Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инстанции Я и типичные способы поведения, высказывания




Инстанция Я Типичные способы поведения, высказывания
Родитель Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем»
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опоздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!»
Взрослый Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе»
Ребенок Естественный ребенок Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!»
Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»
Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов «Я это делать не буду!» «Вы этого сделать не сможете»

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие. Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из состояний Я, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э. Берну, должна осуществляться именно в этом направлении: «оживлять» подавленное Я – состояние или обучать актуализации определенного Я – состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

II. Анализ трансакции составляет вторую часть трансактного анализа. Отдельная трансакция состоит из трансакции-стимула и трансакции-ответа. Трансакции исходят от определенного состояния Я одного партнера по общению и направлены к определенному состоянию Я другого партнера. Они являются открыто проявляющимся аспектом социальных связей индивида.

Бываю разные трансакции:

- параллельные – трансакция-стимул и трансакция-ответ не пересекаются, но дополняют друг друга (например, обращение Взрослого к Ребенку, ответ Ребенка Взрослому), причем реакция челове­ка прямо связана с тем состоянием, которое затронул партнер по общению. Параллельные трансакции могут продолжаться долго.

- пересекающиеся: трансакция-стимул и трансакция ответ пересекаются, т.е. особенность пересекающихся трансакцийв том, что реакция собеседника исходит не из того состояния «Я», на которое было направлено воздействие (например, обращение Взрослого к взрослому, а ответ критикующего Родителя ребенку). Пересекающиеся трансакции препятствуют течению беседы. После пересекающейся трансак­ции коммуникации временно разрушаются. Партнеры при пересекающихся трансакциях говорят мимо друг друга.

Пример: Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый, например: «Ты не знаешь, где мои запонки?». Соответствующим трансакции Взрослый - Взрослый в первом случае может быть признан ответ: «Запонки лежат на столе». Однако собеседник может вдруг вспылить. Тогда ответы будут другие, например, «Вечно я у тебя во всем виновата!». Последний ответ соответствует схеме Ребенок – Родитель и тогда трансакции будут пересекаться.

- скрытые – требуют одновременного участия более чем двух состояний Я. Именно эта категория служит основой для игр. Смысл скрытых трансакций не связан непосредственно с наблюдаемым поведением. Взаимодействие в них осуществляется сразу на двух уров­нях – социальном и психологическом. На социальном уров­не произносится одно, а на психологическом подразумевается другое, причем партнеры это прекрасно понимают и реагиру­ют не на социальный, а на психологический уровень. При скры­тых трансакциях общение происходит на скрытом психологи­ческом уровне.

Пример: «Следующий обмен репликами является ярким, хотя и несколько грубоватым примером торговой игры.

Продавец: Эта модель получше, но она вам не по карману.

Покупательница: Вот ее-то я и возьму.

Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребенку покупательницы. Покупательница думает: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Эта трансакция дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку».

III. Анализ игр. Психологическая игра – серию следующих друг за другом скрытых трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения двумя основными характеристиками:

1) скрытыми мотивами;

2) наличием выигрыша.

В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

Игры подразделяются Э. Берном на группы в соответствии с ситуациями, в которых они чаще всего встречаются:

1) игры на всю жизнь,

2) супружеские игры,

3) игры в компаниях, на вечеринках,

4) сексуальные игры,

5) игры преступного мира,

6) игры в кабинете психотерапевта,

7) хорошие игры).

Каждая игра анализируется по нескольким пунктам:

1) название (характеризует сущность данного вида игры),

2) тезис (сущность игры),

3) цель (чего желает добиться человек, выбирающий в качестве основы поведения данный вид игры),

4) роли (чью роль берет на себя каждый из участников игры, сколько всего участников), динамика (как развивается игра),

5) примеры,

6) парадигма (описание важнейших трансакций на социальном и психологическом уровнях),

7) ходы (все возможные для данной игры действия),

8) вознаграждения (все виды удовольствия, покоя, стимуляции и компенсации, получаемые в ходе данной игры),

9) родственные игры.

Игры являются частью более широких и сложных ансамблей трансакции, которые называются сценариями.

IV. Анализ сценариев. По Э. Берну, сценарий в целом – это план, ограничивающий и регламентирующий человеческую жизнь, это бессознательное решение того, как необходимо прожить жизнь.

Жизненные сценарии в большинстве случаев основываются на родительском программировании, которое легко усваивается ребенком по трем ключевым причинам:

1) оно придает жизни цель (в противном случае ее пришлось бы отыскивать самому);

2) дает ребенку приемлемый (для его родителей) способ структурирования времени;

3) оно указывает ребенку, как поступать и как делать те или иные вещи.

Говоря о сценарии, следует рассмотреть следующие понятия.

1. Сценарный итог (развязка). Это директивное утверждение предписывается родителями ребенку в раннем детстве. Ребенок запечатлевает их слова в подсознании и стремится исполнить то, что ему сказали, в своей будущей жизни. Развязка, к которой стремится человек, в клинической практике вовсе не означает приобретения каких-либо благ, и может быть сведена к четырем основным вариантам: одиночество, бродяжничество, сумасшествие и смерть. Т.е. если мать настойчиво говорит детям, что они дураки и закончат в сумасшедшем доме, то чаще всего так и случается.

2. Предписание – самая важная часть сценарного аппарата. Предписания, по Э. Берну, бывают трех видов:

- для победителя,

- не победителя

- неудачника.

Предписания для формирования характера победителя содержат в себе социально-приемлемые и мягкие по форме формулировки, подкрепляемые одобрением или неодобрением («Ты милая и приятная», «Не будь таким честолюбивым»).

Лучший способ воспитать не победителя заключается в том, чтобы давать лживые и жесткие предписания, навязываемые окольным путем («Не говори отцу», «Держи рот на замке»).

Создать неудачника можно с помощью грубых и жестких предписаний, запретов, подкрепляемых чувством страха.

Предписания воспитывают в ребенке стиль поведения, выгодный родителям.

3. Разрешение. Родители иногда дают помимо ограничений и разрешения. Разрешения дают возможность человеку освободиться от предписаний, наложенных родителями. Одно из самых важных разрешений – разрешение не быть глупцом, стараться думать самому. Разрешение должно быть гибким и подвижным. Оно не имеет ничего общего со вседозволенностью. Важнейшие разрешения – это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами.

4. Внутреннее освобождение. Оно освобождает индивида от власти сценария. Человек становится автономным и действует согласно собственным устремлениям. Внутреннее освобождение заложено в самом сценарии. Оно может быть ориентировано либо на какое-то событие, либо на определенное время.

5. Антисценарий – это обратная сторона сценария. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда мать говорит сыну: «Не пей», а он пьет еще больше; «Учись прилично», – а он вообще бросает учебу. Человек перевертывает программу в обратную сторону, но при этом остается все равно запрограммированным.

Весь человеческий род можно разделить на три большие группы:

- первая – те, кто привязан к сценарию;

- вторая – те, кто обрел автономность;

- третья – все остальные, изменяющиеся в зависимости от перемены их взглядов и обстоятельств.

Людей, привязанных к сценарию, можно, по Э. Берну, подразделить на два типа.

1) Человек, руководимый сценарием. Ему многое позволено, но, прежде чем насладиться разрешенным, он должен исполнить все сценарные требования. Примером такого типа людей может быть хороший работник, который умеет развлечься в свободное время.

2) Человек, одержимый сценарием. Таким людям также кое-что разрешено, но им суждено приводить в жизнь свой сценарий любой ценой, посвящая ему все свое время. Типичным примером служит законченный алкоголик или наркоман, который с немыслимой скоростью мчится навстречу гибели. Одержимыми считаются жертвы трагического, или «рокового», сценария.

Некоторые обретают собственную автономию благодаря внешним обстоятельствам, другие – путем внутренней организации. Ключом обычно служат «разрешения». Чем больше у человека внутренних разрешений, тем меньше он связан сценарием. И наоборот, жесткие сценарные директивы увеличивают зависимость человека от сценария. Также во многом способствует выходу из-под власти своего сценария его осознание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.