Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Участвовать в конкурсе на соискание премии имеет право любая эффективно функционирующая европейская организация




Участвовать в конкурсе на соискание премии имеет право любая эффективно функционирующая европейская организация. Соискатели получают детализированные, независимые оценки своей деятельности, помогающие им в их непрерывном продвижении к деловому совершенству. Все эксперты, привлекаемые жюри конкурса, – это действующие высшие руководители организаций или, в некоторых случаях, преподаватели с многолетним опытом работы. В качестве обратной связи они предоставляют соискателям информацию о проделанной работе и ее результатах. На основе объективных суждений членов жюри предприятиям присуждают различные уровни делового совершенства

В настоящее время модель делового совершенства EFQM представляет собой добровольно применяемую организациями схему оценки достигнутых результатов в продвижении к деловому совершенству.

Названная модель содержит 9 критериев, при этом каждый из них включает определенные составляющие, объединенные в два блока - «возможности» (лидерство, персонал, политика и стратегия; партнерство и ресурсы; процессы) и «результаты» (результаты для сотрудников; Результаты для потребителей; Результаты для общества; Ключевые показатели деятельности организации)

Премии Правительства РФ в области качества учреждены Постановлением Правительства РФ № 423 от 12 апреля 1996 года. Согласно Положению о премии, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 206 от 24 февраля 1999 года, премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством.

премии присуждаются по двум категориям конкурсантов в зависимости от численности работающих в организации (до 250 человек и свыше 250 человек). Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовка предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества, образованный Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 18 от 13 января 2005 года.

Ежегодный конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества, оценочные критерии которого гармонизированы с моделью престижной Европейской премии по качеству, предоставил российским организациям современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения конкурентоспособности. В основу модели премий, а следовательно, и самооценки на соответствие ее требованиям, как и в другие конкурсные модели, заложены принципы всеобщего менеджмента качества.

Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает объективную оценку группы экспертов, которая представляется в виде экспертного заключения, содержащего данные о сильных сторонах деятельности организации и областях, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей.

Первый этап предполагает рассмотрение, регистрацию и систематизацию заявок на участие в конкурсе, консультирование по вопросам проведения конкурса.

Второй этап заключается в организации экспертизы материалов, представленных на конкурс. По результатам заочного участия (экспертизы материалов) всем конкурсантам подготавливаются и до завершения проведения конкурса направляются заключения с указанием сильных сторон их деятельности, а также областей, где возможны улучшения.

Решение по определению конкурсантов, которые будут обследоваться экспертными комиссиями на местах, принимает президиум совета. Все конкурсанты информируются о данном решении. Этот вид работ осуще ствляется в рамках третьего этапа. Основной его целью является проверка объективности представленных материалов. Программа обследования составляется с учетом отраслевой специфики претендента. По результатам экспертизы материалов, представленных организациями на конкурс, и обследования их на местах совет подготавливает предложения по присуждению премий и представляет их в Правительство РФ, а также определяет организации, которые награждаются дипломами совета.

Постановление Правительства РФ о присуждении премий принимается, как правило, к Всемирному дню качества (второй четверг ноября) и публикуется в средствах массовой информации. Ежегодно присуждается не более 12 премий, из которых до 3 – организациям с численностью работающих, не превышающей 250 человек, и не более 9 – организациям с численностью работающих свыше 250 человек.

организации – участники конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев:

- первая характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»);

- вторая характеризует, что достигнуто («результаты»).

Первая группа включает в себя критерии:

- лидирующая роль руководства (критерий 1);

- политика и стратегия организации в области качества (критерий 2);

- персонал (критерий 3);

- партнерство и ресурсы (критерий 4);

- процессы, осуществляемые организацией (критерий 5).

Вторая группа включает критерии:

- удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) (критерий 6);

- удовлетворенность персонала (критерий 7);

- влияние организации на общество (критерий 8);

- результаты работы организации (критерий 9).

После учреждения в России национальной премии в области качества число региональных конкурсов значительно возросло

Несмотря на многообразие существующих моделей, можно выделить черты, объединяющие их.

1. Общие цели учреждения премий по качеству: определение организаций-лидеров, которые могут быть примером в работе по качеству, предоставление любой организации ориентиров для постоянного совершенствования ее деятельности на основе использования метода самооценки.

2. Балльная оценка участников конкурса на соискание премий по заранее установленному комплексу критериев. Это позволяет четко отделить данные премии от других премий и конкурсов по качеству, существующих в странах мирового сообщества. Национальные и региональные премии – это оценочные системы.

3. Наличие двух групп критериев в модели премии, по которым осуществляется оценка участников: возможности (усилия организации в области управления качеством и совершенствования деятельности) и результаты использования этих возможностей, причем соотношение между группами критериев в моделях практически всех премий приблизительно равное.

4. Используемые методы оценки в отличие от оценки системы качества при сертификации носят более гибкий характер.

5. Примерно одинаковая процедура организации проведения конкурсов на соискание премий в области качества, включающая: заочную оценку по материалам, представленным на конкурс (самооценку); принятие решения о выходе на следующий этап; обследование конкурсантов на местах; повторное, окончательное рассмотрение оценки жюри; принятие решения о победителях; награждение победителей.

 

 

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.

В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба обусло­вила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками, подтверждаемыми сертификатом соответ­ствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях имен­но сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключе­ния контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний – яркое подтверждение этого. Такие компании, как «Макдональд», «Тойота», «Делта Эйрлайнз», «Термо Кинг», ОАО «Уфимское моторостроительное производ­ственное объединение», АО «Ижорские заводы» (Санкт-Петербург), АО «Нитрон» (Саратов) и др. – вот положительный пример этой зависимости. Но немало примеров, свидетельствуют о том, что фирмы терпят неудачи, т. к. качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.

Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества, поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.

Курс «Управление качеством» входит в стандарт подготовки специалистов в области экономики и менеджмента. Его значение обусловлено той ролью, которую играет качество в рыночной экономике.

В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собствен­ному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.

Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потре­бительские свойства товара.

Качество – задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка. Отсюда вытекает и объективная связь курса «Управление качеством» с практически всеми техническими и социально-экономическими дисциплинами, а также его непрерывное пополнение и развитие новыми знаниями о процессах управления качеством.

В курсе обобщаются достижения теории и прак­тики управления качеством в настоящее время, даются рекомендации по использованию опыта стран с развитой рыночной экономикой в условиях переходной экономики России, прослежена эволюция методов обеспечения качества; сформулированы задачи службы управления качеством; изложены методологические основы управления качеством и требования к качеству в соответствии с российскими и международными стандартами; показана роль сертификации.

Основная идея курса «Управление качеством» – ознакомить студентов, изучающих экономику и менеджмент, с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности Именно с этих позиций написано настоящее пособие, предлагаемое вниманию читателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.