Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ психологических данных с помощью программы SPSS




Для пользователя ценность компьютера определяется преимущественно качеством и многообразием существующих программ.

Б.Гейтс.

Программа SPSS очень мощным и широко распространенным средством компьютерного анализа данных в психологии и социальных науках. SPSS – это аббревиатура от Statistical Package for the Social Science (статистический пакет для социальных наук). Как следует из названия, SPSS представляет собой множество различных программ, предназначенных для анализа данных в социальных науках(http://ru.wikipedia.org/wiki/SPSS). Эти программы позволяют организовывать ввод данных, гибко менять их структуру, применять к ним самые современные методы обработки или их последовательность и получать результаты в удобной и наглядной форме. Все это множество программ объединено в единую систему, обеспечивающую простой и дружественный диалог с исследователем и снабженную исчерпывающей справочной поддержкой. Официальный русскоязычный сайт программы -http://www.predictivesolutions.ru/. Окно программы показано на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Окно программы SPSS

Программное обеспечение IBM SPSS — всеобъемлющий комплекс инструментов для прогностической аналитики и анализа данных.

Внедрение аналитики в действующие бизнес-процессы компании позволит лучше узнать своих клиентов, улучшить результаты деятельности компании, усилить конкурентные позиции на рынке, увеличить выручку компании.

Программное обеспечение IBM SPSS поможет:

- собрать всю необходимую информацию о вкусах и мнениях потребителей;

- прогнозировать реакцию клиентов на специальные предложения до того, как они осуществятся;

- влиять на результаты деятельности компании за счет внедрения прогностической аналитики в бизнес-процессы.

Анализ данных с применением компьютера включает выполнение ряда необходимых шагов:

1. Определение структуры данных.

2. Ввод данных в компьютер в соответствии с их структурой и требованиями программы.

3. Задание метода данных в соответствии с задачами исследователя.

4. Получение результата обработки данных.

5. Интерпретация результата обработки данных.

Шаги 1 и 5 не способна выполнить не одна компьютерная программа – их необходимо делать самому исследователю. Помощь компьютера (шаги 2 – 4) заключается в переходе от длинной последовательности расчетов к более компактной их последовательности. Исследователь вводит массив данных, который не недоступен осмыслению, но пригоден для компьютерной обработки (шаг 2). Затем исследователь дает программе команду на обработку данных в соответствии с задачей исследования и структурой данных (шаг 3). В итоге исследователь получает результат обработки (шаг 4) – тоже массив данных, но меньший, доступный осмыслению и содержательной интерпретации.

Основные виды статистического анализа компьютерной обработки данных в программе SPSS:

1. Частотный анализ. Любое научное психологическое исследование начинается с частотного анализа. Частотный анализ является самым примитивным видом статистической обработки данных. Данный вид анализа можно производить вручную, но это займет на порядок больше времени и сил, чем подсчет частот при помощи компьютера.

Частота – это количество объектов в выборке, имеющих данное значение признака. Так, например, в приложении 1 представлен пример частотного анализа по шкалам «пол», «возраст» и «семейное положение». Как видно из таблицы (столбец Frequency), выборку составило 6 респондентов женского пола и 3 респондента мужского пола. Из них 2 респондентам 29 лет, 3-м 30 лет, 2-м 34 года, 35 лет одному респонденту и 36 лет также одному респонденту. 5 из опрошенных человек состоят в браке, 4 человека разведены.

Также частотный анализ позволяет увидеть процентное соотношение данных групп респондентов (столбик Percent).

2. Статистические критерии. Множество задач психологического исследования предполагает те или иные сопоставления. Мы сопоставляем группы испытуемых по ка­кому-либо признаку, чтобы выявить различия между ними по этому признаку. Мы сопоставляем то, что было «до» с тем, что стало «после» наших экспериментальных или любых иных воздействий, чтобы определить эффективность этих воздействий. Мы сопоставляем эмпирическое распределение значений признака с каким-либо теоретическим законом распределения или два эмпирических распределения между собой, с тем, чтобы доказать неслучайность выбора альтернатив или различия в форме распределений.

Мы, далее, можем сопоставлять два признака, измеренные на одной и той же выборке испытуемых, для того, чтобы установить степень согласованности их изменений, их сопряженность, корреляцию между ними.

Наконец, мы можем сопоставлять индивидуальные значения, полученные при разных комбинациях каких-либо существенных условий, с тем, чтобы выявить характер взаимодействия этих условий в их влиянии на индивидуальные значения признака.

3. Коэффициент корреляции. Корреляция (или коэффициент корреляции – «r») – это статистический показатель вероятностной связи между двумя переменными. Выделяют положительную корреляцию, отсутствие корреляции и отрицательную корреляцию.

Так, положительная корреляция соответствует значениям 0 < r < 1. Положительную корреляцию следует интерпретировать следующим образом: если значения одной переменной возрастают, то значения другой переменной имеют тенденцию к возрастанию. Чем коэффициент корреляции ближе к 1, тем эта тенденция сильнее.

Примером значительной положительной корреляции может служить зависимость между ростом и возрастом человека (см. приложение 2).

Отсутствие корреляции (no correlation) определяется значением r = 0. Нулевой коэффициент корреляции говорит о том, что значения переменных никак не связаны друг с другом. Примером пары величин с нулевой корреляцией является рост человека и результат его IQ-теста.

Отрицательная корреляция соответствует значениям -1 < r < 0. Если значения одной переменной возрастают, то значения другой имеют тенденцию к убыванию. Чем коэффициент корреляции ближе к -1, тем сильнее эта тенденция. Пример отрицательной корреляции можно на взаимосвязи противоположных качеств в человеке. Например, чем выше у человека выражена тенденция к агрессивному поведению, тем ниже у него будет показатель по шкале пассивность (см. приложение 2).

Данная программа также указывает меры статистической достоверности результатов вычислений, что служит основой для интерпретации.

Значимость (р-уровень) – мера случайности полученного результата, равная тому, что в генеральной совокупности этот результат отсутствует. Чем меньше эта вероятность, тем выше статистическая значимость результата.

Если исследование показало, что уровень значимости (в таблице результатов уровень значимости обозначается «Sig. 2-tailed») (Приложение) корреляции не превышает 0,05, то это означает, что с вероятностью 5% и менее корреляция является случайной. Обычно это является основанием для вывода о статистической достоверности корреляции. В противном случае (p > 0,05) связь признается статистически недостоверной и не подлежит содержательной интерпретации.

SPSS состоит из нескольких независимых модулей, каждый из которых специализируется на решении определенных задач.

Модуль IBM SPSS Data Collection.Специализация - сбор данных.

Программная платформа IBM SPSS Data Collection позволит проводить опросы и маркетинговые исследования наиболее эффективным способом: по телефону, с помощью портативных компьютеров, или в сети Интернет. Продукты IBM SPSS Data Collection предлагают наиболее короткий путь от сбора данных до получения практических результатов.

Модуль IBM SPSS Modeler. Специализация – моделирование.

Принимать обоснованные бизнес-решения, опираясь на надежные модели, поможет программное обеспечение IBM SPSS Modeler (ранее — Clementine). Это семейство программных продуктов является признанным инструментом Data Mining, позволяет обнаруживать скрытые закономерности, предсказывать и оценивать возможные результаты альтернативных вариантов действий.

Модуль IBM SPSS Statistics. Специализация - статистический анализ.

Программные продукты IBM SPSS Statistics позволяют эффективно анализировать данные, находить решения бизнес- и исследовательских задач, наглядно представлять результаты в виде таблиц и диаграмм, а также распространять и внедрять полученные результаты. Свыше 250 000 аналитиков по всему миру опираются в анализе данных на пакет IBM SPSS Statitsitcs!

Модуль IBM SPSS Collaboration and Deployment Services. Специализация - интеграция и внедрение в бизнес-процессы.

Аналитика становится неотъемлемой составляющей повседневных процессов принятия решений. Семейство продуктов IBM SPSS Collaboration & Deployment Services, предназначено для быстрого и надежного внедрения прогностической аналитики во все процессы принятия решений.

Также данная программа позволяет производить ряд других статистических расчетов, таких как факторный, дисперсионный, кластерный анализ.

Контрольные вопросы

1. Какими профессионально-ориентированными Вы пользуетесь в сети Интернет?

2. Роль статистического анализа в психологических исследованиях.

3. Расскажите об основные возможности программного пакета IBM SPSS. Какие модули пользуются набольшей популярностью?

4. Какие шаги включает анализ данных с применением компьютера?

5. Опишите виды статистического анализа компьютерной обработки данных в программе SPSS.

 

Практические задания

http://gknyazeva.ru/index.php?st=6

Заключение

Внедрение компьютерных ресурсов в психологическую деятельность открывает множество новых и неоценимых возможностей, таких как:

- проведение дистанционной психодиагностики, коррекционно-развивающая работа в on-line режиме,

- математическое моделирование психологических процессов,

- разработка новых автоматизированных психодиагностических методик,

- изучение человеческого фактора в технике методами инженерной психологии и многое другое.

Важно отметить, что психологическая практика – это, прежде всего, общение между психологом и его клиентом, поэтому использование компьютерных возможностей должно быть очень осторожным. Существует ряд проблем, связанных с внедрением компьютерных методов в психологическую практику. Однако для некоторых людей именно on-line консультирование является единственно возможным способом обращения за психологической помощью.

Использование компьютерных технологий является обязательным условием при проведении научного исследования. Развитие современных технологий предлагает ряд компьютерных программ, обеспечивающих:

- повышение эффективности работы за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

- сокращение сроков проведения психологического тестирования за счет одновременного тестирования нескольких испытуемых;

- освобождения от трудоемких рутинных операций;

- повышения «чистоты» эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных;

- более наглядное и менее трудоемкое представление полученных данных.

Список литературы

1. В.В. Наумов. Общение и электронное обучение [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/naumov3.htm.

2. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика – СПб.: Питер, 1994.

3. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kunegin.narod.ru/index.html.

4. Сайт Кожича П.П. [Электронный ресурс] / Кожич П.П. - 2003. – Режим доступа: http://polkojich.com.

5. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб: Речь, 2004г.

6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко – СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК» - 2007 – 672с.

7. Бююль А.. SPSS: Искусство обработки информации / А. Бююль, П. Цёфель –. М., 2002

8. В.В. Наумов. Общение и электронное обучение [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/naumov3.htm.

9. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика – СПб.: Питер, 1994.

10. Информационные системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islu.ru/k_inform/infsystekst.html

11. Информационные технологии управления: Учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

12. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kunegin.narod.ru/index.html.

13. Использование современных информационных технологий в работе с населением. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koi.www.expos.ru/it/it.shtml. – Дата доступа: 12.11.10.

14. Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1997.

15. Нейл Дж. Рубенкинг. Эффективный поиск в Интернете// PC Magazine. – 2001. – №6.

16. Сайт Кожича П.П. [Электронный ресурс] / Кожич П.П. - 2003. – Режим доступа: http://polkojich.com.

17. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Социально-психологический центр, 2001 г.

18. Талантов М. Поиск в Интернете: использование имён// Компьютер Пресс. – 2000. – №2.

19. Тихомиров О.К., Знаков В.В. Психология и информатика: перспективы взаимодействия// Вопросы психологии [Электронный ресурс]. – 1986. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1986/866/866151.htm.

20. Тришина С.В. Средства информационно-коммуникативных технологий при обучении информатике. // [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.ito.edu.ru/2004/Moscow/VIII/VIII-0-4305.html.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 11533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.