Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условные обозначения: материальный поток, инфopмaциoнный поток




Рис. 7. Тянущая система управления материальным потоком в рамках

внутрипроизводственной логистической системы.

Основные цели вытягивающей системы: предотвращать распространение вырастающих колебаний спроса от последующего процесса к предыдущему, сводить к минимуму колебания параметров запасов между операциями; максимум упростить управление запасами в производстве путем его децентрализации, повышая уровень оперативного управления цехом.

Требования реализации системы: установление стандартного размера партии заказов; отслеживание параметров запасов и объемов поставок по текущим запасам; постоянный контроль параметров в динамичных потоках в процессе управления производством.

 

4.3 Формы организации. Совокупность технических средств, которая
создает возможность потока материалов, и расположение производственных
участков и складов (накопителей) по отношению к ней, выраженное cucтемой
устойчивых связей, представляет собой форму организации движения материальных потоков.

Имеют место три формы организации движения материалов:

- накопительная;

- транспортно-накопительная;

- нулевого запаса.

Накопительная форма организации характеризуется тем, что для нормальной работы логистических систем в их составе предусматривается комплекс складов. Сюда относятся склады металла и заготовок, межучастковые склады деталей, узлов и комплектующих изделий, склады готовой продукции,
кладовые технологической оснастки. Материал перемещается в направлении со
склада металлов и заготовок через промежуточные склады на производственные участки и далее на склад готовой продукции.

Основным достоинством данной формы организации движения материальных потоков является возможность накопления большого объема материала
на входе и выходе системы, что обеспечивает, с одной стороны, надежность
поступления необходимых деталей, заготовок, комплектующих в производство, с
другой стороны, - гарантирует выполнение срочных заявок потребителей продукции. Недостаток накопительной формы движения материалов состоит в том,
что наличие разветвленной системы транспортных трасс и большого числа складов затрудняет управление движением материальных потоков и контроля
за запасами. Отмеченное приводит к большим потерям, связанным с иммобилизацией средств в материалы, и требует значительных капитальных вложений для создания системы складов.

Транспортно-накопительная форма организации предполагает наличие комбинированной транспортно-складской системы (ТСС), которая объединяет определенное число рабочих мест (участков) путем установления связи каждого рабочего места (участка) с любым другим посредством информационного и материального потоков. При этом процессы механообработки (сборки), контроля, подготовки производства, складирования и регулирования материалов объединяются с помощью ТСС в единый процесс производства. Управление движением материального потока происходит по схеме: поиск необходимой заготовки на складе - транспортировка к станку - обработка - возвращение детали на склад. Накапливание материала осуществляется в центральном складе или децентрализовано на отдельных рабочих участках. В первом случае склад обслуживает несколько производственных подразделений и используется как резервный накопитель между началом и концом обработки детали. Во втором случае склады создаются на отдельных участках и служат для компенсации от­клонений во времени при транспортировке и обработке детали. В отдельных случаях используется смешанная ТСС, предполагающая наличие, как централь­ного склада, так и резервных накопителей на рабочих участках.

Достоинствами данной формы организации материальных потоков явля­ются: уменьшение объема запасов на рабочих местах за счет создания ТСС; со­кращение длительности производственного процесса посредством устранения перерывов между составляющими цикла производства; постоянный контроль за запасами; наличие хорошо организованной системы управления движением материалов.

К числу недостатков можно отнести следующие: транспортно-накопительная форма эффективна для групп конструктивно и технологически однородных деталей, что, во-первых, сужает область ее применения, во-вторых, вызывает необходимость проведения комплекса подготовительных работ; дан­ная форма требует значительных вложений в создание автоматизированной системы управления ходом производства.

 
 

Форма организации нулевого запаса предполагает создание объединенных контуров регулирования на основе автономных самоуправляемых произ­водственных звеньев. Ядром контура является буферный склад (накопитель), связывающий между собой отдельные производственные участки. Каждый из участков может контактировать с любым другим посредством управления информационными и материальными потоками через соответствующий накопитель (рис. 16).

Принципиальной особенностью данной системы является формирование горизонтальных связей по всей технологической цепочке, что позволяет самостоятельно и непосредственно взаимодействовать производственным звеньям друг с другом. Запуск деталей в производство и их обработка осуществляются малыми партиями в соответствии с полученным заказом. После завершения выполнения операций в пределах одного производственного модуля детали поступают на склад и остаются там до тех пор, пока не будет получена заявка последующего участка обработки.

Достоинством данной формы является возможность использования вытягивающей системы управления материальными потоками, что обеспечивает минимальный нормативный производственный запас. Однако использование на отечественных предприятиях затруднено из-за низкого уровня компьютеризации управления ходом производства и отсутствия устойчивой системы снижения необходимыми материалами.

 

4.4 Системы управления материальными потоками

 

Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.

Различают несколько систем управления материальными потоками:

• MRP - планирование потребности в материалах;

• DRP - планирование распределения ресурсов;

• ЛТ - управление материальными и информационными потоками по принципу «точно вовремя»;

• KANBAN - информационное обеспечение оперативного управления материальными потоками по принципу «точно вовремя»;

•ОРТ - оптимизированная технология производства
Планирование потребности в материалах - это автоматизированная система планирования потребностей производства в необходимых материальна ресурсах. MRP позволяет осуществлять приоритетное планирование выполнения заказов в реальном масштабе времени с учетом возникающих отклонений от плановых заданий, а также текущее регулирование и контроль производственных запасов. Основными целями MRP являются: гарантийное удовлетворение потребности в материальных ресурсах, поддержание минимально возможного уровня запасов; повышение точности планирования производства, поставок и закупок материалов.

Планирование распределения ресурсов может быть охарактеризовано как автоматизированная система управления исходящими товарами. Она является зеркальным отражением MRP, использует те же логику, средства и методы, К числу основных функций системы относятся: планирование поставок и запасов в различных уровнях цепи распределения (центральный – периферийные склады), информационное обеспечение распределения продукции, а также планирование транспортных перевозок. Основной график производства формиру­йся в соответствии с данными независимого спроса (прогноза спроса). Таким образом DRP позволяет увязать функции производства и сбыта продукции, а также оптимизировать логистические издержки за счет сокращения транспорт­ах расходов и затрат товародвижения.

MRP и DRР относятся к системам выталкивающего типа.

ЛТ – интегрированная система управления материальными и информационными потоками, представляющая процесс производства и связанные с ним снабжение и сбыт как единый непрерывающийся производственный поток. Управление материальными потоками в единой системе осуществляется на основе обратного планирования сроков. Производитель не имеет законченного плана и графика работы, он тесно связан не с общим, а с конкретным заказом потребителя этой продукции и оптимизирует свою работу в пределах этого заказа. Для всех подразделений разрабатываются только усредненные планы (на месяц), а их детализация по декадам (дням, часам) производится непосредственными исполнителями работ с учетом сроков сдачи деталей (сборочных единиц) и объема полученного задания.

KANBАN служит в качестве информационного обеспечения оперативного управления материальными потоками по принципу «точно вовремя». Карта-заявка KANBАN содержит всю необходимую информацию о запросах потребителя. Как правило, такая информация включает: наименование и шифр детали; спецификацию емкостей с указанием их типа и количества укладываемых в их деталей; наименование участка-производителя и участка-потребителя продукции; время доставки, определяемое с учетом продолжительности изготовления детали. Каждый предыдущий по технологической цепочке участок работает в соответствии с поступившим заказом, указанным в карте «KANBАN». Контpoль за ходом производства производится путем регистрации карт, находящихся в обращении.

ОРТ относится к классу «тянущих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы такой системы является выявление в производственном процессе так называе­мых «узких» мест или критических ресурсов. По существу ОРТ является компьютеризованной версией KLANBAN с той разницей, что система ОРТ препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение-производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы, могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства.

 

Тема 5. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

 

1. Понятие и сферы применения распределительной логистики.

2. Каналы распределения товаров.

3. Формы доведения товара до потребителя

5.1 Логистика распределения - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

Основной целью распределительной логистики является обеспечение
доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.

В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, распределительная логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. При этом необходимо исходить из задач удовлетворения основных потребностей потребителя продукции, которые включают следующее: своевременную доставку товара, способность удовлетворить экстренные нужды заказчика, аккуратные обращения с товарами при погрузо-разгрузочных работах, готовности изготовителя к быстрой замене дефектных изделий и поддержании определенного уровня товароматериальных запасов.

Сферы применения распределительной логистики. Существует два подхода к определению функций логистики распределения. Первый охватывает комплекс операций по отгрузке готовой продукции со склада поставщика. Второй, более широкий. В этом случае, считается, что распределительная логистика реализует весь процесс обращения материальной продукции, начинающийся с момента, когда она сходит с поточной линии до того момента, когда она попадает на склад потребителя. При этом следует иметь в виду, что задачи распределения решаются на уровне микро- и макрологистики.

На уровне микрологистики решаются следующие задачи:

- планирование процесса реализации;

- выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование;

- организация отгрузки продукции;

- контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю;

- организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:

- выбор схемы распределения материальных потоков;

- формирование каналов распределения;

- размещение распределительных центров.

5.2 поставщик и потребитель товаров представляют собой две микрологистические системы, связанные между собой логистическим каналом или каналом распределения.

Канал распределения – это совокупность организаций, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Логистический канал – упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителя.

Использование каналов распределения приносит производителю определенные выгоды, так как обеспечивает продажу продукции наиболее эффективными способами, позволяет доводить продукцию до целевых рынков, экономить затраты на распределение.

Организации или лица, составляющие канал, выполняют определенные функции.

В период заключения сделок – сбор информации, необходимой для обеспечения движения товаров по каналу, принятие на себя рисков, связанные с функционированием канала.

В период завершения сделок – организация товародвижения (транспортировка и складирование), изыскание и использование финансовых средств для обеспечения движения товаров по каналу, принятие на себя рисков, связанных с функционированием канала.

Непосредственно процесс распределения осуществляется путем реализации следующих видов работ: обработка заказов, складирование продукции, поддержание товарно-материальных запасов, транспортировка товаров к местам потребления.

Обработка заказов включает в себя: получение заказа от потребителя, рассылка информации о заказ заинтересованным подразделениям предприятия, принятие решения о производстве продукции. Если нужные потребителю товары имеются на складе, то производится их отгрузка. Если товары на складе отсутствуют – осуществляется передача производству заказа на их изготовление.

Складирование. После завершения производственного процесса предприятие вынуждено хранить товар до его отгрузки. Это обусловлено тем, что циклы производства и потребления редко совпадают.

Предприятие может выбрать разные формы хранения готовой продукции:

- часть товара может храниться на складе предприятия, другая часть – на складах в районах потребления продукции;

- вся изготовленная продукция может храниться на складах предприятия;

- предприятие может арендовать место в складах общественного пользования;

- для хранения товаров могут использоваться склады длительного хранения или транзитные склады.

Поддержание товарно-материальных запасов. Для бесперебойного обеспечения потребителя необходимыми ему товарами предприятие-изготовитель создает запасы товарно-материальных ценностей, которые хранятся на складах предприятия или в районах потребления. Запасы поддерживаются на уровне, предусмотренном специальными нормативами.

Завершающим этапом процесса реализации является транспортировка товара к месту потребления и его доставка потребителю на предусмотренных договором условиях.

Каналы распределения имеют различную структуру, которая может быть охарактеризована количеством составляющих канал уровней.

Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственника на него к конечному потребителю.

При формировании канала распределения на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о количестве уровней и о конкретном составе членов канала. При выявлении возможных вариантов каналов распределения, необходимо определиться с типом используемых посредников. Их классификация учитывает два признака:

1. От чьего имени работает посредник

2. За чей счет посредник ведет свои операции.

Выделяется четыре типа посредников.

Дилеры – оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реализуют эти товары потребителям.

Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается право ее продажи.

Комиссионеры – это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операции.

Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки. Вознаграждаются только за проданную продукцию.

После того, как из множества различных посредников сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю, логистический канал преобразуется в логистическую цепь.

 

 

 
 


 

Канал нулевого уровня

 
 

 


 

Одноуровневый канал

               
   
потребитель
 
производитель
 
Оптовый посредник
 
Розничный посредник


 

 

Двухуровневый канал

       
   
 
производитель
 


 

Трехуровневый канал

 

Рис. Схемы построения каналов распределения

 

5.3 Формы доведения товара до потребителя определяются, прежде всего, характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта.

Прямые связи по системе "от двери до двери", при которой товар доставляется oт поставщика до потребителя, минуя склады и хранилища. Эта форма используется тогда, когда продукция закупается крупными партиями или в случае закупок уникальной продукции. Она позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров. Пря­мые связи приносят эффект только при обслуживании близко расположенных потребителей.

В том случае, когда потребители располагаются в отдалении от поставщиков или в нескольких регионах, применяется доставка товаров через склады (центры) предприятий-поставщиков. Сбытовые агенты, принимая заказ на поставку продукции, отправляют его не в центральную сбытовую контору, откуда он пересылается на одно из предприятий фирмы, а непосредственно в ближайший распределительный центр.

Следующей формой доведения товаров до потребителей является использование услуг оптовых посредников. Поставщики прибегают к услугам оптовых предприятий при реализации производственно-технического назначения. Эта форма применяется главным образом с целью расширения рынков сбыта и снижения издержек, при необходимости организовать дополнительный канал реализации одного итого же товара на разных рынках, когда поставляются в большом количестве товары стандартного качества и т.д.

В последние годы получает распространение и такая форма отношений
оптовых и промышленных предприятий, когда за первыми закрепляются операции по техническому обслуживанию оборудования, находящегося у потребителя. В этом случае предприятия-изготовители освобождаются от необходимости иметь у себя персонал для выполнения таких операции

Промышленное оборудование, сырьевые материалы и полуфабрикаты могут быть реализованы через товарные биржи, с использованием брокеров и агентов.

 

5.4 РАЗМЕЩЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НА ЛОГИСТИЧЕСКОМ ПОЛИГОНЕ

Склады оптовых баз (распределительные центры) или складская сеть являются элементами микрологистической цепи, обеспечивающей продвижение товара в направлении от производства к потреблению и должны рассматриваться в плане реализации общей цели микрологистической системы.

Задача выбора оптимального варианта размещения распределительного центра ставится и решается, когда:

1) на определенной территории имеется несколько потребителей материального потока;

2) существует потоковый процесс и определенная системная целостность объекта.

Это означает, что потребители материального потока, а также являющийся для них источником распределительный центр должны составлять единую систему, т.е. быть организационно, экономически, технологически и технически интегрированы.

Если распределительный центр находится в месте сосредоточения производства и отправка производится с помощью средств магистрального транспорта, например, по железной дороге, то распределительный центр размещают на узловой железнодорожной станции.

Если распределительный центр находится в месте потребления материального потока, то доставка грузов потребителям осуществляется, как правило, автомобильным транспортом общего пользования.

Примером подобной логистической системы может служить совокупность магазинов района и обслуживающий их распределительный центр, например, оптовая база.

При заданном значении проходящего через макрологистическую систему совокупного материального потока величина суммарных логистических расходов будет меняться в зависимости от места расположения распределительного центра. Это объясняется тесной зависимостью совокупных транспортных расходов по товароснабжению от расположения распределительного центра на территории района.

На рис. 9 представлено три варианта расположения распределительного центра. Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по доставке будут наибольшими, так как распределительный центр расположен на окраине района. Вариант (б) предполагает наличие двух распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения магазинов. Очевидно, что в этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление на логистическом полигоне второго распределительного центра резко увеличивает капитальные вложения и эксплуатационные расходы, которые могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта. Скорее всего, оптимальным окажется вариант (в), согласно которому район обслуживается одним распределительным центром, расположенным в географическом центре этого района

 

           
     


о о о

о о о о о о о

о о о о о о о о

о о о о о о о о о

о о о о о о о о

о о о о о

о о о о

 

а) б) в)

Условные обозначения:: - распределительный центр (оптовая база); о - магазины;

- потоки товаров.

Рис. 9. Варианты размещения распределительных центров на территории района:

а) с одним распределительным центром, расположенным на окраине района;

б) с двумя распределительными центрами, расположенными в местах сосредоточения магазинов;

в) с одним распределительным центром, расположенным в центре тяжести покупательского спроса.

При выборе варианта размещения распределительного центра применяется следующая последовательность действий.

1. Изучается конъюнктура рынка, определяются стратегические цели логистической системы. При этом разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через всю логистическую систему. Составляется прогноз необходимой величины запасов во всей системе, а также на отдельных участках товаропроводящей цепи, т.е., для нашего примера, в опте и в рознице.

2. Разрабатывается система товароснабжения.

3. Составляются схемы распределения материального потока внутри логистической системы, в нашем случае - картосхемы товароснабжения.

4. Осуществляется выбор варианта места расположения распределительного центра, отвечающий критерию минимума приведенных затрат.

 

 

Тема 6.Склады в логистике

 

1.Роль складов в логистике.

2. Виды и функции складов.

3.Процесс складирования.

4.Формирование системны складирования.

5.Оценка работы складов.

6.1Роль складов в логистике

Понятие склада. Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудованием, для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.

Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обес­печение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструк­турой образует складское хозяйство. Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в организации нормального питания про­изводства соответствующими материальными ресурсами, в обеспечении их со­хранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операций.

Место и роль складов в логистической системе. Склады образуют одну из основных подсистем логистической цепи. Логистическая система фор­мирует организационные и технико-экономические требования к складам, ус­танавливает цели и критерии оптимального функционирования складской сис­темы, определяет условия переработки грузов. В свою очередь организация складирования материалов (выбор места расположения складов, способ хране­ния материалов и др.) оказывают существенное влияние на издержки обраще­ния, размер и движение запасов на различных участках логистической цепи.

Склады в логистике играют как положительную, так и отрицательную роль. Негативной стороной складирования является увеличение стоимости то вара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замора­живанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы организацией на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирований на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).

Положительная роль складирования заключается в том, что они обеспечивают выравнивание производства, создают необходимые технические и ор­ганизационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов.

6.2 Виды и функции складов

Классификация складов. Объективная необходимость в специально-обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стад движения материальных потоков, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потреблением. Этим объясняется наличие большого количе­ства видов складов.

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения они разделяются на следующие группы:

- склады предприятий-призводителей продукции (в сфере снабжения);

- склады потребителей продукции (в сфере производства);

- склады сбытовых фирм (в сфере распределения);

- склады посреднических организаций.

Склады предприятий-производителей специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение (прежде всего) производящих потребителей.

Склады в производстве предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, приборы, инструменты, запчасти и др. в зависимости от роли в процессе производства и подчиненности склады промышленных организаций разделяются на снабженческие (подчиняются отделу материально-технического снабжения), питающие производство материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами и т.п.; производственные (подчиняются планово-производственному или планово-диспетчерскому отделу), предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки; сбытовые (подчиняются отделу сбыта), в которых хранятся материальные ценности, подлежащие реализации. В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые, подчиняющиеся начальникам цехов.

Склады сбытовых организаций служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть.

Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией мате­риальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций; гру­зовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воз­душного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным. Группа этих складов может нахо­диться как в рамках снабженческой, так и распределительной логистики.

По функциональному назначению все склады делятся на пять разновид­ностей:

• склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполне­нии смешанных, комбинированных и других перевозок;

• склады хранения, обеспечивающие концентрацию необходимых мате­риалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;

• склады комиссионирования, предназначенные для формирования зака­зов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

• склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируе­мых изделий;

• специальные склады (например, таможенные склады, склады временно­го хранения, тары, возвратных отходов и т.д.).

По конструктивным особенностям склады подразделяются на закрытые, полузакрытые (имеющие только крышу или крышу и одну, две или три стены) и открытые площадки.

В зависимости от специфики и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные и специализированные. В универ­сальных складах хранятся материальные ресурсы широкой номенклатуры. Спе­циализированные склады предназначаются для хранения однородных материа­лов (например, склад чугуна, лакокрасочных материалов и т.д.).

Различают склады и по степени механизации складских операций: неме­ханизированные, механизированные, автоматизированные и автоматические.

Функции складов. К основным функциям склада можно отнести сле­дующие:

1. Создание необходимого ассортимента в соответствии с заказом по­требителей. В закупочной и производственной логистике эта функция направ­лена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства. В распределительной ло­гистике данная функция имеет особое значение. Склады торговли осуществля­ют преобразование производственного ассортимента в потребительский в соот­ветствии с заказом клиента. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению бо­лее частых поставок в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение. Выполнение этой функции позволяет вы­равнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный; производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей Хране­ние товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Утилизация партий отгрузки и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии "меньше чем вагон" или "меньше чем трейлер", что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (утилизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания потребителей склады могут оказывать клиентам различные услуги: подготовку товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверку функционирования приборов и оборудо­вания, монтаж; придание продукции товарного вида; транспортной экспедиционные услуги и т.д.

6.3 Процесс складирования

Характеристика складских операций. Комплекс складских опера­ций представляет собой следующую последовательность:

- разгрузка и приемка грузов;

- размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);

- комплектация и отгрузка товаров;

- внутрискладская транспортировка грузов.

Разгрузка и приемка грузов производится в соответствии с условиями по­ставки заключенного договора. Технология выполнения указанных работ на складе зависит от характера груза (штучный, сыпучий), от типа транспортного средства (трейлер, контейнер), а также от вида используемых средств механи­зации. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров при­бывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов, оформление прибывшего груза через информационную систему и формирование складской грузовой единицы.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Процесс хранения включает обеспечение соответствующих для этого условий и контроль за наличностью запасов на складе. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз раз­мещается на любом свободном месте) выбора места складирования.

Процесс комплектации сводится к подготовке товаров в соответствии с заказами потребителей и включает отбор товара по заказу клиента, подготовку товара к отправке (укладывание в тару), объединение отдельных заказов в пар­тию отправки и оформление транспортных накладных, погрузку грузов в транспортные средства.

Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение грузов между различными зонами склада: с разгрузочной площадки в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Транспорти­ровка грузов внутри склада должна осуществляться по сквозным прямоточным маршрутам. Это позволяет избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с од­ного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

Организация работы складов промышленных предприятий. Опера­тивно-производственная деятельность склада на предприятии включает работы по выгрузке, рассортировке и приемке поступающие на склад материалов и из­делий, их размещение и хранение, а также по отпуску и доставке потребителям.

Доставка грузов на материальный склад производится в соответствии с планом завода. Материалы и изделия на складе принимаются в соответствии с требованиями, изложенными в технической документации и инструкциях. Принятые материалы размещаются в отведенных для них местах хранения в ус­тановленном порядке - по маркам, сортам, размерам и т.п. Наиболее часто и в большом количестве потребляемые материалы размещают ближе к отпускным площадкам, мало ходовые - в более удаленных местах хранения. Тяжелые громоздкие грузы хранятся в местах удобных для выполнения складских операций.

С целью снижения трудоемкости работ по комплектации материалов перед выдачей их в производство и облегчением контроля за комплектным обеспечением производства материалами применяется групповой метод размеще­ния хранимых материалов, при котором материалы, входящие в комплект, хранятся в непосредственной близости друг от друга. Ячейки стеллажей и другие мета хранения нумеруются и снабжаются табличками с названием и индексом материала. Подготовка материалов к выдаче производится по особому плану или непосредственно после их поступления.

Операции, связанные с отпуском материалов и изделий включают отборку, комплектование и соответствующую подготовку материалов Подготовь материалов к производственному потреблению включает операции их очистки, резки на заготовки, раскрой листового материала и др.

Учет движения запасов материалов на складе ведется с помощью специальной картотеки. Регулирование уровня запасов осуществляется по системе с фиксированным размером или периодичностью заказа

Штаты персонала складов определяются в зависимости от трудоемкости выполняемых складских операций, применяемых транспортных средств и степени механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и других складских операций.

6.4 Формирование системы складирования

Выбор формы складирования связан с решением вопроса владения складом. Существует две основных альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования

Ключевой фактор выбора между этими вариантами или их комбинаций объем складского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией, повышается качество предоставляемых клиенту услуг и гибкость поставок.

Скла­ды общего пользования целесообразно арендовать при низких объемах товарооборота или при хранении товара сезонного спроса. В закупочной и распределительной логистике (в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой гарантии ее вы­полнения) многие предприятия стремятся воспользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям. Скла­ды общего пользования имеют следующие преимущества:

• не требуются частые инвестиции в развитие складского хозяйства;

• сокращаются финансовые риски;

• повышается гибкость в использовании складских площадей (возмож­ность изменения размера и срока их аренды);

• снижается ответственность за поддержание рационального уровня и сохранность запасов.

Определение количества складов и размещение складской сети. Территориальное размещение складов и их количество определяются мощно­стью материальных потоков, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбы­та и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением по­ставщиков и покупателей и т.д. Малые и средние предприятия, ограничиваю­щие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад.

Увеличение количества складов неизбежно ведет к изменению затрат (рис. 18).

 

 

 
 


Общие затраты

затраты затраты на содержание складов

затраты на хранение

 

 

транспортные расходы

 

стоимость упущенных продаж

количество складов

 

Рис. 18. Соотношение общих затрат и количества складов в логистической цепи

Как видно на представленном графике, при увеличении числа складов в логистической системе уменьшаются транспортные затраты на доставку со склада конечному потребителю; одновременно происходит увеличение расхо­дов на содержание складов и хранение запасов в связи с ростом процента на капитал, вложенный в запасы. Максимальное приближение складов к потребителям дает возможность более четко и точно реагировать на изменение требований, что позволяет сократить потери от упущенных продаж.

Принимая решение о количестве складов, предприятие должно исходить из условия минимизации общих суммарных издержек обращения.

На практике используются два варианта формирования и размещения складской сети - централизованная система складов и децентрализованная.

Централизованная система складирования включает в себя один крупный центральный склад, где накапливается основная часть запасов и филиальные склады (в их числе и склады общего пользования), располагающиеся в регионах сбыта. В децентрализованной системе основная часть запасов концентрируется в сети складов, рассредоточенных в различных регионах в непосредственной близости от потребителя. Такая схема размещения складов наиболее целесообразна в системе распределения, где основным клиентом выступает розничная сеть, осуществляющая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.

Расчет складских площадей. Основным показателем, характеризующим то или иное складское помещение, является размер общей площади склада.

Площадь склада подразделяется на следующие составляющие:

• грузовую(полезную), занятую непосредственно материальными ценностями или устройствами для их хранения;

• оперативную, занятую приемными, сортировочными, комплектовочными и отпускными площадками, а также штабелями и стеллажами;

• конструктивную, занятую перегородками, колоннами, лестницами т.п.

• служебную, занятую под конторы и бытовые помещения.

 

6.5 Оценка работы складов

Оценка работы действующих складов, а также выбор наиболее выгодного варианта строящихся и реконструируемых, производится по следующим группам технико-экономических показателей:

1) показатели, характеризующие интенсивность работы складов.

2) показатели, характеризующие эффективность использования складских объемов и площадей;

3) показатели, характеризующие степень механизации складских работ.

Показатели интенсивности работы складов выключают складской товарооборот и грузооборот, а также показатели оборачиваемости материалов на складе.

Складской товарооборот-количество реализованной продукции за соот­ветствующий период (месяц, квартал, год) с отдельных складов предприятия, торгово-посреднических организаций и т.д.

Складской грузооборот - натуральный показатель, характеризующий объем работы складов. Исчисляется количеством отпущенных (отправленных материалов в течение определенного времени (односторонний грузооборот).

Грузопоток - количество грузов, проходящих через участок в единицу времени.

Грузопереработка включает количество перегрузок по ходу перемещения груза. Отношение грузопереработки к грузообороту склада характеризуется ко­эффициентом переработки, который может быть больше грузопотока в 2-5 раза. Снижение коэффициента грузопереработки говорит об улучшении технологии переработки грузов и внедрении комплексной механизации и автоматизации на складе.

Коэффициент оборачиваемости материалов - это отношение годового (полугодового, квартального) оборота материалов к среднему остатку его на складе за этот же период.

Показатели эффективности использования основной площади склада. К числу данной группы показателей могут быть отнесены:

- коэффициент использования складской площади;

- коэффициент использования объема;

- удельная средняя нагрузка на 1 кв. м полезной площади;

- грузонапряженность.

Показатели механизации складских работ включают:

- степень охвата рабочих механизированным трудом определяется отношением числа рабочих, выполняющих работу механизированным способом, к общему числу рабочих, занятых на складских работах;

- уровень механизации складских работ определяется отношением объема механизированных работ к объему выполненных работ;

- объем механизированных работ определяется как произведение грузопотока, перерабатываемого механизмами, на количество перевалок грузов механизмами.

6.6 Грузовая единица - это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица как элемент логистики своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое и может формироваться как на производственных участках, так и на складах.

Характеристиками грузовой единицы являются: размеры грузовой единицы; способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций. Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база, для соизмерения которой используют некоторую условную единицу площади - базовый модуль, представляющий собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т.п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает: сохранность продукта на пути движения к потребителю; возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации; максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта; возможность перегрузки без переформирования; безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки, который имеет ряд преимуществ.

1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы. Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

3. Сравнительно низкие затраты труда. При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3-4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

 

Тема 7 ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

1. Сущность и задачи транспортной логистики

2. Выбор вида транспорта

3. Организация внутренних перевозок

4. Терминальные перевозки

5. Транспортные тарифы

7.1 Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транс­портировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систе­му предприятия.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику.

Задачи транспортной логистики. Управление материальным пото­ком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

- создание транспортных систем;

- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- выбор способа транспортировки и транспортного средства;

- определение рациональных маршрутов доставки.

7.2 Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки транспорта, существенные с точки зрения логистики.

1. Автомобильный транспорт. Преимущества: высокая маневренность (груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности), регулярность поставки, менее жесткие требования к упаковке товара.

Недостатки: сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля, срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малая грузоподъемность.

2. Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях, обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозок, позволяет эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.

3. Морской транспорт является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества - низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. К недостаткам относят его малую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок.

4. Внутренний водный транспорт имеет низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.

Недостатки: малая скорости доставки, низкая доступность в географическом плане, обусловленная ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей.

5. Воздушный транспорт. Основные преимущества - скорость и возможность достижения отдаленных районов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования в разрезе этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.268 сек.