Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные логистические системы могут быть созданы на пред­приятии, охватывать регион, функционировать в рациональном масштабе

Ввод данных в систему при управлении материальными потоками начинается при возникновении материального потока. С этого момента весь процесс передвижения грузов, включая его пере­грузки, пребывание на складах, задержки и т.д. находится в оперативной памяти ЭВМ. В установленные сроки или по запросам информация поступает пользователю и используется для принятия управленческих решений.

Важным требованием является упрощение и стандартизация используемой в системе документации.


Тема 9. Управление запасами

1.Издержки в системе управления запасами

2.Виды запасов

3.Системы регулирования запасов

4.Стратегии управления запасами

9.1 Виды издержек. Практическая реализация концепции управления материальными потоками связана с оптимизацией совокупных запасов. Критерием оптимизации запасов являются издержки.

В системе закупки и хранения материалов издержки делятся на следующие группы:

- издержки выполнения заказа;

-прямые издержки, определяемые закупочной ценой;

- издержки по содержанию запасов;

- издержки дефицита,

Издержки выполнения заказа включают расходы, связанные с размещением и поставкой заказа. К их числу относятся такие статьи расходов, как стоимость разработки условий поставки и их подготовка к утверждению; затраты на приобретение рекламных каталогов; издержки, связанные с контролем выполнения заказа и сокращением срока их выполнения; транспортные издержки, если стоимость транспортировки не входит в стоимость получаемого товара; издержки по складированию и получению заказа.

Некоторые из них фиксируются в заказе и не зависят от объема, другие, например, транспортные и складские издержки, находятся в прямой зависимости от величины заказа.

В целом затраты выполнения заказа включают любые виды расходов, величина которых зависит от числа выполняемых заказов

Прямые издержки определяются ценой закупаемых материалов и изменяются в зависимости от оптовой скидки к цене, которая устанавливается при увеличении размера партии заказа.

издержки по содержанию запасов определяются затратами на хранение материалов и самим фактом наличия запасов. В эту группу издержек входят такие статьи затрат, как возможный процент на капитал, вложенный в запасы; расходы на складские операции и плата за использование пли аренду склада; текущие затраты по содержанию по содержанию складов, принадлежащих производственной единице; издержек, связанные с риском порчи и морального старения материалов, а также страховые и налоговые издержки. Снижение запасов приводит к уменьшению складских издержек и текущих затрат по содержанию складских помещений.

Издержки дефицита представляют собой расходы, возникающие в связи с ограниченностью в какой-то период времени тех или иных материальных ресурсов. К этой группе издержек относят потери трех видов:

- потери в производстве, связанные с приостановкой производственного процесса из-за отсутствия необходимых материалов, а также заменой материала на другой по более дорогой цене;

- стоимость потерянных продаж в случае невыполнения заказа, если заказчик обращается к другому изготовителю (в такой ситуации издержки дефицита определяются как потери прибыли);

- дополнительные затраты, возникающие в случае ожидания выполнения заказа.

 

9.2 Виды запасов

Понятие материального запаса. Материальные запасы - это сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция и другие материальные цен­ности, ожидающие вступления в процесс производственного или личного по­требления.

Основная часть запасов на предприятии представляет собой предметы производства, входящие в материальный поток на различных стадиях его тех­нологической переработки.

Причины создания материальных запасов. Запасы на предприятии образуются по двум основным причинам:

1)несоответствие объемов поставки объемам разового потребления;

2)разрыв во времени между моментом поступления материала и его по­требления. Поставка сырья материалов осуществляется в большинстве случаев периодически, и их потребление происходит, как правило, непрерывно и не совпадает во времени с поступлением. Поэтому, для обеспечения бесперебойной работы каждое предприятие создает определенные запасы нужных ему ви­дов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов. Существуют и некоторые другие причины, приводящие к созданию запасом. Это - сезонные колебания цен; нарушение установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока); возможность коле­бания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока) и др.

Виды материальных запасов. На пути превращения сырья и конеч­ное изделие и последующего движения этого изделии до конечного потребителя создается два основных вида запасов: производственные: и товарные запасы.

Производственные запасы формируются в организациях-потребителях и предназначены обеспечить бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы представляют собой запасы готовой продукции у предприятий- изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Они необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.

Производственные и товарные запасы подразделяю на текущие, подготовительные, страховые и сезонные.

Текущ ие запасы необходимы предприятию для обеспечения бесперебойной работы в интервале между двумя поставками и обеспечения возможности производства продукции партиями оптимального размера. Эта часть запаса образуется в условиях равномерного и регулярного снабжения из-за несоответствия объемов поставки и разового потребления, а также задержек, связанных с движением материалов.

Подготовительные запасы выделяются из производственных для обеспечения бесперебойной работы в период, необходимый для подготовки мате­риалов к использованию и доставки их на рабочие места.

Сезонные запасы обусловлены сезонными колебаниями в объеме производства или потребления. Этот запас предназначен для удовлетворения прогнозируемого (сезонного) увеличения спроса, а также некоторой разгрузки предприятия на период отпусков.

Гарантированные (страховые) запасы необходимы для обеспечения работы предприятия на случай возможных перебоев в процессе снабжения или колебаний в объеме производства, С помощью этих запасов компенсируются отклонения фактического спроса от прогнозируемого, отклонения фактического объема выпускаемой продукции от запланированного и отклонения в сроках исполнения различных операций от плановых.

9.3 Системы регулирования запасов

 

Система регулирования запасов - это комплекс мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации непрерыв­ного контроля и оперативного планирования поставок.

В процессе регулирования запасов выделяются различные количествен­ные уровни запасов:

- максимальный запас, равный сумме гарантированного, подготовительного запасов и максимального текущего запаса. Его размер устанавливается для контроля за сверхнормативными ресурсами;

- средний или переходящий запас, равный сумме гарантированного, подготовительного запасов и половине текущего. Величина этого показателя соответствует нормативному размеру запаса;

- минимальный запас, равный сумме гарантированного и подготовительного. Снижение запасов до этого уровня является сигналам экстренного их пополнения.

В процессе управления запасами важно установить момент или точку за­каза и требуемое количество материалов

Точка заказа представляет собой установленный.максимальный уровень запаса, при снижении до которого подается заказ на поставку очередной пар­тии материальных ценностей.

Размер заказа - это то количество материалов, на которое должен быть сделан заказ для пополнения их запаса. Если минимальный запас достигнут в момент получения новой партии, запас достигает максимального уровня.

Регулировать размер заказа можно изменением объема партий, интервала между поставками или изменением объема и интервала поставки.

В зависимости от этого в практике управления запасами используется две основные системы:

• система с фиксированным размером заказа;

• система с фиксированной периодичностью заказа

Система с фиксированным размером заказа. Предусматривает поступление материалов равными, заранее определенными оптимальными партиями через изменяющиеся интервалы времени. Заказ на поставку очередной партии дается при уменьшении размера заказа на складе до установленного критического уровня - «точки заказа» (рис 20).

 

Точка повторения заказа

 

Время

 

Период опережения заказа

Рис. 20. Система с фиксированным размером заказа

Интервалы между поставками очередных партий на склад зависят от интенсив­ности расхода (потребления) материальных ресурсов.

Достоинство системы с фиксированным объемом заказа - поступление материала одинаковыми партиями, что приводит к снижению затрат на доставку и содержание запасов. Недостаток системы заключается в необходимости ведения постоянного контроля наличия запасов и увеличении издержек, связанных с их регулированием.

Система с фиксированной периодичностью заказа. Система управления запасами с фиксированной периодичностью предполагает поступление материала через равные, регулярно повторяющиеся промежутки времени (пе­риоды проверки наличия запасов). При каждой проверке запасов определяют наличный остаток, после чего оформляют заказ, размер которого зависит от интенсивности потребления материалов. Размер заказа равен максимальному запасу за вычетом текущего уровня запасов в момент проверки материалов.

 

 

Точки заказа

 
 

Размер

повторных заказов

 

 

           
   
 
   

 


Интервал между Интервал между

поступлен и ем заказов поступлением заказов

 

Рис 21. Система с фиксированным размером заказа

Достоинством рассмотренной системы является ее простота - регулирование осуществляется один раз в течение всего интервала между поставками. К числу недостатков системы относятся:

- необходимость делать заказ даже на незначительное количество мате­риала,

- возникновение опасности исчерпания запасов при непредвиденном интенсивном их потреблении до наступления очередного момента заказа. Поэтому система с фиксированной периодичностью заказа наиболее эффективна при небольших затратах материалов и равномерном их расходе.

Прочие системы регулирования запасов. Базируются на основных системах регулирования запасов и могут рассматриваться как их варианты.

Система с установленной периодичностью до постоянного уровня. В этом случае заказ повторяется через равные промежутки времени. При снижении остатка до уровня точки заказа ранее назначенного срока выдается внеочередной заказ.

Система "максимум - минимум'. Эта система ориенти­рована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефи­цита запасов. Поэтому в рассмотренной системе заказы производятся не через каждый заданный интервал, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального желательного yровня.

Система с установленной периодичностью и фиксированным заказом предполагает регулярную с постоянным интервалом проверку запасов. В том случае, если на момент проверки их уровень достиг точки заказа или опустился ниже ее, выдается очередной заказ в размере оптимальной пары.

9.4 Стратегии управления запасами

Существует несколько стратегий управления запасами, позволяющих сотрудникам соответствующих служб определять на основе проведения приближенных расчетов политику предприятия в управлении запасами.

Стратегия наибольшей осмотрительности. В соответствии с данной стратегией размер необходимого запаса определяется как произведение максимального потребления запасов (по любой позиции) в течение одного дня на наибольшую продолжительность периода поставки, которая имела место по выданным предприятием заказам. В результате создаются запасы, которые не могут быть полностью использованы к моменту оформления очередного заказа на их пополнение.

Стратегия дополнительного резерва. Гарантия потребностей обеспечивается в этом случае за счет создания дополнительного резерва материальных ресурсов. Величина дополнительного резерва определяется по одному из методов.

Метод 1. Размер резерва устанавливается равным средней величине спроса, умноженной на среднее значение времени опережения, скорректированного на коэффициент надежности, обычно его величина принимается равной 25-40%.

Метод 2. Резервное количество единиц хранения определяется как показатель квадратного корня из величины среднего потребления в период, соответствующий времени опережения.

Стратегия процента от спроса. В основе данной стратегии лежит анализ частоты спроса на материальные запасы по результатам работы в течение одного дня. Данные о величине спроса заносятся в график распределений нарастающим итогом. затем устанавливается та часть общего числа периодов выдачи заказов, для которой допустимо полное расходование запасов, не влекущих за собой нарушения производственного процесса. По этой величине из графика определяется величина спроса, соответствующая установленным случаям полного использования запасов.

 

Тема 10. Определение и оптимизация затрат

 

3. Классификация логистических затрат

4. Способы определения затрат

5. Оптимизация процессов логистики

 

10.1 Управление процессами логистики имеет своей целью повышение эффек­тивности логистических систем. В достижении этой цели большое значение отводится работе по планированию, учету и сокращению логистических затрат Доля этих затрат в общих затратах на производство продукции весьма значи­тельна и колеблется от 10-15 % в машиностроении до 30-45 % в легкой и пище­вой промышленности.

Издержки в логистической системе делятся на две большие группы:

1. Затраты, связанные с организацией материальных потоков внутри
предприятия.

2. Затраты, осуществляемые в процессе реализации продукции.

Затраты, связанные с реализацией логистических функций, воз­никают при закупке материальных ресурсов, на складах всех типов при выпол­нении складских операций, в процессе выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ и т д.

К группе затрат, возникающих при организации материальных потоков на предприятии, относятся затраты, связанные с выполнением следующих функ­ций:

• эксплуатация заводских складов различного назначения;

• формирование и содержание запасов;

• организация внутрипроизводственных перевозок;

• подбор товаров для отправки и их упаковка,

• оформление документации.

В эту группу логистических издержек включается также проценты за кредит, средства от которых «связаны» в товарной массе, находящейся на складе и в производственных заделах.

В группу затрат, связанных с реализацией продукции, включаются следующиеc виды затрат:

- расходы на перевозки продукции потребителю;

- расходы на погрузо-разгрузочные работы;

- издержки, связанные с нахождением товара в пути;

- затраты, связанные со страхованием грузов;

- расходы по формированию и содержанию запасов у сбытовых и торгово-закупочных организаций;

- издержки «дефицита», представляющие собой дополнительные расхо­ды, возникающие в связи с ограниченностью в какой-либо период тех или иных материальных ресурсов;

- расходы, связанные с транспортно-экспедиторскими функциями;

- административные расходы, грузовые сборы и другие виды издержек

 


10.2 Способы определения затрат

В общих затратах на реализацию логистических функций есть ряд затрат, порядок определения которых имеет некоторые особенности. В последующем изложении приводятся эти виды затрат и способы их определения.

Издержки на транспортировку грузов. Затраты, связанные с транспорти­ровкой, рассматриваются как эксплуатационные расходы транспортных под­разделений предприятий или транспортных компаний, занятых перевозками. Сумма этих расходов включает в себя:

 

· заработная плата рабочих, занятых выполнением работ;

* начисления на заработную плату;

* амортизационные отчисления по зданиям, сооружениям, оборудованию;

* расходы на энергию и топливо;

* расходы на вспомогательные материалы;

• расходы, связанные с эксплуатацией оборудования;

• накладные расходы.

Следует иметь в виду, что в том случае, если предприятие привлекает для перевозки продукции внешние транспортные организации, то расходы на транспортировку приобретают характер транспортных тарифов.

Издержки, связанные с созданием запасов, складываются из затрат на формирование запасов, издержек хранения, потерь от иммобилизации средств

Затраты на формирование товарных запасов включают в себя затрат, связанные с организацией заказов товаров для иx поставки на склад в том числе на транспортные, погрузо-разгрузочные работы, потери от залеживания товаров и т.д.

Издержки хранения включают в себя затраты на содержание складов; расходы по страхованию; издержки, вызванные утратой качества продукции, и другие. При этом, в затраты на складские операции входят стоимость рабочей силы, занятой складскими работами; в амортизационные отчисления на оборудование, расходы на энергию и т.д.

Эти расходы прямо пропорциональны величине запасов и сроку их хра­нения на складе.

Потери от иммобилизации средств представляют собой стоимость капиталовложений в запасы. Зарубежные исследователи обычно отождествляют их с процентами на капитал. Эта стоимость определяется процентом кредитной ставки. Потери от иммобилизации средств могут быть приравнены к прибыли, которая могла бы быть получена при вложении средств в альтернативных сфе­рах деятельности.

«Издержки дефицита». Эти затраты обусловлены отсутствием в запаса требуемых товаров. Выявляются два основных вида этих затрат:

• затраты, возникающие из-за неумелого управления запасами;

• затраты, возникающие из-за ограниченности товарных запасов, складских помещений или транспортных средств.

В первом случае спрос на товары может быть удовлетворен за счет экс­тренной доставки грузов, а «издержки дефицита» представляют собой разницу затрат на перевозку обычными и скоростными средствами транспорта.

Во втором случае потери от дефицита можно оценить как потери прибыли на просроченный заказ, упущенную выручку и косвенный ущерб, связанный с потерей потребителем его репутации.

Расходы по страхованию. Страхование товаров охраняет имущественные аспекты грузовладельцев и перевозчиков; обеспечивает определенную устойчивость и надежность функционирования процессов товародвижения и сокращение издержек транспортных организаций. Расходы на страхование определяются размерами ставок страхового рынка.

 

10.3 Критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия, но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно. Поэтому, в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат.

Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности товародвижения следует считать:

- интеграцию складирования, транспортировки и системы создания запасов в единый механизм;

- экономическое обеспечение снабжения, производства и сбыта;

- определение наиболее экономичных размеров отгрузок;

- выбор способов перевозок и видов транспорта;

- выработку оптимальных схем складирования и тактики восполнения запасов.

При оптимизации процессов товародвижения необходимо учитывать ряд проблем комплексного характера к выдвижению и решению следующих вопро­сов:

- В какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения, компенсируются как увеличением выручки от возросшего объема прода­жи, так и экономией на издержках содержания товарных запасов?

- Допустить ли предприятию снижение уровня обслуживания при уменьшении издержек товародвижения и одновременное увеличение риска со­кращения выручки или отдать предпочтение заключению максимально воз­можного числа сделок за счет роста издержек товародвижения и содержание больших постоянных товарных запасов?

- Насколько целесообразно (с учетом используемого вида транспорта, маршрута перевозки и других факторов) складировать товар по месту произ­водства, на рынке сбыта или в каком-либо другом пункте?

- Избрать ли с целью снижения издержек товародвижения тактику про­изводства товаров на постоянном «экономичном» уровне или складировании излишков в периоде низкой конъюнктуры или варьировать объем производства применительно к спросу даже при более высоких удельных затратах на производство продукции?

 

Тема 11. Сервис в области логистики

 

1. Понятие сервиса в логистике

2. Система логистического сервиса

 

11.1 Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд, называется сервисом.

Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров потребителю. Объектом логистического сервиса являются предприятия производственной и непроизводственной сферы, население.

Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области послепродажного обслуживания.

Bсе работы в области логистического сервиса можно разделить на три основные группы:

- предпродажные, т. е. работы по определению политики предприятия в сфере оказания услуг и формированию системы логистического обслуживания;

- работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров, например, предоставление информации о прохождении гру­зов; подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и т.п.;

- послепродажный логистический сервис, включающий в себя гарантий­ное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, об­мен и т.п.

11.2 Формирование системы логистического сервиса. Определение политики предприятия в сфере оказания услуг связано с формированием системы логистического сервиса и предполагает проведение комплекса взаимосвязан­ных работ.

Действия по формированию системы логистических услуг выполняются в следующей последовательности:

1)сегментация потребительского рынка, т.е. его разделение на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления;

2) определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;

3)ранжирование услуг, входящих в составленный перечень. Сосредото­чение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах;

4) определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;

5)оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необ­ходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;

6)установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.

При этом сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру оказываемых услуг или другому при­знаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование и определение стандартов логистического обслуживания производится путем проведения опросов потребителей.

Тема 12. Организация логистического управления

1. Функции управления логистикой

2. Механизм управления материальными потоками

12.1 Содержание и задачи управления логистикой. Система управления товародвижением призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. При этом, управление реализует конкретные целевые установки предприятий, производящих продукцию. Такими установ­ками могут быть, например, обеспечение поставки продукции в нужный срок с наименьшими затратами, поддержание необходимого уровня обслуживания.

Управление в этом случае в значительной степени направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых деятельностью по производству и сбыту продукции.

В работе по организации товародвижения участвуют службы маркетинга и снабжения, производственные подразделения, транспорт, складское хозяйство, служба сбыта. В работе этих подразделений возникают рассогласования и противоречия.

Задача системы управления состоит в разрешении возникающих проти­воречий и принятии решений, обеспечивающих оптимизацию процесса, товаро­движения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
При построении системы должен учитываться принцип аппаратных и программных моделей | Сущность понятия маркетинговые исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.