Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ маркетинговых рисков




При принятии маркетинговых решений всегда важно учитывать риск. Риск - это характеристика возможности и степени достижимости того или иного результата в зависимости от принимаемого решения или совершаемого действия. Чаще, чем о позитивном результате, речь при оценке риска идет о вероятности получения негативного результата и его размерах. Риском также называется уровень неопределенности, погрешности в предсказании результата и величины усилий, потребных для его достижения. Риск также можно отнести к уровню определённости, с которой можно прогнозировать результат.

Предприниматель вынужден изучать риск возникающий при производстве, запуске, продаже и при других видах деятельности предприятия. Его интересует не компенсация риска, а предотвращение его ущерба. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Задача маркетингового исследования риска - определить вероятность риска и измерить его интенсивность, выделить факторы риска, поддающиеся и неподдающиеся воздействию.

Среди огромного количества разнообразных рисков в маркетинге выделяются виды рисков:

- финансовый рыночный риск - вероятность и уровень снижения доходности инвестиций в различных сегментах рынка, с различными целевыми группами клиентов;

- риск конкуренции - вероятность проникновения конкурентов на рынок и масштабы их усиления;

- валютный риск - вероятность низкой ликвидности инвестиций, активов, конвертируемости вложений;

- политический риск - возможность политических изменений в месте пребывания, ухудшающих условия деятельности, и степень этого ухудшения, его последствия.

Вслед за ними выявляются риски невыполнения отдельных функций маркетинга - функциональные операционные риски.

В качестве основополагающего типа рисков выступает предпринимательский риск. При установлении предпринимательского риска различают понятия: «Расход», «Убытки», «Потери». Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место при неблагоприятном месте стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные расходы, сверх намеченных. И это характеризует категорию «риск» с качественной стороны, но создает основу для перевода понятия «предпринимательский риск» в количественную. Действительно риск – это опасность потери ресурсов или дохода. В относительном выражении риск определяется, как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход прибыли от предпринимательства.

Предпринимательские потери – это в первую очередь случайное снижение предпринимательской прибыли. Именно величина таких потерь и характеризует степени риска. Значит анализ риска связан с изучением потерь. Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, разделяются на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные виды потерь: проявляются в предусмотренном предпринимателем проектом (дополнительных затрат или прямых потерь оборудования, имущества, продукции и т.д.). Исчисление потерь неизбежно в стоимостном выражении, в денежных единицах.

Трудовые потери: представляют потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. В непосредственном измерении трудовые потери выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто в часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в денежном выражении осуществляется путем умножении трудовых часов на стоимость (цену) одного часа.

Финансовые потери: - это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафа, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг. Кроме того, финансовые потери могут быть при не до получении или не получении денег из предусмотренных источников, или не возврате долгов не оплате покупателем продукции, уменьшением выручки в следствии снижения цен на реализацию продукции и услуг.

Специальные виды потерь: проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предприятия, а так же в следствии неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно определить в количественном и тем более в стоимостном выражении.

В общем случае коммерческий риск – это вероятность потерпеть поражение на рынке (не суметь продать товар, не получить запланированную прибыль или понести убытки, быть вытесненным с рынка и обанкротиться).

При проведении комплексного анализа вероятных потерь для оценки риска важно не только установить все источники риска, но и выявить какие источники переваливают. Если в числе рассматриваемых потерь выделяется один вид, который либо по величине, либо по вероятности возникновения заведомо «подавляет» остальные, то при количественной оценки уровня риска в расчет можно принимать этот вид потерь. Если потери можно заранее предвидеть, то они должны рассматриваться не как потери, а как неизбежные расходы и включаться в расчетную калькуляцию.

Особое место занимают потери предпринимателя, обусловленные недобросовестностью или несостоятельностью компаньонов. Риск оказаться обманутым в ходе сделки или столкнуться с неплатежеспособностью должника, невозвратностью долга, к сожалению, достаточно реален.

Главное в оценке хозяйственного риска состоит в искусстве построения кривой вероятностей возможных потерь. Существует три способа, которые могут быть применены для построения кривых вероятностей возникновения потерь.

Статистический способ расчета рискасостоит в том, что изучается статистика потерь, имевших место в аналогичных видах предпринимательской деятельности, устанавливается частота появления определенных уровней потерь.

Экспертный способ: известный под названием метода экспертных оценок, применительно к предпринимательскому риску может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов.

Наиболее желательно, чтобы эксперты дали свои оценки вероятностей возникновения определенных уровней потерь, по которым затем можно было бы найти среднее значение экспертных оценок и с их помощью построить кривую распределения вероятностей.

Суть бального метода расчета рисков состоит в следующем: коммерческий риск описывается определенным числом i=1,2,…,n факторов (критериев риска). Значение каждого из них экспертным путем ранжируется по вероятности наступления риска и нормируются, т.е. каждому присваивается определенный ранг(Ri), как правило от 1 до 10. Экспертным путем определяется вклад каждого фактора в совокупный риск (Wi). Он используется в качестве веса при расчете совокупного риска (Rc) по формуле средней арифметической взвешенной /3, c. 273/:

Чем ближе Rс к 1, тем меньше риск а чем ближе к 10, тем он выше.

При исследовании рисков надо установить показатели наиболее возможных допустимых, критических и катастрофических потерь, имея в виду как их уровни, так и вероятности. По этим характерным точкам не сложно воспроизвести ориентировочно всю кривую распределения вероятностей потерь.

Например, необходимо определить риск выпуска нового товара по следующим данным экспертных оценок (табл. 28).

Таблица 28. Оценка факторов риска

Факторы риска Баллы факторов риска (Wi) Ранги или веса факторов (Ri) Взвешенный риск (Wi Ri)
Емкость рынка сбыта Тенденции спроса Динамика цен Конкурентоспособность товара Хорошая снабженческая сеть Надежная сбытовая сеть Профессиональный маркетинг Уровень сервиса Интенсивность конкуренции Имидж фирмы       0,1 0,1 0,1   0,2   0,05 0,1   0,1 0,05 0,05 0,15 0,3 0,4 0,1   1,4   0,3 0,7   0,4 0,4 0,45 0,6
Итого     5,05

 

Произведем расчет риса и охарактеризуем его важность исходя из значений шкалы границ риска (табл. 29).

Таблица 29. Шкала границ риска

Границы зон риска 0 – 2,5 2,6 – 5,0 5,1 – 7,5 7,6 – 10,0
Зоны риска Минимального Повышенного Критического Недопустимого

 

Произведем расчет по формуле средней арифметической взвешенной и получим, что Rc = 5,05. По шкале это значение соответствует повышенному риску.

Расчетно-аналитический способ построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей предпринимательского риска базируется на теоретических представлениях. Полностью избежать риска невозможно, но зная, что порождает потери, предприниматель способен снизить их угрозу, уменьшая действия неблагоприятного фактора.

Рассмотрим пример анализа рисков в управлении рекламным агентством. Рекламное управление рисками включает следующие основные направления деятельности:

-распознание, оценка и анализ степени риска для рекламного агентства;

-разработка и осуществление мер по предупреждению, минимизации и страхованию риска;

-кризисное управление (ликвидация последствий возникающих убытков и выработка механизмов выживания агентства).

Для рекламного агентства очень важно сформулировать определённую стратегию управления риском, для чего необходимо дать конкретные ответы на следующие ответы:

-какие именно виды рисков она обязана учитывать в своей деятельности;

-какие способы и инструменты позволяют управлять подобными рисками;

-какой объём риска организация может взять на себя (приемлемая сумма убытка, которая может быть погашена из собственных средств).

Однако, только формулирования стратегии для управления риском недостаточно, нужно ещё иметь механизм её реализации – систему управления рисками, что в свою очередь предполагает:

-создание эффективной системы оценки и контроля принимаемых решений;

-выделение в организации специального подразделения (работника), которому будет поручено управление рисками;

-выделение средств и формирование специальных резервов для страхования рисков и покрытия убытков и потерь.

Маркетинговые риски определены слабыми сторонами рекламной фирмы или рекламодателя, данными SWOT- анализа, оргструктурой управления, недостаточной информацией о ситуации на рекламном рынке и контроле рекламы. В табл. 30. представлена рисковая ситуация заключения договора с рекламодателем.

 

 

Таблица 30. Расчетные данные по рискам

Критерии, характеризующие риски - Si Вес критерия – Wi: (0-1) Вероятность наступления события – Vi: (0-1) Взвешенная оценка – Wi*Vi
Неплатежеспособность заказчика 0,1 0,25 0,025
Отсутствие в этот момент классных дизайнеров 0,8 0,1 0,08
Болезнь менеджера по рекламе 0,7 0,15 0,105
Неясность целей рекламодателя 0,3 0,29 0,087
Изменчивость рыночных предпочтений 0,4 0,15 0,06
Риск неправильного выбора рекламоносителя 0,4 0,05 0,02
Кража 0,2 0,05 0,01
Пожар 0,1 0,01 0,001

 

Суммарный риск рекламной операции равен R=S Wi*Vi = 0,388. Это небольшой риск и все же он может состояться на 38,8 %.

Существует как минимум три основных способа оптимизации решений в условиях риска:

- уменьшение неопределенности в результате получения дополнительной информации. Ведущая роль любых рыночных исследований, включая и эксперименты, - это получение информации для снижения риска;

- расчет вероятности наступления различных событий и определение их возможных последствий. Это распространенный способ определения и сравнения рисков, базирующийся на основании прошлого опыта, моделей и прогнозов ситуации;

- уменьшение масштаба ответственности посредством: а) диверсификации объектов бизнеса (работать с разными товарными группами, в разных сегментах рынка, так или иначе «не кладя все яйца в одну корзину»), а также б) разделения риска с партнерами по бизнесу и другими экономическими субъектами (в том числе страхование и перестрахование рисков).

Это радикальные практические способы снижения рисков. Практика подтверждает также целесообразность и необходимость разработки специальной инструкции по управлению рисками, в которой регламентировались бы действия отдельных работников и структурных подразделений службы маркетинга, связанные с возможными рисками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 6421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.