал себя и в настоящее время вполне жизнеспособен.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом организационной социальной психологии?

2. С какими социально-психологическими проблемами сталкивается психолог в организации?

3. Какие функции выполняет практический психолог?

4. Какие из двенадцати принципов организации труда Эмерсона Вы можете назвать?

5. Какие открытия сделал Мейо в ходе своих экспериментов?

6. На какие принципы организации производства опираются японские психологи и менеджеры?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. Кравченко А. И. Социология труда в XX веке: историко-критический очерк. М., 1987.
  2. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М, 1996.
  3. Величко А., Подмарков В. Социолог на предприятии. М., 1976.
  4. Никифоров Г. С, Почебут Л. Г. Психология менеджмента: японский опыт / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Вып. 4 (№ 27). С. 70-77.
  5. Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. М, 1973.
  6. Психология менеджмента / Под ред. Никифорова Г. С. СПб., 1997.
  7. СвенцицкийА. Л. Психология управления организациями. СПб., 1999.
  8. Социология труда/Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М., 1993.
  9. ШульцД., Шулъц С. Э. История современной психологии. СПб., 1998.
  10. Эпштейн С. Индустриальная социология в США. М., 1972.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Японская школа | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.