Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Концепции социального воспитания

План:

1. Понятие о социальном воспитании в широком и узком смыслах.

2. Цель, задачи и содержание социального воспитания.

3. Субъекты социального воспитания. Понятие о социальном взаимодействии.

4. Принципы социального воспитания.

5. Методики социального воспитания.

 

Социальное воспитание – ведущая категория социальной педагогики, предметом которой является социальное воспитание как фактор становления личности в процессе социализации человека.

Социальное воспитание – это сложная комплексная система мер, взаимодействий, воздействий, отношений, в которой интегрируются все воспитательные силы и средства. Оно аккумулирует в себе влияние на педагогический процесс конкретных условий среды (социокультурные, природные, экологические, географо-климатические, социально-бытовые, национальные), рассматривая индивида в контексте его ближайшего окружения.

Термин «социальное воспитание» употребляется в нескольких значениях. В широком социально-педагогическом смысле социальное воспитание – это:

а) педагогически ориентированная система общественно-государственной помощи и поддержки, необходимой подрастающему поколению для его вхождения в жизнь и нормального функционирования на всем ее протяжении;

б) процесс целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие подрастающего поколения всех общественных и государственных образовательных, воспитательных, культурных, оздоровительно-спортивных, медико-психологических, правоохранительных, благотворительных и других организаций и учреждений, цель которых – обеспечить нормальное функционирование в обществе.

Определяя социальное воспитание в широком смысле слова мы отмечаем, что речь идет о поддержке всего подрастающего поколения всем государством и обществом.

В узком смысле под социальным воспитанием понимается:

а) помощь человеку в усвоении социальных норм поведения и отношений в обществе, в результате которой человек становится его полноправным членом;

б) целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности человека (ребенка), необходимых ему для успешной социализации.

Различные определения социального воспитания как ведущей категории социальной педагогики объединяет одно – акцент на социальной составляющей воспитания как многогранного общественного явления. Это воспитание всем обществом, его институтами.

 

Социальное воспитание имеет практико-ориентированный характер, т.к. нацелено на развитие качеств личности, которые характеризуют индивида как члена общества.

Цель социального воспитания – формирование социально зрелой личности, т.е. личности, не просто усвоившей социальные нормы, ценности, но и реализующей их в социально одобряемых моделях поведения, успешно выполняющей социальные роли и функционирующей в обществе.

Задачи социального воспитания:

- передать позитивный социальный опыт подрастающему поколению;

- создать благоприятные условия для овладения молодым поколением позитивными социальными, духовными ценностями и установками;

- организовать позитивный социальный опыт самого подрастающего поколения.

Ценности социального воспитания находятся в прямой зависимости от социально-политической системы и идеологии того или иного общества. Социальное воспитание призвано опираться на общечеловеческие ценности: Человек, Жизнь, Отечество, Мир, Земля, Семья, Труд, Знания. В демократическом обществе базовыми являются следующие ценности:

- вера в ценность, достоинство каждого человека;

- права и свобода человека;

- толерантность во взаимодействии с окружающими;

- ответственность за себя, близких, общество и мир.

Содержание социального воспитания – это совокупность элементов социального опыта, которая передается молодому поколению в процессе социального воспитания, а также комплекс социально значимых качеств, формируемых у молодежи. Элементами социального опыта являются: социальные нормы, правила, традиции, ценности, стандартные в данном обществе модели поведения, навыки правомерного поведения. Качества личности: образованность, нравственность, ответственность, гражданственность, сознательность, созидательность, толерантность, мобильность, социальная активность.

Субъекты социального воспитания – агенты позитивной социализации молодого поколения (и конкретного ребенка), создающие условия для становления социального субъекта.

Различают:

А) индивидуальные субъекты социального воспитания – конкретные люди, которые занимаются социальным воспитанием;

Б) групповые субъекты социального воспитания – коллективы (формальные или неформальные);

В) институциональные субъекты – институты социального воспитания и органы управления социальным воспитанием.

Все субъекты социального воспитания должны сотрудничать в процессе взаимодействия. Социальное взаимодействие – организация совместных действий индивидов, групп и организаций. Формами их взаимодействия являются сотрудничество, конкуренция, конфликт.

Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего – от взаимодействия семьи, учебно-воспитательных учреждений и социальных служб. При этом имеется в виду не узковедомственное влияние, а согласованное комплексное воздействие на социально-педагогическую ситуацию, которая требует разрешения в интересах ребенка.

Принципы социального воспитания – общие руководящие идеи, положения, требующие последовательности действий; основные требования к содержанию, методам, организации социального воспитания.

Принципы социального воспитания:

1. Гуманистической направленности социального воспитания.

2. Природосообразности социального воспитания.

3. Культуросообразности социального воспитания.

4. Вариативности социального воспитания.

5. Центрации социального воспитания на развитии личности.

6. Коллективности социального воспитания.

7. Диалогичности социального воспитания.

8. Дополнительности социального воспитания.

9. Незавершимости социального воспитания.

 

Методики социального воспитания детей направлены на создание условий для их развития и духовно-нравственной ориентации в воспитательных организациях. Выделяются три из них:

1) организация социального опыта детей;

2) образование (систематическое обучение; просвещение; стимулирование самообразования);

3) индивидуальная помощь.

 

Тема 5. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

План:

1. Семья как первичный институт социализации ребенка.

2. Функции семьи.

3. Цель, задачи и принципы семейного воспитания.

4. Социально-педагогическая типология семей.

5. Понятие о благополучной и неблагополучной семье.

 

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей.

Семья – первичный институт социализации ребенка, важнейший микрофактор его социализации, так как она являет собой ближайшую среду жизни и развития ребенка от рождения. В семье ребенок овладевает первыми социальными нормами, моделями поведения, понятиями, представлениями, ценностными ориентациями в основных сферах социальных отношений.

Социализация ребенка в семье осуществляется благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье.

Функции семьи – репродуктивная, воспитательная, социального контроля, экономическая, хозяйственно-бытовая, физического, умственного и физического развития.

Цель семейного воспитания – воспитать достойную человеческую личность. Задачи семейного воспитания: а) создать максимально благоприятные условия для личностного развития ребенка; б) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка; в) осуществлять разностороннее воспитание ребенка; г) передать жизненный опыт и др.

Семейное воспитание должно осуществляться согласно следующим принципам:

- любовь к ребенку;

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- открытость и доверительность отношений с ребенком;

- вовлечение ребенка в жизнедеятельность семьи как ее равноправного члена;

- оптимистичность взаимоотношений с детьми;

- последовательность в своих требованиях;

- оказание посильной помощи ребенку.

Воспитательный потенциал семьи – это совокупность условий и факторов семьи, определяющих ее педагогические (воспитательные) возможности. Его характеризуют характер нравственно-психологической атмосферы и внутрисемейного общения; жизненный и профессиональный опыт родителей; уровень образованности и общей культуры родителей; уровень заботы и заинтересованности родителей в воспитании детей; наличие семейных традиций и др.

Социально-педагогическая типология семей основана на следующих критериях:

1) по количеству детей: бездетная; малодетная; многодетная

2) по составу: полная; неполная; отдельная; простая; сложная; семья повторного брака

3) по структуре: с одной брачной парой; с одним из родителей супруга или другими родственниками; с двумя или более брачными парами с детьми или без них

4) по семейному стажу: молодожены; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; семья старшего супружеского возраста; пожилая супружеская пара

5) по географическому признаку: городская; сельская

6) по характеру лидерства в семье: демократическая; авторитарная

7) по семейному укладу: семья – «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья, ставящая на первое место здоровье (порядок, комфорт, материальный достаток и др.)

8) по однородности состава (национальность, уровень образования, профессия, социальный статус): социально-гомогенная (однородная); гетерогенная (неоднородная)

9) по качеству отношений и атмосферы в семье: благополучная; неблагополучная; конфликтная; проблемная; нестабильная; с деформированными отношениями между родителями; с деформированными отношениями между родителями и детьми; дезорганизованная

10) по характеру проведения досуга: открытая; закрытая

11) по состоянию психического здоровья: здоровая; невротическая; виктимогенная; психически отягощенная

12) по особым условиям семейной жизни: внебрачная; материнская; дистантная

13) по характеру воспитательного потенциала: воспитательно сильная; воспитательно слабая; с алкогольной зависимостью; аморальная; асоциальная.

 

Благополучная семья – семья, в которой отмечается постоянный положительный эмоционально-психологический климат, родители успешно справляются с родительскими функциями, решают задачи воспитания и развития ребенка.

Неблагополучная семья – семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрыты дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Для педагогов душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия (неблагополучия).

К семьям с явной (открытой) формой неблагополучия относятся конфликтные, проблемные, воспитательно слабые, семьи с алкогольной зависимостью, асоциальные, аморальные, виктимогенные, психически отягощенные семьи.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Виктимология как составная часть социальной педяагогики | Тест для самопроверки уровня усвоения знаний по дисциплине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 7993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.