Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет)




Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

3-4 года — самоутверждение; возможные реакции: непослуша­ние, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм — восхваляет себя). Игры в одиноч­ку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).

5-6 лет:

— гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям — критический возраст для формиро­вания способности любить другого человека;

— развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжет­но-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидер­ства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»;

— развитие конструкторских игр, развитие практического мышления;

— развитие способностей рисования, музыкальных способностей (по­нимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;

эгоцентризм мышления;

— развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам);

— восприятие сказок (сказки как средство эмоционального и инфор­мационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненно­го и морального опыта людей);

— развитие воли, произвольности действий;

— любознательность (в 4-5 лет — «почемучки»);

— развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески про­дуктивному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию)); — изобразительная деятельность ребенка, детское творчество в ри­сунках (детское искусство носит экспрессионистский характер — ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния); существует связь между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одарен­ности. (Выготский рассматривает детский рисунок как своеобраз­ную детскую речь, как средство осмысления и выражения пережи­ваний и знаний ребенка);

— развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и эгоцентрической речи (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать дей­ствия в 4—5 лет), затем перерастает во внутреннюю речь;

— развитие понятий (в 3-5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают существен­ные признаки предметов — конкретные понятия);

— развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), по­степенный переход к операционному уровню;

— интерес к половым органам, к рождению детей; фаллическая ста­дия психосексуального развития (в 3-4 года); формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет), формирование внут­ренней совести, цензора, моральных суждений;

— формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного хода развития, формирование пассивности, чувства вины, склоннос­ти к подражению образцам.

Формирование новообразований:

возникновение первого цельного детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалистское мировоззрение — все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, — резуль­тат деятельности людей — «луну сделали космонавты»);

— возникновение первичных морально-этических понятий (что та­кое хорошо и что такое плохо);

— возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преоб­ладание обдуманных действий над импульсивными, появление чув­ства долга по отношению к другим людям);

— возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

— возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т. п.);

формирование готовности к школе, которая проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения — го­товность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умствен­ного, эмоционального и социального развития ребенка:

• произвольность поведения — умение контролировать свою двига­тельную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;

• учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость;

• в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мыш­ления, наличие фонематического слуха, способностей к обобще­нию, рациональный подход к действительности, логическое запоми­нание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев);

• в личностной и социальной сфере — способность к сотрудниче­ству с сверстниками, сформированность отношения ко взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять кри­тичность к своим знаниям и действиям.

(Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, компьютерный пакет «Готовность к школе» Н.И. Улановской и др. методики.)

Тема: Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

1. Виды игр, представленных в дошкольном возрасте: предметная, сюжетно-ролевая, ролевая, игры с правилами (подвижные и дидактические), режиссерские.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.