Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Управление персоналом

Вопросы для изучения:

1. Подбор и расстановка кадров.

2. Обучение персонала.

3. Психологические аспекты индивидуальной карьеры.

4. Мотивация и стимулирование персонала в организации.

5. Психология отклоняющегося поведения в организации.

Основные понятия и содержание темы: Подбор и расстановка кадров. Деятельность психолога в сфере управленческого консультирования. Кадровый мониторинг. Обучение персонала. Психологические аспекты индивидуальной карьеры. Основные этапы и стадии индивидуальной карьеры. Мотивация и стимулирование персонала в организации. Психология отклоняющегося поведения в организации. Социально-психологические типы отклоняющегося поведения.

Литература по теме:

а) основная:

  1. Психология менеджмента / Под. Ред. Г.С.Никифорова. СПб, 2004 (с.354-469)

б) дополнительная:

  • Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
  • Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996
  • Кошелева Психологические основы управления персоналом. СПб., 1995
  • Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии. 1998 №3
  • Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
  • Обозов Н.Н. Психология менеджмента. СПб., 1994.
  • Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб., 2000
  • Психология управления: Учебное пособие / Под ред. А.В.Федотова. Л., 1991
  • Розанова В.А. Психология управления. М., 1999 г.
  • Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М., 1997

Последние годы российская экономика отмечена достаточно отрадным явлением- повышением внимания государственных органов власти и руководителей организации к вопросам управления персоналом.

Так, на Федеральном уровне принят и начал действовать Трудовой кодекс, создавший основы трудовых взаимоотношений между руководством организацией и их персоналом. Разрабатываются и другие законодательные акты, направленные на создание цивилизованных условий труда. Однако обращение внимания руководителей к вопросам управления персоналом имеют под собой различные причины.

Для одной части руководителей фирм овладения методами и средствами управления персоналом означает желание овладеть средствами повышения дисциплины персонала, достичь административными и экономическими методами полной управляемости персонала, в том числе, создав атмосферу страха перед наказаниями или угрозой быть уволенным. Здесь необходимо отметить, что полная управляемость персонала – это недостижимая иллюзия. Дело закончится в конце концов либо полной сломленностью людей и их пассивностью, работой по принципу «Приказали- сделал, не приказали- не сделал», либо глухим сопротивлением части персонала при приверженности к такому же принципу, даже при показном рвении и внешней демонстрацией дисциплины. Этот тупиковый путь может дать относительно кратковременные тактические успехи, но он несет и самые серьезные стратегические угрозы самому существованию организации.

Другая же часть руководителей видит в современных методах управления персоналом эффективные средства создания здоровой и творческой атмосферы в организации, создание единой команды профессионально подготовленных людей, добровольно прикладывающих свои усилия для достижения целей организации, ее процветанию и выполнения ею своей миссии в России, так как они достаточно глубоко осознают, что хотя создание квалифицированого и эффективно работающего персонала- дело достаточно длительное и дорогое, но плохой персонал обходится в конце гораздо дороже.

Эффективное управление персоналом базируется на ряде основополагающих законов и принципов, к важнейшим из которых относятся следующие:

1) Принцип формирования эффективных обратных связей. Руководство организацией, разрабатывая и реализуя стратегию ее деятельности, должно получать достоверную и объективную информацию с рабочих мест руководителей и специалистов о конкретных особенностях и проблемах, возникающих при реализации стратегии.

Добиться получения такой объективной информации - задача достаточно трудная, так как нередким явлением является традиционное желание подчиненных скрыть негативную информацию, даже если причины возникновения соответствующих негативных ситуаций лежат вне их сферы деятельности и полномочий. Подчас они находятся вообще за границами организаций. Но опытные подчиненные хорошо знают возможную реакцию руководства на попытки его информирования о каких-то важных проблемах и трудностях. А реакция эта состоит в возникновении чувства неприязни к подчиненным, подсознательная основа чего- отождествление причин возникновения проблем с источниками информации, то есть другими словами, в установлении знака равенства между градусником и температурой. Такая позиция и реакция руководства на подобного рода информацию приводит в конце концов к тому, что оно само лишает себя важной части информации, что приводит в результате к неадекватным решениям, а значит, и к новым, серьезным проблемам. Такая позиция в итоге оборачивается бумерангом для руководства.

2) Принцип системности.

Суть его состоит в том, что организация рассматривается как совокупность элементов и связей между ними, а сама она оказывается, как бы погруженной в окружающую внешнюю среду.

При системном подходе к организации выявляется, что любые изменения в составе элементов и связях между ними оказывают свое влияние на остальные остающиеся элементы и связи.

Яркой демонстрацией этого явления и этих зависимостей, например, явилось появление многих новых и смежных проблем на российских фирмах и предприятиях при попытках организации в них маркетинговых подразделений. На предприятиях особо острые конфликты возникали между подразделениями маркетинга и производством. Причина этих конфликтов кроется в разных и даже противоположных целевых установках этих подразделений. Если философией и целью деятельности профессионально организованного маркетингового подразделения является принцип «Производить только то, что продается (имеет сбыт)», то философия производства большинства предприятий принципиально противоположна: «Продавать то, что сейчас производится»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы реализации функции контроля | Принцип человечности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.