Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии




Лекция №1

Цель: Дать определение и сравнить предмет возрастной и педагогической психологии, их задачи. Осуществить анализ взаимодополняемости данных разделов в психологии.

Основные понятия: возратная психология, педагогическая психология, психика, возраст, период психического развития, ведущая деятельность, метод психологии,

План:

1. Предмет и задачи возрастной психологии. Структура раздела.

2. Предмет и задачи педагогической психологии. Структура раздела.

3. Методы возрастной и педагогической психологии.

 

1 Вопрос. Предмет и задачи возрастной психологии. Структура раздела.

 

Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до окончания жизни изучает возрастная психология.

Предметом исследования возрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути.

В соответствии с основными этапами жизни человека возрастная пси­хология подразделяется на ряд отраслей психологии: детская психология; психология младшего школьника; психология подростка; психология юности; психология взрослого; психология старости.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

- изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) – эволюционные – накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи – от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) – революционные – более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные – связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

- понятие возраста – определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) – качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хроно­логическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свиде­тельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет опреде­ленные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а дру­гой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

- закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

- детство – предмет возрастной психологии по Обуховой – период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Она изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

 

Методологической основой возрастной психологии является философия: Развитие психики ребёнка совершается в соответствии с законами ди­алектики.

Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, которые нарастают, доходят до кульминационного момента и разрешаются. В результате совершается переход к новому ка­честву, к новому единству противоположностей.

Психическое развитие ребенка происходит в конкретных исторических условиях.

Возрастная психоло­гия тесно связана с другими областями психологии: общей психо­логией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психоло­гии исследуются психические функции – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных эта­пах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная пси­хология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагоги­ческая – с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциаль­ная психология: дети одного возраста могут обладать разным уров­нем интеллекта и разными личностными свойствами. В возраст­ной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.

Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

 

2 Вопрос Предмет и задачи педагогической психологии. Структура раздела.

 

Современная жизнь предъявляет к школе и ее выпускникам новые требова­ния. Закончившие школы должны быть более терпимы, личностно зрелы, иметь позитивное, направленное на преобразование и созида­ние мышление и, более того, самостоятельно решать все свои жиз­ненные проблемы, обладая свободой в выборе жизненного пути. Школа будущего обязана формировать личность, индивидуальность, а воспитание и обучение – максимально содействовать этому.

А. Г. Асмолов называет образование механизмом социогенеза, на­правленного на развитие индивидуальности. В «психозойскую эру» «через развивающее смысловое вариативное образование проходит дорога от тоталитарной культуры полезности, культуры "сделанных голов", подавляющей проявления индивидуальности человека и на­чинающей агонизировать в неопределенных критических ситуациях разных исторических катаклизмов, – к культуре достоинства, под­держивающей индивидуальность человека и обладающей широким резервом нестандартных социальных действий в периоды различных исторических поворотов и драм».

Педагогическая психология – совокупная область знаний из об­щей, социальной, возрастной психологии и педагогики. На специфи­ку ее предмета также влияют культурология и ряд общественных и естественных наук. Само ее название происходит от греческих слов: pais (paidos) – «дитя»; ago - «веду», «воспитываю», а также psyche, что означает «душа», и logos – «учение». Соответственно данная на­учная сфера связана с пониманием психики ребенка, которая изме­няется под влиянием воспитательного и обучающего процессов.

Педагогическая психология – это наука, изучающая изменения личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что же происходит с личностью человека на том или ином этапе ее становления, когда она включена в организованную систему обучения и воспитания; как под руководством родителей, педагогов, других людей она усваивает определенные нормы и ценности.

► Предмет педагогической психологии – процессы и результаты воздействия одного человека (родителей, учителей, членов семьи, других взрослых, а также сверстников) или учебно-воспитательных учреждений на становление личности.

► В. А. Крутецкий ПП «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах... законо­мерности формирования у школьни­ков... творческого активного мышле­ния... изменения в психике»

► Л. И. Божович ПП изучает «закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания»

► В. В. Давыдов Ученый предлагает считать педаго­гическую психологию частью возра­стной психологии. Он аргументирует это тем, что специфика возраста оп­ределяет характер проявления зако­нов усвоения у учащегося, поэтому и преподавание той или иной дисцип­лины должно строиться по-разному.

► И. А. Зимняя Предметом ПП «являются факты, ме­ханизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессы освоения изменения в уровне интеллектуально­го и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной дея­тельности, организуемой и управляе­мой педагогом в разных условиях об­разовательного процесса...»

 

Отметим при этом, что на протяжении всей своей жизни человек находится в той или иной социальной группе: дошкольник — в дет­ском саду, школьник — в классе, юноша — в вузе или колледже, взрос­лый - в трудовом коллективе и т. д. Вместе с тем человек меняется: в группе он обучается и одновременно воспитывается. Следователь­но, можно утверждать, что воспитание и обучение постоянно связаны с процессами социализации личности. Под последними понимаются усвоение и воспроизведение общественного, социального опыта об­щения и деятельности, которые не могут проходить в вакууме, незави­симо от обстоятельств жизни или условий воспитания. Педагогиче­скую психологию интересуют психические новообразования личности, появляющиеся в неформальных образовательных систе­мах и в процессе социализации.

Например, учителя интересует, почему в течение длительного вре­мени ученик получает по определенному школьному предмету пло­хие оценки. Наиболее общий ответ прост: не учит уроки. Однако, внимательно изучив проблему, психолог выясняет, что школьник мно­го времени тратит на занятия спортом. Это помогает ему утвердить­ся в глазах сверстников, иметь высокий статус в классе. Успевае­мость для него становится менее значимой, более важен престиж и уважение со стороны одноклассников, признающих его достижения, выгодно отличающие от остальных ровесников. Если учитель проиг­норирует потребность в обретении этим учеником уважения, какое выказывают сверстники, постоянно порицая за плохую успеваемость, он усугубит отрицательное отношение данного школьника к учебной деятельности.

Это свидетельствует о том, что индивидуальные особенности лич­ности ученика учитываются педагогом недостаточно. Таковые про­являются в отношении к школе, точке зрения, разделяемой учени­ком, социализации и различных видах адаптивного поведения. Чаще всего их деформации обусловливают плохую успеваемость и обучае­мость школьника.

Учитель также нередко сталкивается с проблемой субъектного опы­та учащихся, который может быть неадекватен требованиям, предъ­являемым в соответствии с новыми задачами обучения. Например, на вопрос: «Где заходит солнце?» — школьник младших классов от­вечает: «За лесом», «За школой» и пр. Учитель, уточняя понятия «части света», проводя экскурсии, позволяющие наблюдать заход солн­ца, способствует формированию научных знаний и адекватному про­дуктивному пониманию.

Можно утверждать, что педагогическая психология занимается проблемами понимания учебного материала, помогая учителю ис­пользовать соответствующие психологические способы его коррек­ции. Запоминание, осмысление, актуализация знаний непосредствен, но зависят от личностных и возрастных особенностей школьника, что также составляет предмет изучения педагогической психоло­гии.

В настоящее время она выделилась в самостоятельную науку, осно­ванную на принципах деятельности и развития. Психические ново­образования появляются во взаимодействии ребенка со взрослыми, когда первый выстраивает свою деятельность согласно определен­ным правилам. Педагогическая психология изучает, в каких случаях деятельность взрослого эффективна, а в каких – нет.

Исследования показывают, что возможности восприятия повы­шаются, если ученик производит действия с предметами в игре или обучении (об этом пишут Б. Г. Ананьев, Л. В. Занков, А. В. Запорожец). Эффективность запоминания достигается специально органи­зованными мнемическими действиями (А. А. Смирнов). Умственные действия сначала формируются во внешней, практической деятель­ности. Если учитель дает знания в готовом виде, они усваиваются хуже, – ученик использует их с трудом.

Деятельность педагога зависит от того, на кого она направлена: дошкольника учится играя, а школьник – включаясь в процесс об­учения. Характер ее существенно меняется в соответствии с возраст­ными особенностями обучаемого: его мотивами, индивидуальными особенностями усвоения, спецификой ранее сформированных дей­ствий.

Известно, что развитие психики ребенка — это закономерный про­цесс изменения свойств личности во времени. Он выражается в ко­личественных, качественных, структурных преобразованиях. Новые как бы надстраиваются над имеющимися. Педагогическая психоло­гия учитывает эти особенности при организации воспитания и обу­чения.

Изучая перемены, происходящие с ребенком в результате этих процессов, педагогическая психология формулирует психологические требования, предъявляемые к последним. Чтобы изменения были кон­структивны, она учитывает подходы и понятия, используемые в смеж­ных научных сферах.

Б. Г. Ананьев отводил психологии центральное место в системе наук о человеке. Рассмотрим взаимосвязи педагогической психоло­гии с другими отраслями знания.

►Наука, которая изучает сущность, цели, задачи, закономерности вос­питания и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности, называется педагогикой. Рассматривая дидактику, она выделяет фор­мы и организацию обучения, образование — его непрерывность, со­держание, этапы.

Педагогическая психология изучает другие стороны этих фено­менов. Ее интересует, как происходит психическое развитие ребенка в процессе обучения и воспитания. Вместе с тем сама педагогика, обра­щаясь к особенностям обучения и воспитания, опирается на исследо­вания, проведенные в рамках педагогической психологии. Например, методы обучения используются учителем в зависимости от психо­логических особенностей усвоения и формирования знаний, умений и навыков.

Очевидна также взаимосвязь педагогической психологии с общей психологией. Вторая располагает сведениями о психике человека — о сущности духовной деятельности в форме восприятия, ощущения, мышления, эмоционально-волевых проявлений и пр. Педагогическая психология, в свою очередь, показывает, как психические функции могут измениться при определенных условиях, организованных в про­цессе обучения и воспитания, под влиянием личности учителя. Все это направлено на усвоение знаний учеником и выработку его навыков.

Можно отметить и связи с возрастной психологией, поскольку изменения в личности ребенка, происходящие в процессе обучения и воспитания, напрямую зависят от его возрастных и типологических особенностей. Возрастная психология как раз и занимается изучени­ем общих закономерностей психики на каждом этапе жизни. Однако добиться этих изменений оказывается реальным в определенных, ор­ганизованных учителем или родителями условиях.

Все это учитывается в частных методиках, задача которых — выявить специфику преподавания учебных предметов. Например, И. С. Яки­манская изучала процесс формирования технического мышления, не­обходимого для изучения ряда предметов — спецтехнологии, мате­риаловедения, электротехники, физики.

Почти все психологические науки так или иначе влияют на педа­гогическую практику, обогащая тем самым и рассматриваемую в дан­ном пособии отрасль знания. Например, общая психология позволяет понять принципы логического и творческого мышления. Педагоги­ческая психология, обращаясь к проблемным ситуациям, разрабаты­вает пути управления мышлением, когда усваиваются новые знания. Конкретные методики позволяют учителю отобрать необходимый дидактический материал, чтобы создавать на уроках проблемные си­туации.

Педагогическая психология, изучая отклонения в нравственном поведении подростка, интегрируется с социальной и юридической психологией, в частности превентивной, которую интересуют пути предупреждения детской преступности. Учеными указаны психобио­логические предпосылки асоциального поведения несовершеннолет­них и необходимость их учета в воспитательно-профилактической работе.

Полноценное социальное развитие подростка возможно только в такой референтной группе, которой не свойственны антиобщественные проявления. С. А. Беличева обнаружила влияние эмоционально-во­левой сферы на саморегуляцию поведения подростков, а Т. Н. Кур­батова показала, что для несовершеннолетних правонарушителей характерны повышенная тревожность, агрессивность, особого рода конфликты. В свою очередь, выявленные учеными черты несовер­шеннолетних правонарушителей могут быть порождены обучением и воспитанием в школе, где им уделялось мало внимания.

Педагогическая психология связана и с естественными науками — физиологией, гигиеной, медициной, что обусловлено следующим об­стоятельством: личность ребенка по своей сути биосоциальна, следо­вательно, педагог обязан знать биологические, генетические, физио­логические особенности ученика. Например, подвижность нервных процессов приводит к невнимательности школьника, когда учитель объясняет новый материал. Существуют и такие возрастные особен­ности психических процессов, знание которых помогает педагогу пра­вильно организовать воспитание и обучение. Скажем, беседы этиче­ского характера должны соответствовать возрасту и потребностям в них детей. Следует учитывать время и место организации таких бе­сед, возможность использования их результатов ребенком.

Индивидуальные качества личности – это половозрастные, кон­ституционные и нейродинамические свойства, в том числе специфи­ка телосложения, биохимические характеристики и такие интеграль­ные черты, как темперамент и задатки. В. М. Русалов в монографии «Биологические основы индивидуально-психологических различий» показывает, что биологический тип, составляющий основу индиви­дуально-психологических различий, представляет совокупность со­матических, нейродинамических и нейрогуморальных свойств.

В процессе онтогенеза, который исследует возрастная физиоло­гия, возникают кризисные периоды, когда появляются качественно новые скачки в развитии психики и организма человека. Они приво­дят к определенным психическим новообразованиям. Например, из­вестны кризисы развития в дошкольном и подростковом возрасте. Для правильного осуществления воспитания и обучения необходимо их хорошо знать, в чем поможет понимание физиологических осо­бенностей детей.

Например, ускоренное и неравномерное развитие подросткового организма в период полового созревания требует специальных форм организации воспитательной ра­боты. Иначе возникнет «смысловой барьер», когда все слова и дейст­вия старших не воспринимаются и вызывают бурную отрицатель­ную реакцию подростка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.