Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уметь спорить с достоинством




В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.

В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет вы слушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, - это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего он внимательно выслушает своего противника – человека, который не согласен с его мнением! Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаст ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не может возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; и 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил:

1) возражать, но не обвинять;

2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой и т. д.);

3) Не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.

Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоёвываете уважение окружающих. Этим показываете, как дорога вас истина. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими).

Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т.д.

Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких) или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре; не торжествуя, не оскорбляя законного самолюбия оппонента, – как это красиво!

Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.

Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. Помните, у Гоголя разговор двух дам в «Мертвых душах»:

– Милая, это пестро!

– Ах нет, не пестро!

– Ах, пестро!

Когда у спорящего нет аргументов, – появляются просто «мнения».

Диалогические виды общения мы рассмотрели в предыдущей теме. Остановимся подробнее на понятиях.

 

Разговор – кратковременный контакт, обмен мнениями.

 

Обсуждение – более длительный разговор на определенную тему.

 

Собеседование – специально организованная беседе с заданной целью.(вступительные в уч. Заведение, при приёме на работу).

Спор –обмен противоположными мнениями.

 

Диспут - (от лат disputar - рассуждать) – публичный спор на научную или общественную тему.

 

Дискуссия – (от лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных мнений, суждений, точек зрения.

 

Дискуссия – это эффективный способ убеждения.

 

Вид групповой дискуссии: массовый митинг, симпозиум, конференция, семинар.

 

Митинг – неформализованное собрание, где с трибуны оратор может изложить свою точку зрения.

 

Симпозиум – ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и ту же тему.

 

Конференция – более продолжительный обмен мнениями по заданной проблеме.

 

Семинар – обсуждение какой-либо научной или общественной проблемы. Семинары бывают обучающие и контрольные.

 

Полемика – древнегреческое слово – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противоборство точек зрения с целью нахождения консенсуса. Полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Иногда полемику определяют как науку убеждать.

 

Консенсус - общепризнанная, общепринятая точка зрения, мнение.

 

Дебаты (слово французского происхождения)-публичная полемика., обмен мнениями в присутствии аудитории.

Виды дебатов: научные, предвыборные.

 

Спор, полемика, дискуссия преследуют одну и ту же цель: поиск истины. Как известно, в споре рождается истина. Хотя существует кардинально противоположная точка зрения. У Д.Карнеги написано: «Лучший способ решить спор – это уклониться от него».

Целью спора является исследование проблемы, а не противостояние. Очень мудро рассматривает проблему спора Д.С.Лихачев.

 

Искусство спорить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.