Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Предмет и методы дифференциальной психофизиологии

Предметом нашего курса будет дифференциальная психофизиология, которая иначе называется психофизиологией индивидуальных различий. Вы наверняка знаете, что существует такое направление как дифференциальная психология (была во вт.), это направление издавна ведется в психологической науке, еще с 19 в. В чем между ними разница. Дело в том, что дифференциальная психология занимается исследованием и описанием индивидуальных различий в чисто психологической сфере. Дифференциальная же психофизиология главным образом изучает механизмы проявления индивидуальных особенностей поведения и мышления. Систематическая работа в этом направлении ведется всего несколько десятилетий, поэтому нельзя сказать, что все полученные данные укладываются в строгую систему. (На лекциях я по возможности постараюсь систематизировать имеющийся материал.)

На пути проникновения в механизмы индивидуального поведения существует очень много трудностей. Без применения специальных психофизиологических методов, таких как энцефалография, метод ВП или метод компьютерной томографии (расскажу позднее), а также статистического аппарата невозможно точно выявить соответствие между физиологическими, мозговыми механизмами и фактами поведения. Пока эти методики были недоступны, получаемые критерии индивидуальных различий были основаны на наблюдениях (причем, не всегда верных). Так, 200 лет тому назад (в первой половине 19 в.) описание природных основ личности и индивидуального поведения велось на основе френологии. Френологам удалось выделить некоторые черты человеческой личности (математические или музыкальные способности, смелость, скупость, любовь к родителям), проявление которых, по их мнению, объяснялось распределением выступов и углублений на человеческом черепе (математическая шишка). Современные данные показывают, что связи между чертами личности и строением черепа не существует. (за исключением тех случаев, когда форма черепа является, например, следствием геномных нарушений или родовых травм, которые обычно ведут и к деформации личности).

Можно также сказать несколько слов и о физиогномике, которая пыталась провести соответствие между строением человеческого лица, его формой, чертами и особенностями характера и поведения человека. В середине 20 в. проводилась активная работа по проверке такого рода связей. В настоящее время считается, что характеристика черт лица может соответствовать характеристикам поведения только в той степени, в которой они обе соответствуют проявлениям национальных и этнических особенностей человека.

Проводилась также проверка наличия связи между формой и особенностями внешнего вида рук и поведением человека. В частности, немецкие ученые проверяли утверждение, что холмистость большого пальца (они брали показатели ширины и длины окружности пальца) соответствует такой черте характера, как уверенность в себе. Обнаружили, что подобная связь существует лишь у 1% населения (r=0.1, коэфф. детерминации=1%). Сейчас, генетики говорят о том, что есть связь между генетически запрограммированными заболеваниями и рисунком линий рук, прочие связи не подтверждаются.

Следующим этапом была попытка связать морфотипы человека с характеристиками его личности. Это конституциональные теории Кречмера, Шелдона и Конрода, относящиеся к н.-сер. 20 в. Они связывали телосложение человека, его характер и возможные нарушения психики (пикники Кречмера, обладая богатой жировой тканью и черезмерной тучностью, а также круглой головой на короткой шее, склонны к маниакально-депрессивному психозу, эмоциональны, контактны, реалистичны во взглядах). Сами концепции мы рассмотрим, когда будем говорить о темпераменте. Сейчас, заметим только, что в учении о конституциональных типах очень много неясного. Не ясно, что лежит в основе, каково число типов, не понятны связи между морфологическими, биохимическими, физиологическими и психологическими признаками.

У нас основоположниками психофизиологии индивидуальных различий считаются Павлов (учение о типах нервной системы), Теплов, Небылицын (рассмотрим, когда будем говорить о темпераменте). В основе их системы лежат особенности функционирования нервной системы и их связь с поведением человека. Большинство ученых в настоящее время также видят основу индивидуальных различий именно в особенностях ВНД (свойства, асимметрии), причем одной из причин индивидуальных различий в способностях человека также считаются особенности свойств НС (физиологические характеристики нервных процессов).

Следует отметить, однако, что современные исследования в области психогенетики показывают, что в основе индивидуальных психофизиологических различий могут лежать также особенности гуморальной системы (медиаторы и нейромедиаторы) (рассмотрим, когда будем говорить о проблемах современной дифференциальной психофизиологии).

 

Области изучения современной дифференциальной психофизиологии

- изучение межвозрастных различий (возрастная психофизиология – 4 курс)

- изучение межполовых и гендерных различий (уделим больше всего внимания)

- изучение темперамента и свойств нервной системы

- биологические основы общих способностей и одаренности

- изучение функциональных асимметрий, таких как межполушарная асимметрия

- прикладные области дифференциальной психофизиологии

а) изучение стилей деятельности

б) дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности

в) дифференциальная психофизиология учебной деятельности

г) дифференциальная психофизиология спортивной деятельности

 

Методы дифференциальной психофизиологии

- аппаратные электрофизиологические методики (для всех разделов)

- психологические и психофизиологические опросники (при изучении темперамента)

- экспериментальные методики (изучение свойств нервной системы, межполушарной асимметрии)

- методики наблюдения и самонаблюдения (межполушарная асимметрия, ведущий стиль деятельности)

- интеллектуальные тестовые методики (изучение способностей и одаренности)

Все методики, кроме аппаратных электрофизиологических методик, мы рассмотрим на занятиях. Поэтому на аппаратных электрофизиологических методиках остановимся подробнее.

 

Электроэнцефалография.

- Регистрация колебаний электрических потенциалов мозга с поверхности черепа. Изучаются пространственные специфические паттерны ЭЭГ и их корреляции с высшими психическими функциями. Для расположения электродов используют международную схему “10-20”. Отведение маркируют буквой, указывающей на область мозга от которой оно производится – F (фронтальное), О (окципитальное), Т (темпоральное), Р (париетальное), С (центральное). Среди всего рисунка ЭЭГ, который пока продолжает оставаться сложным для расшифровки показателей мозговой активности, при некоторых состояниях субъекта можно визуально выделить ритмические колебания определенной частоты. Альфа-ритм (n=8-13 гц и А=5-100 мкВ) регистрируется в теменной и затылочных областях (аналоги- мю-ритм в роландической борозде и каппа-ритм в височной области). Наблюдается в состоянии спокойного бодрствования, медитации и длительной монотонной деятельности. Периодические изменения частоты альфа ритма (веретена), а также реакция десинхронизации альфа ритма (появление низкоамплитудной высокочастотной ЭЭГ при появлении какого либо раздражителя) исследуются при изучении индивидуальных различий испытуемых при выполнении определенных видов деятельности. Бета-ритм (n=18-30 гц и А=2-20 мкВ) регистрируется в прецентральной и фронтальной коре. Исследуется при изучении индивидуальных различий испытуемых связанных с определенными эмоциональными состояниями. Гамма-ритм (n>30 гц и А@2мкВ) наблюдается во всех зонах коры. Исследуется при изучении индивидуальных различий испытуемых связанных со способностью к максимальной концентрации внимания (решение специфических задач). Тета-ритм (n=4-7 гц и А@5-100 мкВ) наиболее выражен в гиппокампе. Исследуется при изучении индивидуальных различий испытуемых связанных со способностью к поисковому поведению при усиливающемся эмоциональном напряжении (эвристические задачи при ограничении времени или эмоциональном давлении). Дельта-ритм (n=0,5-4 гц и А@20-200 мкВ) исследуется при изучении индивидуальных особенностей сна. Кроме этого выделяют сверхмедленные и сонные веретена (n=12-14 гц и А@20-50 мкВ). Они исследуются при изучении индивидуальных особенностей кратковременной памяти испытуемых. В целом, индивидуальные психофизиологические различия исследуются путем сопоставления рисунка ЭЭГ с текущей деятельностью или психологической характеристикой, выявления особенностей того или иного ритма в зависимости от индивидуальной способности к выполнению определенного психологического теста и т.д.

Метод вызванных потенциалов.

Является вариантом ЭЭГ. В данном случае изменения в суммарной электрической активности мозга вызываются определенными сенсорными стимулами. Они выглядят как последовательность из нескольких позитивных или негативных волн в течение 0,5-1 с. после стимула (вызванный потенциал). Этот ВП при помощи многократного повторения стимула и суммации участков ЭЭГ выделялся из фоновой ЭЭГ. Характеристики ВП (частота, амплитуда, продолжительность и локализация) при предъявлении различных стимулов могут быть использованы при изучении индивидуальных психофизиологических различий.

 

Компьютерная (магниторезонансная или позитронно-эмиссионная) томография.

Получение срезов мозга искусственным путем (для получения срезов используют излучение от мозга, исходящее от введенных в кровеносное русло маркеров – при магниторезонансной КТ –это парамагнитные молекулы гемоглобина, при позитронно-эмиссионной КТ- это изотопы кислород-15, азот-13). При этом полученные срезы отражает метаболическую активность отображенных на срезе структур (больше метаболическая активность- необходимо больше кислорода- больше кровоток- больше маркеров). Таким образом КТ позволяет выявить участки мозга с активно работающими нейронными клетками. Ансамбли этих структур, последовательность и длительность их активации могут быть использованы при изучении индивидуальных психофизиологических различий.

(МГУ, ЛГУ, РГУ)

 

Общая литература

1. Н.Н. Данилова Психофизиология

2. Ю.И. Александрова Основы психофизиологии

3. Е. П. Ильин Дифференциальная психофизиология

4. Е. П. Ильин Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

5. К. М. Гуревич Проблемы дифференциальной психологии

6. В.Д. Небылицын Проблемы психологии индивидуальности

7. Б.М. Теплов Психология и психофизиология индивидуальных различий

 

План работы

1. Лекции (в основном по дифференциальной гендерной психофизиологии)

2. Семинарские занятия

Требования: грамотное и четкое изложение материала (возможность законспектировать дополнительный материал), использование дополнительной литературы, журнальных статей, обязательно обсуждение вопроса.

3. Практические занятия (проведение методик, направленных на выявление индивидуальных различий) – оформляются в специальной тетради (название методики, рабочий бланк, результаты работы, выводы).

Студенты, отвечавшие на семинарах, присутствующие на всех занятиях и оформившие отчеты по практическим работам до начала зачетной недели, получают зачет автоматически.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами и специальной правой частью | I. Предмет и история развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.