Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные и национальные премии в области качества




12.

 

Важным механизмом мотивации предприятий и организаций различных сфер деятельности к непрерывному совершенствованию своей деятельности являются конкурсы на соискание премий в области качества. Одной из первых и наиболее популярных таких премий является премия Деминга. Она была учреждена в 1951 году в Японии в честь большого вклада У. Э. Деминга в развитие подходов к управлению качеством.К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался в Комплексное управление качеством в масштабах компании (CWQC), базирующееся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, удостоенные премии Деминга, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только в японской, но и в мировой промышленности, активно применяли статистические методы управления качеством.

Первоначально премия присуждалась в двух номинациях – предприятиям и организациям за достижения в области качества и отдельным лицам за вклад в развитие теории и практики управления качеством. С 1984 года утверждены следующие номинации:

- премия для крупных промышленных предприятий;

- премия для малых предприятий;

- премия для подразделений предприятия;

- персональная премия для отдельных лиц и групп;

- премия для зарубежных предприятий.

Таким образом, фактически существуют два вида премии Деминга: за индивидуальные достижения (The Deming Application Prize for Individual Person) и для компаний (The Deming Application Prize).

Положение о премии для предприятий содержит систему оценочных показателей, сгруппированных по 10 критериям (политика и цели; организация и ее функционирование; образование и его развитие; сбор, распространение и использование информации; анализ; стандартизация; управление (контроль); обеспечение качества; результаты; дальнейшие планы) – ключевым моментам в деятельности претендента.

Премией награждаются предприятия, которые согласно требованиям комитета по ее присуждению в ходе экспертизы набрали необходимое количество баллов. Итоги конкурса подводятся по 100-балльной шкале. Для получения премии требуется набрать не менее 70 баллов. Положением о конкурсе разрешается повторное участие в нем предприятия, уже удостоенного ранее премии Деминга, при этом его комплексная оценка должна быть не менее 75 баллов. Экспертная проверка основывается на документальном описании результатов деятельности по управлению качеством, заранее представленном на рассмотрение. Количество компаний, которые могут подать заявку на участие в конкурсе, не ограничивается.

Конкурс на соискание премии Деминга проводится в несколько этапов:

1) предварительный этап;

2) оценочный этап;

3) подведение итогов.

Приз Деминга присуждается всем компаниям, чья деятельность соответствует установленным в модели премии требованиям. Тот факт, что ежегодно присуждается очень малое количество наград, является подтверждением трудности соответствия этим требованиям. Цель заключается в подтверждении гарантии со стороны компании постоянно совершенствовать деятельность и после получения премии. Среди участников конкурса нет проигравших В компаниях, не ставших победителями, оценка осуществляется еще дважды в течение трех лет.

В 1987 году указом президента США Рональда Рейгана была учреждена национальная премия страны в области качества. Премия была названа по имени бывшего государственного секретаря США Малкольма Болдриджа.

В настоящее время премия М. Болдриджа присуждается в пяти категориях:

- премия для промышленных компаний;

- премия для организаций сферы услуг;

- премия для малых предприятий;

- премия для образовательных учреждений;

- премия для учреждений здравоохранения.

К числу некоммерческих организаций, не охваченных премией М. Болдриджа, относятся правительственные учреждения всех уровней, благотворительные организации, компании взаимного кредита и кредитные союзы, кооперативы, действующие в области коммунального хозяйства, и церковные организации.

Основной целью присуждения премии является выявление лидеров в области управления качеством среди американских компаний. Каждый лауреат премии обязан распространять свой опыт и достижения в области качества.

Просьба (заявление) компании, претендующей на премию М. Болдриджа, рассматривается группой членов Совета ревизоров, состоящего примерно из 150 экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты.

Компании, претендующие на премию, должны представить документацию на свою систему качества (результаты самооценки). Те из них, которые прошли первую стадию (анализ отчетов по самооценке), подлежат более тщательному рассмотрению на последующих стадиях. Премия М. Болдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории.

Победителей отбирают путем оценки по всем критериям с использованием 1000-балльной шкалы, поэтому несоответствие даже по одному из них сильно понижает шансы организации на получение премии. Упомянутые критерии включают оценку следующих сторон деятельности организации-соискателя.

1. Лидерство. Этот критерий учитывает, насколько хорошо высшие руководители направляют работу организации по применению передового опыта.

2. Стратегическое планирование. Организация должна установить для себя стратегические цели в области делового совершенства и выработать планы действий по их достижению.

 

3. Ориентация на потребителя. Этот критерий оценивает, насколько успешно организация удовлетворяет и сохраняет потребителей и завоевывает рынки.

4. Оценка, анализ и управление знаниями. Организация должна продемонстрировать, насколько эффективно она управляет сбором, анализом и использованием информации для совершенствования производственных процессов и повышения эффективности систем управления.

5. Внимание к человеческим ресурсам. Этот критерий характеризует, насколько успешно действует организация по закреплению кадров и наделению работников необходимыми полномочиями.

6. Управление процессами. Организация обязана разрабатывать и совершенствовать основные и вспомогательные процессы производства и поставки продукции, обеспечивать эффективное управление ими.

7. Деловые результаты. Этот критерий позволяет сравнить работу организации с деятельностью конкурентов и оценить ее эффективность во всех основных областях, включая уровень удовлетворенности потребителей, финансовые и коммерческие показатели, состояние трудовых ресурсов, взаимодействие с партнерами, производственные показатели, выполнение обязательств перед государством и обществом.

Необходимо отметить, что модель премии М. Болдриджа постоянно модернизируется. Данный процесс начинается с совершенствования критериев премии на основе изучения состояния дел в бизнесе, образовании и здравоохранении с целью исследования основных проблем и последующего улучшения деятельности. Он сопровождается опросами фокусных групп организаций, в число которых входят обладатели премии М. Болдриджа прошлых лет и те компании, которые планируют участвовать в соревновании за обладание премией. Критерии, которые предполагается применять в следующем году, и все изменения процесса оценки соискателей направляются членам жюри, оценщикам и другим заинтересованным лицам, чтобы определить, в правильном ли направлении идет работа. На основе высказанных замечаний разрабатывается окончательный вариант новых критериев.

Европейская премия по качеству (European Quality Award – EQA) учреждена Европейским фондом управления качеством (EFQM) при поддержке Европейской организации качества (EOQ).

Основным мотивом создания EFQM стала потребность в разработке европейской модели повышения качества на основе использования опыта, накопленного при оценке соискателей премий М. Болдриджа в США и У. Э. Деминга в Японии. Награды присуждаются ежегодно начиная с 1992 года. В конкурсе принимают участие компании из многих стран мира. Первая премия была вручена в Мадриде европейскому отделению американской фирмы «Xerox – Rank Xerox Limited».

Разработанная модель получила название модели делового совершенства. Цели и задачи, которые преследовали создатели Европейской премии по качеству, заключаются в следующем:

- стимулирование европейских предприятий и организаций к проведению мероприятий, направленных на достижение делового совершенства, то есть на повышение уровня удовлетворенности потребителей и собственных работников, а также на получение более высоких деловых результатов, и положительное влияние на общество;

- оказание помощи менеджерам европейских организаций в ускоренном внедрении принципов TQM как решающего фактора в достижении глобальной конкурентоспособности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.