Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамент




1.

Предмет, задачи и методы дифференциальной психологии.

  1. предмет и задачи Д.Ф.
  2. истории развития Д.Ф.
  • исторические предпосылки возникновения Д.Ф.
  • причины выделения Д.Ф. в самостоятельной области психологической науки
  1. место Д.Ф. в системе психологии
  2. методы Д. П. исследований.

 

Дифференциация – (разделение, различение; разностный, различный).

Д.Ф. – это особая отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а так же природу, источники и последствия этих различий.

Д.Ф. – это наука о закономерностях психического варьирования.

В Д.Ф.- человек выступает как индивидуальность.

Д.Ф. – занимается изучением механизмов становления и развития человеческой индивидуальности как целостного феномена.

 

Задачи Д.Ф.:

  1. установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различиев психики человека.
  2. это разработка теоретических основ психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

 

 

2. - Донаучные предпосылки

- Научные предпосылки

 

- Собственно психологические предпосылки

 

 

Хиромантия, физиогномика.

Французский Аббат Мешон

 

1797г. «Антропология с прагматической точки зрения» Кант (антропология- комплексная наука о человеке). Касался половых различий, интеллектуальных способностях.

Ф. Гальтон 1869г. «Наследственный гений». (способности передаются по наследству).

Первые психологические измерения были предприняты не психологами, а астрономами. В 1816г немецкий астроном Бессель – причины индивидуального различия между членами обсерватории по времени.

1822г. - публикует отчёт об индивидуальных различиях по времени реакций.

 

1879г – направления индивидуальных различий:

Банзен – характерология – изучались индивидуальные различия в темпераменте, характере и способностям. Их задачи в определении типов и классификации характеров, темпераментов и т.д.

Этология – занималась индивидуальными особенностями морального и этического поведения человека (Милль).

Индивидуальная психология – Бене, Крепилин и Анре.

1895г – выходит статья Бене «психология индивидуальности». Занималась изучением индивидуальных различий психических процессов. Его интересовала природа и вариативность межиндивидуальных различий психических процессов.

Специальная или типологическая психология.

Штерн – проанализировав всё это и нашёл общее ядро. Попытался обобщить эти результаты, систематизировать их и пришёл к выводу: ………………………………

1900 Штерн публикует работу «Психология индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».

1911г. – работа Штерна под другим названием «Д.Ф. и её методологические основы».

Штерн чётко определяет предмет Д.Ф.

 

Индивидуальные различия:

  • индивидуальные различия
  • типологические различия (в характере, темпераменте, способностях)
  • групповые различия (половые, возрастные, расовые, культурологические, между психически здоровыми и людей с нарушениями психики).

 

 

Фундаментальные теоретические положения Д.Ф.:

  1. вариативность среди особей – является универсальным феноменом.: вариабельность внутри и меж индивидуальная является существеннейшей чертой человеческого поведения.
  2. Теплов – конкретное проявление любого общего закона психологии всегда включает в себя фактор индивидуальности.
  3. Анастази – все индивидуальные различия имеют детерминированный характер.
  4. Д. П. – относятся только те индивидуальные различия, которые носят устойчивый характер и отличаются кросситуативной устойчивостью.

Д.П. тесно связано с развитием психодиагностики.

 

Причины выделения Д.П.в самостоятельную область: Д.П. рождается из запросов практики. Это практика воспитания и обучения, сфера производства, медицинская практика.

ü Индивидуальные различия (ощущении, восприятия, памяти, речи, воображения)

ü Типологические различия(темперамант, характер, способности, особенности направленности личности)

ü Групповые (половые, возрастные, расовые, культурологические)

Методы Д. П. исследований: ---------------------------------------------------------------

Психодиагностические методики

План:

  1. История развития учения о темпераменте,
  2. Физиологические основы темперамента,
    1. Конституционально - типологические теории темперамента (Кречмер, Шелдон),
    2. Нейродинамические теории темперамента (Павлов, Небылицин),
  3. Структура темперамента: психологические свойства темперамента:
    1. Специфические признаки темперамента,
    2. Психологические свойства темперамента,
  4. Типы темперамента:
    1. Понятие типа темперамента в отечественной психологии (Мерлин, Русалов),
    2. Факторная теория темперамента.
  5. Темперамент и деятельность:
  6. Развитие темперамента.

 

Литература: Мерлин, Стреляу, учебники: Либин, Климов «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы», 1968г.

  1. В. Штерн «Дифф. психология и ее методологические основы», 1998г.
  2. А. Анастази «Дифф. психология», 2001г.
  3. Либин А.В. «Дифф. психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций», 1999г.
  4. Нартова – Бочавер С.К. «Дифф. психология», 2003г.
  5. Машков В.Н. «Основы дифф. психологии», 1998г.
  6. Хрестоматия «Психология индивидуальных различий» под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, 2000г.
  7. Ильин Е.П. «Психология индивидуальных различий», 2004г.
  8. Мерлин В.С. «Очерк теории темперамента», 1964г.
  9. Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии», 1982г.
  10. Хрестоматия «Психология и психоанализ характера» под ред. Райгородского, 1997г.
  11. Личко А.Е. «Акцентуация и психопатии характера у подростков».
  12. К. Леонгард «Акцентуированные личности», 1997г.
  13. Дружинин В.Н. «Психология общих способностей», 1997г.

 

 

  1. История развития учения о темпераменте,

Гиппократ (V-IVвек до н.э.: 460-377 гг. до н.э.). Ввел термин темперамент, «красис» (греч.) – надлежащее соотношение частей. Соотношение основных 4-ех жизненных соков в человеке.

Кровь «сангвис» (лат.) – сангвиник.

Слизь «флегма» (греч.) – флегматик.

Желчь «холе» (греч.) – холерик.

Черная желчь «мелано холе» (греч.) – меланхолик.

Первое описание лиц с разным типом темперамента.

Темперамент – врожденное качество человека.

Гален (131 – 200 гг. н.э.) – «Темперамент», в ней он представил описание 9-ти типов темперамента.

Темперамент связывался с особенностями функционирования кровеносной системы. Существенных изменений на взгляды темперамента да сер XVII века не происходило.

Затем взгляды начинают меняться.

Гуморальные теории темперамента. Сок – «Гумор» (лат.).

 

А. Галлер – основоположник экспериментальной физиологии. Ввел в науку новые понятия: возбудимость (раздражимость). Темперамент определялся плотностью тканей кровеносных сосудов, тип темперамента определяется плотностью кровеносных сосудов.

 

Врисберг - раздражимость н.с. определяется толщиной нервных волокон. Тип темперамента связывают с особенностями функционирования не кровеносной, а нервной системы.

 

 

  1. Физиологические основы темперамента,

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.