Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления исследования малых групп

Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной. Но это достаточно емкая и самостоятельная задача, решить которую здесь можно лишь в общих чертах. Целесообразно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов:

1) социометрическое,

2) социологическое,

3) школа «групповой динамики».

1. Социометрическое направление развивалось в исследованиях Дж. Морено. Он выделял в обществе две структуры отношений: макроструктуру (участие индивидов в различных сферах жизнедеятельности) и микроструктуру (психологические отношения с окружающими людьми). Несовпадения в этих структурах порождают напряженность и конфликты, поэтому их необходимо привести в соответствие.

В рамках этого направления изучение малых групп сводилось лишь к исследованию межличностных отношений, эмоциональных контактов между членами группы. Социометрия выступала в качестве основного (иногда единственного) метода исследования. Анализ направления показывает, что остается вне изучения совместная деятельность малых групп. Кроме того, социометрия не отвечает на вопрос о мотивах выбора.

2. Социологическое направление связано с экспериментами Э. Мэйо. Суть экспериментов заключалась в задаче повышения производительности труда сборщиц реле компании Вестерн Электрик в Хоторне. Эксперименты длились с 1924 по 1936 гг., проходили в три этапа, выделялись экспериментальная и контрольная группы.

На первом этапе увеличивалась освещенность в экспериментальной группе, что дало прирост производительности труда, в контрольной – все осталось без изменения. На втором этапе при тех же условиях производительность труда возросла в обеих группах. На третьем – в экспериментальной группе были отменены условия освещенности, а производительность труда продолжала расти и в экспериментальной, и в контрольной группах. Далее изменялся более широкий круг условий труда. Результаты были схожими. Общий вывод: участие в эксперименте повышало значимость работниц, что и приводило к росту производительности труда. Э. Мэйо ввел понятие чувство социобильности – потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то группе.

Другой линией интерпретации данных экспериментов явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производственного процесса. Э. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в бригадах, но и о значении последней, в частности, о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании.

3. Школа «групповой динамики» связана с именем К. Левина. К. Левин создал теорию поля. Ее суть: законы социального поведения выявляются через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих. Важнейший метод анализа психологического поля – создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и изучение их функционирования. В рамках направления исследовались групповые конфликты, способы принятия групповых решений, разработаны оригинальные методики.

3. Классифи­кация малых групп.

В настоящее время известно огромное количество классифи­каций малых групп. Рассмотрим некоторые из них.

1. Ч. Кули подразделял малые группы на первичные и вторичные.

Первичная группа – это группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы».

Вторичная группа – это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулируется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вторичная – н а цель. Вторичные группы, как правило, совпадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.

2. По условиям существования малые группы делят на:

- лабораторные (специ­ально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях). Они в свою очередь бываю контрольными и экспериментальными;

- естественные (функционирующие в реальных жизненных ситуациях). Они бывают (Э. Мэйо):

* формальными – это группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями;

* неформальными – этогруппа, возникающая, как правило, в рамках формальной группы на основе межличностных отношений, общих интересов, потребностей в общении, понимания и взаимных симпатий.

2. По целям малые группы делятся на:

- организованные (формальные, офи­циальные) – их существование задано внешней ситуа­цией, обществом, которое создает специальные структуры для решения каких-то задач;

- спонтанные (неформальные, неофициальные) – зарождаются не­произвольно, стихийно как в недрах организованных групп, так и вне их.

3. По степени открытости малые группы делятся на:

- открытые – легко стать членом такой группы и выйти из нее;

- закрытые – сложно стать членом данной группы и выйти из нее (примеры закрытых групп – армейские подразделения, полярные экспеди­ции, экипажи судов, находящиеся в длительном плавании).

4. По продолжительности существования выделяются стацио­нарные и временные группы.

Постоянство или временность существования группы имеет относительный характер, однако важной характеристикой является восприятие членами группы времени ее существования. Так, студенческая группа, образован­ная на несколько лет для обучения, воспринимается ее членами как постоянная. Временная характеристика имеет значение, но важнее субъективная оценка своей группы. Может быть и такая ситуация, когда разные люди оценивают свою группу по-разно­му.

5. По значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на его установки малые группы делят на:

- группы членства - это группы, которые рассматриваются только как место пребывания человека и которые не связана с системой его ценностей, социальных установок;

- референтные груп­пы - это реальные или воображаемые груп­пы, с которыми индивид соотносит себя как с эталоном и на нор­мы, мнения, ценности и оценки которых ориентируется в своем поведении и самооценке. Они бываю (Г. Келли):

* нормативные – это те группы, в которых индивид стремится получить и сохранить признание или стремится стать их членом;

* сравнительные – это те группы, ценности членов которой человек считает точкой отсчета для соотнесения или сравнения своих оценок и самооценок.

6. В зависимости от степени подготовленности группы к со­вместной деятельности и специфики общения выделяют следую­щую типологию малых групп (Л.Г. Почебут и В.А. Чикер):

1) Акциденция (от лат. случайность) – группа случай­но встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (на­пример, пассажиры автобуса). Общение в такой группе случай­ное, кратковременное, не профессиональное, но регламентирован­ное культурными нормами. Естественно, оно не дает группе воз­можности подготовиться к совместной деятельности. Русским эквивалентом названия такой группы может служить слово «сбо­рище».

2) Комиция (от лат. собрание) – группа людей свободных, не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров). Общение в такой группе ситуативно, крат­ковременно, непрофессионально. Но люди устанавливают опре­деленный регламент своего общения (процедуру, органы управ­ления собранием и пр.), и каждый может индивидуально подго­товиться к участию в совместной деятельности.

3) Компаниягруппа людей, проводящих вместе свободное время (например, друзья). Их общение целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профес­сиональное. Они готовятся к своему участию в групповой деятель­ности, но их подготовка минимальна.

4) Коалиция (от лат. объединение) – объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов). Подготовка такой группы к совместной деятельности будет сред­ней, поскольку от них не требуется работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными действиями, каж­дый работает над своей проблемой.

5) Командакрепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (на­пример, спортивная команда). Эта группа отличается от коалиции тем, что люди работают совместно над одной проблемой и специ­ально подготовлены для совместной деятельности, т. е. прошли особый курс обучения и тренировки совместных, слаженных дей­ствий. Особым типом команды является когорта.

6) Когортагруппа специально подготовлен­ных людей для выполнения агрессивных действий (например, груп­па специального назначения). В такой группе резко возрастает чувство ответственности за действия и жизнь своих товарищей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие малой группы и ее структура | Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Стадии развития группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.