Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии




В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения:

1) информационный (ориентированный на передачу и прием информации);

3) интеракционистский (ориентированный на взаимодействие);

3) реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения).

Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения.

1. Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е – 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени.

Эти подходы базируются на трех основных положениях:

1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы;

2) человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки;

3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

В рамках информационного подхода было разработано две основные модели:

1) модель К. Шеннона и В. Вивера, представляющая изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующую декодировку. Модель включала пять элементов, организованных в линейном порядке: источник информации Þ передатчик информации (шифратор) Þ канал для передачи сигналов Þ приемник информации (дешифратор) Þ получатель информации. Позже она была дополнена такими понятиями, как «обратная связь» (отклик получателя информации), «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу), «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор) и др. Основным недостатком этой модели явилась недооценка других подходов в изучении проблемы общения.

2) модель коммуникационного обмена, которая была разработана И. Гофманом в 60-х гг. и включала 4 элемента:

а) коммуникационные условия;

б) коммуникационное поведение;

в) коммуникационные ограничения выбора стратегии общения;

г) критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

2. Интеракционистские подходы – рассматривают общение как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). В рамках интеракционнистских подходов было разработано пять моделей организации общения:

1) лингвистическая модель (Р. Бедвистел, 1970), согласно которой все взаимодействия образуются и комбинируются из 50-60 элементарных движений и поз тела человека, а поведенческие акты, сформированные из этих единиц, организуются по принципу организации звуков в словах;

2) модель социального навыка (М. Аргайл, А. Кендон, 1967) основывается на идее научения общению в самом общении;

3) равновесная модель (М. Аргайл, Дж. Дин, 1965) предполагает, что любое изменение поведения обычно компенсируется другим изменением, и наоборот (например, диалог – монолог, сочетание вопросов и ответов);

4) программная модель социального взаимодействия(А. Шефлен, 1968) постулирует, что общая структура межличностного взаимодействия порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ:

а) первый вид программы имеет дело с простой координацией движений;

б) второй контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности;

в) третья программа модифицирует сами процедуры изменений, т. е. управляет комплексной задачей метаобщения.

Эти программы усваиваются индивидами по мере научения и позволяют организовывать разнородный поведенческий материал. Они «запускаются» в зависимости от содержательного контекста конкретной ситуации, задачи и социальной организации.

5) системная модель (А. Кендон, 1977) рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы:

- первая – это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний;

- вторая – это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.

3. Реляционный подход (от лат. relatio – отношение, связь)(Р. Бедвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973)строится на том, что общение – это система взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с обществом и средой обитания, в которой они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей. Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение или участвуют в нем, поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 8250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.