Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннее детство

Качественные преобразования за первые три года жизни столь значительны, что некоторые психологи представляют середину пути развития человека от рождения до зрелого возраста в трех годах. Как мы вырастим ребенка до трех лет, так мы и заложим основу его жизни и развития.

Психологические особенности раннего детства (1—3 года)

Ведущая деятельность раннего детства — предметная де­ятельность (совместно со взрослыми и затем самостоятельно).

- Интенсивно идет сенсомоторное развитие: прямохождение рас­ширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для мани­пулирования предметами, исследовательской деятельности.

- Речевое общение, развитие понимания речи взрослых, расшире­ние запаса слов, овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года строит предложения, в 3 года — правильное согласование окончаний слов в предложении).

- Развитие словесных обобщений — способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми; речь становится средством развития мышления и саморегуляции по­ведения.

- Овладение человеческими действиями: действия и способы обра­щения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам. Предметная деятельность обусловливает развитие восприятия, па­мяти, наглядно-образного мышления.

- Любознательность ребенка (Что это? Почему? Зачем?), интерес к сказкам, стихам и пр.

- Появление игровых действий (игры — подражания действиям взрослых).

- Развитие восприятия (цвет, формы, размеры), выделение устойчи­вых признаков предметов; восприятие способствует развитию па­мяти, мышления (группирует предметы по цвету, форме).

- Становление элементарного самосознания («Я — сам»).

- Начало развития способности к произвольной саморегуляции.

- Овладение навыками чистоплотности, саморегуляции своих физи­ологических функций.

- Формирование самостоятельности, автономии, опрятности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнение в своих спо­собностях регулировать функции организма.

Кризис 3-х лет как самоутверждение самостоятельности.

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни соци­альная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри - в ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ре­бенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенокпредметвзрослый». В этом возрасте ребенок цели­ком поглощен предметом.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ дей­ствия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребе­нок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рожда­ется в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится фор­мой организации предметной деятельности. Оно перестает быть дея­тельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещает­ся от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Не­смотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсив­но и становится речевым. Общение, связанное с предметными дей­ствиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

Речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития вос­приятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие воспри­ятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориен­тации на отдельные признаки предмета. Важно выделение в предме­те свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что так­же важно для осуществления предметных действий.

Важнейшие приобретения раннего возраста:

1. Манипулятивная деятельность сменяется предметной, которая становится ведущей. Специфика предметной деятельности – ребенку открываются функции предмета (он ложкой стучит об стол) и усваиваются постоянные значения предметов (опыт с кружкой и обезьянами). Но, не всегда усвоив предметное действие, ребенок употребляет предмет по назначению (карандаш – рисует, но и строит домик из карандашей, смеется, когда надевает ботиночек на голову). Постепенно происходит отделение предмета и действия. Связь предмета и действия идет по трем фазам развития:

1) с предметом могут выполняться любые известные действия, манипуляции;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) возврат к свободному употреблению предмета, но ребенок знает основную функцию.

2. Возрастает значимость и разнообразие прямохождения.

3. Возникают новые виды деятельности - игра, продуктивные виды (рисование, лепка, конструирование).

4. Возникает речь – это сензитивный период для развития речи. Во многом это зависит от взрослых, необходимость говорить вызывает условие формирования речи. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Причет, разница существенна: до 1,5 лет ребенок усваивает 30-40-100 слов, к концу 2 года – до 300, к концу третьего года – 1500 слов. Речь развивается:

1) Когда с ребенком много общаются, но не перегружают его, иначе может произойти заикание.

2) Вынуждают ребенка говорить правильно (исчезает автономность речи).

3) Важно развитие мелкой моторики руки (игры, лепка, рисование).

4) Обеспечить более широкий круг общения (монозиготные близнецы общаются мало).

5. Во время соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, к зрительной ориентировке. Происходит накопление представлений о свойствах предметов.

6. Формируется наглядно-действенное мышление и основа наглядно-образного. Ребенок усваивает знаковую функцию речи (заменяет знаками в игре, в рисовании, в еде). Мышление осуществляется на основе внешних ориентировочных действий, называется наглядно-действенное (пример с водой и дыркой в ведре). Затем делаются пробы действий в уме (палка и мяч под диваном), вступает в действие наглядно-образное мышление (в результате внутренних действий с образами). Предметы приобретают обобщенное значение, сначала в действиях, затем в слове (общее название предметов придает им одинаковую функцию, но усвоение предметных действий идет на основе опыта).

7. Эмоциональная сфера необходима для полноценного развития, однако эмоции образы кратковременны, мало дифференцированы.

8. Формирование личности начинается с идентификации ребенком с собственным именем, усвоение норм поведения, переживаемые чувства радости, гордости, стыда, симпатии к близким. Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Наступает стремление к самостоятельности, противопоставление своих желаний желаниям взрослых. Так наступает кризис 3 лет. Его может быть и не быть, если создать ребенку комфорт, предоставить ему необходимую свободу, переключать на другие виды деятельности.

Итак, что же главное в развитии ребенка раннего возраста? Все основные новообразования связаны с развитием основного типа дея­тельности: развитие восприятия интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого человека (ребенок называет себя другими име­нами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя само­го и появился феномен «Я сам». Его возникновение приводит к полно­му распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие детей младенческого возраста | Обесценивание взрослых
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.